Ты такой сложный!..
Действующие лица: Гуманитарий-лектор. Критик из народа.
На сцене только один стул для Критика из народа. Входит Критик, садится на стул. Входит Гуманитарий. Протягивает руку Критику, тот, встав, пожимает руку Гуманитария. Гуманитарий ближе подходит к зрителям.
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Физики и другие естественнонаучники часто выдвигают какие-то теории, совсем не заботясь о том, чтобы эти теории были понятны нам. (Здесь Критик встаёт со стула, подходит ближе к Гуманитарию, смотрит на него со стороны). Мы же, гуманитарии, по мнению естественнонаучников, должны всё своё новое перед ними тщательно обосновывать. Почему? Какое они имеют право быть к нам такими строгими? Пусть они занимаются звёздным небом, происхождением Вселенной, строением материи, а мы, гуманитарии, хотим заниматься Человеком с большой буквы и человеком с маленькой. Недавно мы, гуманитарии, сошлись на том, что достаточно понятным, простым взглядом на человека является аутоменеджмент.
Критик
(заметно нервничая)
Аутоменеджмент?
Гуманитарий
Самоупорядочение. Чтобы было понятно.
Критик
(заметно нервно, в зрительный зал, громко)
Вот именно: всё должно быть понятно! (Гуманитарию). А лично вы всё время говорите и пишете так, что у вас НИЧЕГО не понятно!
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Это неправда. Клевета. Ложь. Я стараюсь быть понятным. Я не использую таких жутких иностранных слов, как бихевиоризм, деконструктивизм, структурализм, экзистенциализм, эмпириокритицизм, янсенизм. Поэтому у меня всё понятно!
Критик
(в зрительный зал)
Всё у него понятно? Фигушки, извините за выражение! (Достаёт из кармана брюк свёрнутый листок бумаги, разворачивает, Гуманитарию). Я сейчас прочту ваше, и все поймут каким непонятным вы бываете! (Читает с листа бумаги). "Каждый человек есть упорядоченная или недостаточно упорядоченная совокупность четырнадцати его, то есть личностных потенциалов: командного, коммуникативного, лидерского, направляющего или ориентационного, познавательного, потребностно-мотивационного, прикладного, профессионально-квалификационного или трудового, психофизиологического, творческого, ценностно-мировоззренческого, эмоционально-волевого, эстетического или художественного и структурного мышления. (В зрительный зал). Вы услышали, как много непонятных слов у него? И этот наглый гуманитарий утверждает, что он всем понятный. Что его простоту легко впитать всем. Нет! Лично я не могу впитать такую простоту, потому что она не простота, а большая сложность! (В сторону Гуманитария) Аферист! Мошенник! Шарлатан!
Гуманитарий
(в зрительный)
Дамы и господа! Слушательницы и слушатели. Это недоразумение! Я сейчас всё объясню простыми словами. (Критику). Займите, пожалуйста, своё место. Присядьте снова на свой стул.
Критик
Я-то присяду. Но от моих присяданий то, что ты болтаешь и пишешь, не станет проще. Я думаю, что сколько бы вы себя ни объясняли, вы никогда не станете проще.
Гуманитарий
(Критику)
Я стараюсь объяснить не только себя, но и всех других. Вас я тоже стараюсь объяснить.
Критик
(в зрительный зал)
Не может объяснить свои сложности, а берётся объяснять других. Мошенник! Но я пока присяду!
Критик снова садится на стоящий на сцене стул.
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Начинать объяснять любого человека можно с его психофизиологического потенциала. Это его здоровье. Благодаря его психическому и физическому здоровью, вырабатывается в человеке его тяга к получению и освоению новых знаний. Чем больше у человека тяга, то есть стремление к получению и освоению новых знаний, тем выше у него познавательный потенциал. Чтобы получать новые знания, человеку нужна способность общаться с другими людьми. Чем легче человек сходится с другими людьми и чем легче он с ними общается, тем больше развит у него его коммуникативный личностный потенциал. А то, чего человек действительно-желает, - является его потребностно-мотивационным потенциалом. Так уж устроено человеческое общество, и это с ним давно происходит, что человек может осуществить свои желания с помощью определённых умений, навыков, с помощью своей способности взаимодействовать с другими людьми, а иногда и с помощью своего влияния на других людей, которое тем успешнее у него, чем выше у него его направляющий или ориентационный потенциал.
