Почему моя жена любит музыку
-------- Пересланное письмо --------
От: l.klinder@...
Кому: kairina@... Василий Чечельницкий chechel321@mail.ru
Дата: среда, 13 ноября 2024г., 21:58 +05:00
Тема: Прага / отрывок из книги "Чужестранка" /
ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ - ВСТРЕТИТЬ НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ, не только по музыке, но и ПО ЖИЗНИ
Рассказывает Преподаватель моей жены по классу фортепиано Клиндер (Герасименко) Лариса Петровна, уже 50 лет живущая в Праге, о своём Учителе – (как продолжение предыдущего «опуса» о людях, встречающимся нам на пути…)
На уроки музыки к А.П.Галамей меня регулярно / два раза в неделю / водил папа.
Погружение пальцев в клавиши рояля у меня вызывало восторг.
Вскоре я получила от родителей в подарок "Школу игры на фортепиано" / под общей редакцией А.Николаева /, которую они мне выписали из Москвы. Помимо знакомства с нотами А.П. старался на наших занятиях всевозможными способами развивать мою детскую фантазию и диапазон мировоззрения.
С первых уроков А.П. учил меня образно думать. Вспоминаю его лицо, когда он самозабвенно играл мне пьесы различного характера и с увлечением беседовал со мной о содержании этой музыки: "Как ты думаешь, о чём нам хотел рассказать композитор в этой пьесе ? ", - прищурившись спрашивал он. Я с радостью выдумывала разные истории и сказки... Иногда к этому процессу подключался мой папа со своими юмористическими подсказками, и мы втроём долго и весело смеялись.
В "Школе игры на фортепиано" не было никаких картинок и А.П. предложил мне рисовать иллюстрации к полюбившимся мне пьескам. Одним их первых моих рисунков на заданную тему были гуси с бабусей из известной детской песенки. А дома стены дрожали от моего пения "Жили у бабуси два весёлых гуся" ...
А.П. приучал меня подбирать по слуху мелодии знакомых песен и играть их от разных клавишей / транспонировать, говоря профессиональным музыкальным языком /. Я также регулярно получала от своего учителя разнообразные детские песенки, ноты которых он для меня записывал и с несложным аккомпанементом. Это были "Петушок" / Утром только зорька над землёй встаёт - литовская народная песня /, "Наш край"/ То берёзка, то рябина, куст ракиты над водой - Дмитрия Кабалевского /, "Родина" / Вижу чудное приволье - русская народная песня /, "Кукушка" / В полдень на опушке собрались подружки - польская народная песня /, "Санта - Лючия"/ В лунном сиянии море блистает - итальянская народная песня /, "Мои цыплята"/ Цып, цып, мои цыплятки - азербайджанская народная песня /, "Реве та стогне Днипр широкий" / украинская народная песня /, "Светлячок" / Светлячок, мой Светлячок, манит взоры твой полёт - грузинская народная песня / и так далее...
Я много пела под аккомпанемент своего учителя. Очень долго сопротивлялась просьбам учителя петь и самой себе аккомпанировать, но позже перестала смущаться и делала это с превеликим удовольствием.
А.П. интересовался какие книги я читаю / папа записал меня в городскую библиотеку, когда мне было шесть лет /. Никогда не забуду как мы с ним "сочиняли" музыку по книге Корнея Чуковского "Федорино горе" :
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры - то, тополры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза :
"Что такое ? Почему ?
Ничего я не пойму !"!..
Определённую часть урока мы с А.П. регулярно занимались подобной импровизацией, употребляя коротенькие прибаутки и стихотворения, я выдумывала мелодии к ним / например, на стихи Агнии Барто "Наша Таня громко плачет" и так далее /. А.П. записывал эти мелодии в мою нотную тетрадь.
/ На сегодняшний день в моём композиторском репертуаре имеются сотни пьес для детей, которые исполняются и на международных конкурсах пианистов. Начало этому положил мой любимый учитель А.П.Галамей /.
Вспоминаю рекомендации А.П слушать музыкальные передачи по радио / массовый выпуск чёрно - белых телевизоров начался в СССР вначале 60 - х годов, а первый цветной телевизор "Рубин - 401" поступил в открытую продажу в 1968 году, на покупку телевизора у нас не было денег /, не упускать возможность посмотреть в кинотеатре фильмы с музыкальной тематикой.
Дома у меня инструмента не было. После переезда нашей семьи из Измаила в Новый Оскол, мы жили в маленьком флигеле и приступили к постройке нового дома. На приобретение пианино не было ни средств, ни места куда его поставить.
А.П. разрешил мне заниматься у него дома, когда он находился на работе. Работал он музыкальным воспитателем в детском доме № 2 и городских детских садиках. Всенародные праздники проводились в здании Новооскольского Дома культуры. На сборных концертах художественной самодеятельности всегда с огромным успехом участвовали дети детского дома № 2 с танцевальными номерами в постановке А.П.Галамей. Делом его таланта были и хореография, и костюмы, и музыка. В большинстве случаев это были потрясающие танцы многонациональных народов СССР.
