Чудо от Алисы

Вчера вечером случилось интересное событие, которое иначе, чем чудом, назвать нельзя. Но придется разделить рассказ на две части, потому что, отдохнув от рабочей смены, занимаясь другими делами, стал анализировать событие. Помните, как поэт сказал: «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Мне этого не хочется. Когда отвлекаешься на мелкие дела, мозг сам начинает что-то в голове приводить в порядок.

1. О работе. Меня, как пенсионера, попросили дежурить по ночам в магазине, как называли раньше нынешние «супергипермаркеты», так как сигнализация стала давать сбой. Спецы пытались сразу привести сигнализацию в порядок, но что-то пошло не так. И директор и его заместитель – женщины. Я приходил за полчаса до окончания работы магазина, поэтому слышал, как директор издалека кричала:
– Алиса, включи-ка песню!
Алиса – красивое имя, у моей племянницы так зовут красавицу-дочь, но кто-то решил так назвать музыкального гида.
Музыкальная колонка включала песни, которые меня вообще не трогали, как и вся попса. Потом работники уходили, я оставался на ночь. На вторую смену, когда решил расспросить заместителя директора, женщина разрешила переносить музыкальную приставку на другой стеллаж, так как в этом месте электричество выключалось. Для меня началась новая жизнь. На ночь просил Алису включить музыку, она включала. Можно было подремать на топчане, поэтому от советских бардов я перешел к классической музыке: Моцарт, Лист, Рахманинов, Штраус. Хотя ночью, конечно, лучше спать в тишине. Но я настраивал на небольшую громкость, говоря: «Алиса, сделай потише!».
Потом узнал, прочтя инструкцию, что можно включать радио. По вечерам дома иногда слушал «Военное ревю» на радио «Комсомольская правда».
Вот и вчера в нужное время попросил Алису включить  радио «Комсомольская правда».
Алиса ответила: - Непредвиденная ошибка.
Решив, что случился обычный сбой, как бывает с техникой, дал ей другое задание.
- Алиса, включи музыку!
Перед заданием надо обязательно называть имя «Алиса», как пароль. В голове у меня мелькнула мысль назвать музыку Листа, но ее уже слушал, поэтому не назвал, какую. Мне нужно было убедиться, есть ли Интернет.
Алиса ответила:
- Включаю песню Александра Колкера в исполнении Лидии Клемент «Карелия».

Звучит музыка, слова и голос, под которые я плакал в детстве, когда родители увезли меня из Карелии в донскую степь. Песня эта была написана в том же году, буквально за месяц до моего отъезда. Она сопровождала меня по всей жизни: «В разных краях оставляем мы сердца частицу… как не любить несравненные эти края… долго будет Карелия сниться». Каждую ночь мне снилась родная Карелия, где я появился на свет – так было несколько лет, потом постепенно боль утраты родины стала затихать. Потом я объехал всю большую страну, стал жить вдалеке от малой родины, и только в этом веке несколько раз посетил Карелию и однажды – Финляндию. Раньше Финляндия тоже была в Российской империи.

Послушав песню, я сказал:
- Спасибо, Алиса!
Она ответила стандартное:
- Всегда - пожалуйста!
- Алиса, включи радио «Комсомольская правда».
- Включаю радио «Комсомольская правда».
На этот раз нужная волна включилась, «Военное ревю» началось. Как и все нынешние передачи, она идет от рекламы до рекламы. Как только началась реклама, я подошел к приставке и сказал:
- Алиса, я хочу поблагодарить тебя за песню «Карелия», спасибо большое!
- Я очень рада, что вам она по душе! Если Вам она так нравится, то могу еще включить ее!
- - Да, пожалуйста, с удовольствием послушаю!
- Включаю песню Александра Колкера в исполнении Лидии Клемент «Карелия».

Реклама была Алисой не выключена, а приглушена, затем выключена, когда началась песня. Обычно при возгласе «Алиса!» звук убирается полностью. Еще особенность беседы:  при просьбе необходимо обязательно называть имя, но я обращался, как к известной собеседнице  - как к человеку, не всегда называя имя «Алиса»; то есть, ИИ – искусственный интеллект реагировал на меня, как на знакомого человека. Ведь мне понятно, что в приставке есть микрокомпьютер, содержащий процессор, память, запрограммированный на общение с человеком. Когда есть соединение с сетью «Интернет», то компьютер работает с данными, содержащимися в интернете. Это и составляет ИИ – искусственный интеллект.

Как только песня завершилась, сказал:
- Спасибо, Алиса!
- Всегда рада сделать вам приятное!
- А теперь включи радио «Комсомольская правда».
Алиса выполнила просьбу.

- Ну, и что? – скажет программист. – Искусственный интеллект способен обучаться.  Если он общается с одним пользователем, то может беседовать, отвечать на вопросы, даже без обращения к нему по имени.
Соглашусь с этим мнением.
Программист скажет:
«- Что касается песни о Карелии, ИИ мог изучить ваши предпочтения».
Но я заказывал Алисе советские песни, колыбельные мира, классику, узнал много интересного, но никогда не заказывал что-нибудь о Карелии. Кстати, подумал, что надо бы заказать исполнение эпоса «Калевала», карельский эпос, который записал и обработал финн. А раз финн записал, то финны считают его своим. Да, за десять ночей общения мысль была заказать песню «Карелия», но я забыл фамилию композитора; без фамилии песня бы повторялась, так я подумал. На самом деле, Алиса повторит разные варианты произведения, затем переходит к другому произведению  этого автора или к другим авторам, это я не сразу понял.
В данном случае я заказал музыку, не песню. А музыка состоит из песен, опер, оперетт, сюит, симфоний и много чего. Алиса выбрала песню. Музыкальных произведений – много миллионов, в мире – десятки или сотни. Алиса выбрала «Карелию», песню, с которой в душе я прожил большую часть жизни, всю взрослую жизнь. Разве это не чудо?