Критик
(сидя на стуле, в зрительный зал)
Чушь какая-то! Опять набуровил непонятных сложностей, а думает, что всем понятен. Я же говорю, - аферист!
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Определённые умения и навыки человека складываются в его профессионально-квалификационный или трудовой потенциал. И люди часто бывают такие, что в одиночку работают в какой-то профессии или специальности, а есть и такие, у которых высоко развита способность достигать каких-то профессиональных целей с помощью взаимодействия с другими людьми. Высокоразвитая способность взаимодействовать с другими людьми и есть командный потенциал личности. (Смотрит в сторону критика). И если человек сильно влияет на других людей, то у него есть высокоразвитый лидерский потенциал, который может оказаться ему бесполезным, если он не чувствует, в каком направлении должен двигаться он сам и те люди, на которых он влияет.
Критик
(нервно вскочив со стула)
Что вы хотите сказать? Вы что же; хотите сказать, что у меня низкий командный потенциал и я совсем не чувствую направления, в каких должны двигаться люди?
Гуманитарий
(Критику)
Вам бы лучше быть поспокойнее. Вы умеете что-нибудь делать своими руками? Резать по дереву, вышивать крестиком, ковать розы из железа, лепить из глины или пластилина?
Критик
(очень нервно)
Ничего я не умею делать руками!
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Значит у вас нулевой прикладной потенциал. Тогда развивайте в себе художественный вкус. То есть ваш эстетический потенциал личности. Созерцайте произведения живописи, скульптуры и слушайте хорошую музыку
Критик
(очень раздражённо)
Зачем мне это делать?
Гуманитарий
Чтобы отличать красивое от безобразного, извращённого. А также для того, чтобы уметь достаточно квалифицированно разговаривать об искусстве и музыке.
Критик
(очень нервно)
Терпеть не могу эту художественную болтовню! Лучше объясните мне, что такое структурное мышление, как личностный потенциал?
Гуманитарий
Зачем это вам?
Критик
Как это зачем? Я - человек творческий. У меня, как вы говорите, высоко развит творческий потенциал.
Гуманитарий
(с улыбкой)
Я вам о том, что у вас высоко развит творческий потенциал личности, не говорил! А структурное мышление даёт результаты, если принадлежит человеку, умеющему держать себя в руках. Тот, кто умеет держать себя в руках, тот обладает значительным эмоционально-волевым потенциалом личности.
Критик
(вскочив со стула, схватив его в руки и замахиваясь им на Гуманитария)
Так вы скажете мне, что такое структурное мышление или нет?
Гуманитарий
Ой, я испугался вашего вздёрнутого стула. Ну, конечно, я скажу, что такое структурное мышление. Это способности выявлять причины осуществления определённых событий и заглядывать в природу, в суть каких-то явлений.
Критик
(крайне нервно)
А! Я опять ничего не понял!
Критик со вздёрнутым стулом некоторое время бегает за Гуманитарием. Тот умело уворачивается от ударов.
Критик
(запыхавшись и поставив стул на пол, в зрительный зал)
Эти сложные гуманитарии просто невыносимы!
Критик, почти без сил, с заплетающимися ногами, уходит.
Гуманитарий
(в зрительный зал)
Так как время нашей лекции почти истекло, а я ничего не сказал о ценностно-мировоззренческом потенциале личности, то коротко замечу, что он состоит из убеждений, от следования которым человек не в силах отказаться. И у меня есть убеждение, что убежавший от нас критик может подкараулить меня где-нибудь с кирпичом, и стукнуть меня по башке, извините, голове. И так как я убеждён, что профилактировать, то есть упреждать преступления, всегда прозорливее, чем их расследовать, я заканчиваю лекцию. Мне нужно поговорить, "по душам", с убежавшим. Пойду, догоню, поговорю!..
Исполнитель роли Гуманитария уходит. Завершение скетча-лекции.
P.S. Автор хотел бы предупредить читательниц и читателей, что он не обманывал их, когда под видом философии он предъявил им скетч-лекцию. Лекции могут быть о чём угодно, а автор, может быть, он и погорячился, подумал, что иногда ему удаётся сочинить неплохие скетчи. Если на этот раз у него получился плохой скетч, то за это он просит прощения у заглянувших в этот текст читателей и читательниц.
Свидетельство о публикации №224111400255