Всеведение и человек
В богословии постоянно говорят о всеведении Бога, но чаще всего делают акцент на том, что Он знает все о людях и сотворенном мире. В меньшей степени рассуждают о Его совершенном знании Самого Себя. Конечно, это непостижимая тема. Ясно только, что Бог знает Себя безгранично, и Его знание о Себе не развивается и не совершенствуется, - оно всегда абсолютно. И тут всегда есть контраст с творением: люди, напротив, во многом не знают себя, и хотя могут познавать себя все глубже с течением времени, и даже прогрессировать постоянно в самопознании, но достигнуть в этом совершенства в течение земной жизни, - они не могут. Мы можем допустить, что святые как раз близки к совершенному познанию себя в этом мире. Вероятно, такое совершенство - один из признаков святости. Но для подавляющего большинства остальных, несвятых людей - такое совершенство самопознания закрыто. И это даже хорошо. Представьте, что было бы, если бы вся правда о нас самих стала бы известна нам здесь и сейчас? Мы бы, скорее всего, умерли от страха или сошли бы с ума, не в состоянии принять всю правду о наших грехах.. И только смерть означает для нас - открытие всей правды о себе. Но этого знания люди достигают не своими силами, а при помощи благодати Божьей. Да, мы не в состоянии сами достичь совершенного знания себя. А Богу, наоборот, не надо этого знания достигать, он вечно в совершенно знает Себя, - и не нуждается для этого в какой-либо внешней силе. Для нас же всеведение, данное в нынешнем греховном состоянии - было бы поистине ужасным даром. Полноту знания о себе и о мире человек может выдержать, только обретя святость жизни во Всеведущем Творце и Спасителе.
Свидетельство о публикации №224111400351
Ольга Туроверова 03.12.2024 08:13 Заявить о нарушении