о последней книге

Писать прозу начала поздно, потому к сегодняшнему дню только   5 книг, зато  все   в гос.издательстве. Стихи,  правда,  писала с 11 лет, и сейчас пишу, но не думаю,  что   книгу   стихов могли раскупить. Да,  время другое. Реалии другие. Совсем не поэтические. 4я  называется  «Модная кража», в нее вошли 11 рассказов и детективов, а также мемуары о знаменитых людях из первых рук. Она издана в 2022 году в Санкт-Петербурге при поддержке
Союза российских писателей и Министерства культуры РФ.
У  меня уже целый цикл детективов с одним протагонистом. Он, Виктор Черкавин,  сыщик-любитель, поскольку сам пишет детективы, черпая сюжеты своих историй из реальной жизни.
 Если бы я описывала работу милиции – это были бы не детективы, а фантастика. На встречах с читателями обычно нравится, когда я в шутку говорю: Как   пишу детектив? Беру обычную историю и добавляю к ней  убийство.
Конечно, это   не совсем так. Главное, почему это совершено? Простые бытовые  случаи  что ж описывать? Это мы и так видим каждый день. Интерес читателя  - к психологии. Почему кто-то решился на преступление? У меня есть рассказ, где героиня вынуждена совершить убийство. Страшная история, но сюжет подсказан жизнью.
Дмитрий Быков верно говорит, что сейчас век детектива – интересно  разгадывать, чем дело кончится. Потому даже  в обычных рассказах у меня   всегда неожиданный  конец, который на  поверку оказывается логичным. Увы, часто ли мы можем представить, к чему приведут наши действия…
. Почему «Модная кража»?  Потому что нынче такими кражами занимается Интерпол, настолько они стали модными!
Вторая часть нынешней книги – мемуары о знаменитых людях, ценность их лишь в  том, что они – из первых рук. 
Согласна с Михаилом Веллером, который говорит, что сегодня писатели боятся затрагивать нынешнюю реальность и больше тяготеют к описанию прошлого. Есть  блестящие образцы такой литературы! Но  когда у Водолазкина средневековый врач – действие происходит на Руси в 1470-х  -
герои говорят:
- Что до  спасения души, то эту информацию  я тебе предоставлю тет-а-тет.
-Он подумал, что я его кинул.
- Дитя умрет? Мне нужна консультация.
- Вас, засранцев, ознакомлю со следующими фактами.
- Если собираешь замерзающие элементы на моей территории, ничтоже глаголю…
Это не анекдот -  есть фото страниц книги.
 А ведь литература, как ни банально, учебник жизни! Ведь мы суть ( суть в данном случае – мн. число от есть)  то, чему нас научили, что мы прочитали, что увидели в кино, театре, музеях. Этот феномен давно известен и пример его приводит Быков ( ведь он еще и учитель в школе) : В самых  диких классах, в которых  никто не хочет работать, я начинаю говорить о чем –то интересном и на очень хорошем литературном языке, и через несколько уроков они начинают говорить так же! А литература и меняла жизнь. Пример:   после романов Диккенса начались судебные реформы и улучшения в работных домах. А после чеховского «Острова Сахалин» многое изменилось на этой страшной каторге.
Когда-то культура была элитарной. Современная  культура уходит в массы и неизменно становится массовой. «Труба  пониже, дым пожиже»,  но гораздо шире. И этот процесс  не остановить. Мне кажется,  не надо обзывать интернет большой помойкой. Открыты огромные пласты информации. Мы жили в особой стране, которая от всех была закрыта железным занавесом. Париж, а тем более Нью-Йорк  были дальше Луны. Мы о своей стране  знали только то, что разрешали знать. Тут Сталин и  иже с ним был гением. И это до   сих пор тянется с тех времен. Особая страна. «Умом не понять, аршином общим не измерить»… Поэтому   такой острый интерес к историческим романам. Люди хотят докопаться до корней, до причин! Слава богу,   возможностей стало больше.