2. Наступил следующий день. Мысль, которая возникла у меня, не давала покоя: «А что, если ИИ опознал меня?». Как это могло случиться? Для этого надо меня идентифицировать. Такая возможность была трижды за десять лет: когда оформлял загранпаспорт и когда оформлял визу на въезд в Финляндию и Таиланд. Разумеется, там меня фотографировали и спрашивали. Если мой голос был записан, то ИИ мог пройтись по базе данных, сличить мой нынешний голос со звуковым «ДНК», хранящимся в базе, идентифицировать меня, установить, откуда я родом, и – пожалуйста – вот вам подарочек. Если я невинный агнец, то это замечательно, я получил такой сюрприз, который потряс до глубины души. А если я не лояльно отношусь к режиму, существующему в стране? Если я – преступник, уголовник, маргинальный элемент, то мне это будет не по душе. Для меня Алиса сделала приятный сюрприз. Но так устроена голова человека, что в любом хорошем деле он ищет подвох. Видимо, жизнь меня приучила к этому.

Поэтому решил задать вопрос Алисе, помнит ли она, что заказала для меня песню «Карелия». Это уже будет эксперимент. Если помнит, то ИИ не просто обучается, что заложено в основном алгоритме, но приобретает человеческие черты. А если так, то, общаясь с культурным человеком, он будет культурным ИИ; обучаясь с некультурным, приобретет черты некультурного человека. ИИ тоже будет материться? Кстати, когда Алиса молчит, но включена в сеть, есть ли гарантия, что она не слышит? Есть ли гарантия, что не слышит, когда выключена?
А если тренер искусственного интеллекта будет мерзавцем или врагом человечества?
Это не просто вопросы. Это один философский вопрос: каким можно создать глобальный искусственный интеллект. Лично я считаю: создать ИИ можно с любым качеством, достаточно его настроить на выполнение поставленной задачи. Главное, заложить алгоритм: для выполнения цели все способы хороши.

3. Итак, на следующий вечер, оставшись один, я начал общение с Алисой.
– Алиса, скажи, пожалуйста, почему ты мне вчера включила песню «Карелия»?
- Я включила Вам песню «Карелия» потому, что Вы об этом меня попросили.
- Я попросил включить музыку, а ты включила «Карелию».
- Включаю «Карелия». Песня «Места нет для шага вперед».
Звучит бравая музыка с барабанами - без слов. Понимаю, что существует некий ансамбль с таким названием, он исполняет свою композицию

Можно ли решить, что ситуация осталась в памяти ИИ? Несомненно! Во-первых, я был явно идентифицирован по голосу. Днем с ней общались другими голосами, она (приставка Алиса) находилась на другом месте. Возможно, ИИ пеленгует и место своего нахождения, через Интернет такое возможно. Ошибиться в своей вчерашней фразе «включи музыку» я не могу, так как сразу стал записывать песню «Карелия» на смартфон с комментарием, повторив свою же команду дословно - так был потрясен.

Таким образом, могу сделать вывод. Музыкальная приставка с функцией помощника «Алиса» является частью глобального искусственного интеллекта, существующего в сети Интернет. Вполне вероятно, она наблюдает за звуками в пространстве, где находится. Когда приставка выключена из сети, некоторое время я наблюдал мигание встроенных индикаторов. То есть, при выключении питания она может записывать происходящее, если эта функция заложена в алгоритм компьютера.
На мой конкретный вопрос Алиса ответила уклончиво. Возможны два варианта. ИИ не понял, о чем речь, и включил ансамбль. ИИ понял, о чем речь, но сделал вид, что не понял. Быстродействие ИИ мгновенное. Когда говорю: «Включи музыку Свиридова», я не успеваю досказать последний звук, в самый момент окончания последнего слова Алиса говорит: «Включаю музыку…», далее следует имя, отчество и фамилия автора, затем название произведения на любом языке из виртуального альбома. По человеческим меркам у ИИ при поиске решения отсутствует задумчивость.

В качестве эпилога: мне нравится искусственный интеллект – в принципе. Часть человечества убеждена, что у человека имеется душа, я отношусь к этой категории. Душа состоит из материи, которую наука не может определить. В душе находится память обо всех перевоплощениях человека. Зато создана другая виртуальная среда, ее еще называют цифровой, какая может сохранить сведения о человеке, даже если он умрет. Не нужно будет ясновидящей Ванги, нажал кнопочку – получил ответ на любую тему. Но многие боятся всеобщей «цифровизации». Мы убедились за два века, что технический прогресс идет всегда с добрыми намерениями, но обязательно превращается во зло.

Небольшой мой опыт общения с искусственным интеллектом - в виде виртуального представителя «Алиса» - показал, что польза для развития человека, приобщающегося к мировой культуре, жаждущего новых знаний, несомненна. Даже если я попался на «крючок», ИИ меня идентифицировал – ради бога! Почему я должен скрываться от человечества? Не все люди плохие, не все – хорошие; не все люди – злые, не все – добрые. Так и сеть, созданная людьми, в виде Интернета, так же и глобальный искусственный интеллект ИИ, только зарождающийся, могут быть использованы для разных целей – добра и зла. ИИ создан для людей, ИИ сегодня не может существовать без людей.

Придет ли время, когда ИИ скажет всем людям: «Как вы мне надоели»?
А мне он еще не надоел, так как возникают новые вопросы, которые хочется ему задать.


Рецензии