 Откуда   сведения о знаменитостях? У   меня была педагог   по музыке,  Мария Яковлевна Вайнерман,  уроженка Одессы, окончившая  школу Петра Соломоновича Столярского, знаменитого скрипача-педагога, основателя первой в СССР школы –десятилетки для  одаренных детей.  История ее знакомства с Жуковым, изменившая всю ее жизнь и жизнь ее семьи, из –за чего она оказалась в Уфе – в этом рассказе. А ее муж, полковник ВВС, ежегодно принимал участие в воздушных парадах,  руководимых сыном Сталина  Василием Иосифовичем. Так что все из первых рук. С  другой героиней,  Ниной Александровной  Антоновой, доцентом кафедры романо-германской филологии, я познакомилась на выставке Виктора Домашникова, а учителем его отца, Народного художника СССР Бориса Федоровича Домашникова, был  мой папа,  выпускник Художественного института имени Сурикова, бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества.  Так мы познакомились и, смею думать, подружились. Она родилась во Франции и первые 27 лет своей жизни  прожила в Париже. Что касается крымских  партизан, переживших ужасы оккупации в каменоломнях -  мы в основном знаем лишь об Аджимушкае, где теперь музей -  но таких пiдскальных убежищ было  в Керчи и ее окрестностях много: в них  до войны добывали камень бут, из которого   построена вся Керчь.  И вот на первой встрече с читателями в Центральной библиотеке Керчи ко мне подошла дама, почетный гражданин города –героя и попросила: «К нам,  ветеранам, детям войны, каждый год перед 9 мая приходят школьники, приглашают выступить на пионерских сборах и комсомольских собраниях, потом пишут маленький отчет в газету, и всё. А рассказать, что мы пережили  и как мы страдали – это мало кому нужно. Мне кажется, Вы   могли бы это сделать». Разве я могла ей отказать? Для написания целого рассказа ее детских воспоминаний  -  хотя ей было тогда уже 12-13 лет – было  мало, пришлось обращаться к военным дневникам Симонова, к взгляду  с той стороны – к книге «Невыигранные  победы»Эриха Манштейна, оккупировавшего Крым в 1942, а в июле 1944 активному участнику покушения на Гитлера. Встречались мы потом еще многие годы, она приводила ко мне в гости других  «пiдскальных» детей. Им – Нелли Ивановне Ковбасе   и Валерию Барабашу - я посвятила два рассказа : «Дети Багеровского подземелья» и  «Военнопленные».
 Ничего автобиографического у меня нет. Это Эльза Скиапарелли могла написать «Моя шокирующая жизнь», а кому интересна моя? Нет, все рассказы  - или придуманный  сюжет, или действительная  история, но все же это не документальное, а художественное  произведение.  - Да, есть стихи, их довольно много,  штук 400-500, но ни одной поэтической книги нет. Есть  публикации в  литературных журналах: Юность,   Аврора,   Невский альманах, Урал, Сибирские огни, Волга,  Идель (Казань), Подъем (Воронеж), Эдита (Германия) и шорт листы  в литературных  конкурсах: Бунинском, Волошинском, Тургеневском.  А в 2021  сама  как председатель Баш.отделения  Союза российских писателей проводила с Фондом «Мажит Гафури XXI век» конкурс  «Женские судьбы» к 140  -летию   классика башкирско-татарской литературы, который оказался международным, столько было прислано   работ даже из США, Италии, Израиля, Беларуси. В 3м   квартале 2023 года  в изд «Китап» вышла 5я   книга «Спасибо за любовь». Повесть  «история одного  возвращения»  и рассказы и детективы. Но!  Есть еще одна   вещица под названием «Депрессия. Поэтапный выход». Прочитают, и кому-то поможет.  Не надеюсь  (  не люблю это  слово) -  уверена. Так примеры из многих   историй, в том числе людей неординарных, хотя бы Пастернака.


Рецензии
Мне было интересно читать про Ваше творчество, Нина. Большая многолетняя работа! Пять изданных книг - это немало. Причем, скрупулезная работа над словом.
Кстати, и стихи Ваши мне нравятся. В них свежий взгляд на мир.

Успехов Вам в творчестве!
С уважением.

Татьяна Шмидт   31.01.2025 18:01     Заявить о нарушении
спасибо, дорогая далекая Татьяна!

Нина Тур   31.01.2025 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.