А.П.Галамей устраивал изумительные новогодние праздники для детей детского дома. Вспоминаю с какой любовью он мне показывал немногочисленные фотографии этих представлений и рассказывал в подробностях о подготовке и реализации его проектов для детей.
Позже он документально и наглядно воссоздал свою многолетнюю работу в любимом им детском доме в нескольких альбомах и подарил их своему детищу. Меня он попросил красивым почерком подписать фотографии, чтобы детям - сиротам осталась память о их детстве.
Через определённое время А.П. переселился на другое место жительства. Он снял небольшую комнату по улице Воровского у семьи Леденёвых недалеко от нашего дома. До сих пор помню обстановку этой маленькой коморки. На пианино стояли фотографии в красивых рамочках. На одной из них была фотография его мамы, которая была ученицей знаменитого Антона Рубинштейна. Мама А.П. была учительницей фортепиано всем своим трём сыновьям.
Один из них погиб в первой мировой войне / как и отец /. Второй брат А.П. жил во Франции. Власти запретили им переписку. Только в конце своей жизни А.П. и его брату позволили обменяться несколькими письмами. Возможности встретиться им никогда не предоставили. Обо всём об этом я узнала намного позже от своих родителей. Также я узнала, что девушка, которую он любил, живя в Петербурге, была репрессирована, как и А.П. / Позже папа позаботился о том, чтобы снять с А.П.Гамалей ярлык репрессированного ссыльного /. Он никогда не узнал куда она была сослана, и остался ей всю жизнь верен. Мама А.П. умерла от инфаркта.
В 1957 году я пошла в первый класс общеобразовательной школы № 1 города Нового Оскола. Хорошо помню, как после нескольких моих выступлений в школьных концертах, мне дали прозвище "Лариска - артистка". Но я не обижалась. По прошествии нескольких лет прозвище стало призванием!
В моём репертуаре появились произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Грига... Я по - прежнему была вынуждена готовиться к урокам фортепиано дома у А.П. по вечерам, когда он был на работе. Несколько лет подряд мои родители спрашивали меня какой подарок я бы хотела получить к своему дню рождения. Ответ был неизменен - ПИАНИНО! И несколько лет мне приходилось довольствоваться полученными в подарок книгами и нотами одновременно с обещаниями: "Подожди ещё немного, доченька". И доченька ждала...
В 1961 году в Новом Осколе открылась музыкальная школа. Я наотрез отказалась туда поступать. Разве я могла променять своего любимого Александра Павловича на другого учителя? НИКОГДА ! И А.П. и мои родители хором меня уговаривали не делать глупостей и начать посещать музшколу. Наконец мы нашли следующее решение: я буду продолжать занятия у А.П. и одновременно буду ходить в музыкальную школу.
А музыкальная школа мне, дескать, необходима, чтобы иметь свидетельство о её окончании для дальнейшего поступления в музыкальное училище. Мне было 11 лет и моё будущее было определено.
Властями города для музыкальной школы были отведены несколько классов в Доме культуры. Директором школы был назначен Виктор Иванович Ситников / баянист /. Моей учительницей по фортепиано стала Наталья Алексеевна Дорофеева / довольно пожилая женщина /.
Поступив в музыкальную школу, я имела в сравнении с другими учащимися очень хороший фортепианный фундамент от А.П.Г.
Гофман / ученик А.Рубинштейна / утверждал , что у ребёнка в возрасте между восьми и двенадцатью годами сила восприятия при занятиях музыкой просто громадна и уменьшается с возрастом. Для своих лет я была и достаточно начитанной и "наслушанной" . У А.П. была огромная фонотека и я систематически знакомилась в произведениями выдающихся композиторов.
Прослушиванию музыки А.П. уделял огромное внимание. Руководствуясь его рекомендациям, наша семья выписывала журналы "Музыкальная жизнь" и "Советская культура", благодаря которым я черпала и пополняла свои музыкальные знания. Городская библиотека стала для меня неотъемлемой частью моей жизни. Я "проглатывала" одну книгу за другой. Естественно, что это были книги, связанные не только с музыкальной тематикой. Будучи в школьном возрасте, я перечитала классику мировых имён. Уже в 8 классе мой учитель по литературе Иван Фёдорович Кизилов, будет мне советовать поступать в МГУ на литературный факультет...
Через год Н.А.Дорофееву по классу фортепиано сменила Ольга Владимировна Казарова. Слава богу, что у меня был Александр Павлович!
Уже тогда я поняла разницу между ремесленными занятиями музыкой и творческими. За творческими уроками я продолжала ходить к своему дорогому учителю - Александру Павловичу! Помню множество его выражений-рекомендаций: "Пальцы должны петь", "Не дерись с пианино", "Думай, когда играешь", "Играй целеустремлённо", "Научись работать над деталями", "Держи форму", "Включи уши" и так далее...
8 марта 1963 года я получила от родителей самый лучший подарок моего детства - новое пианино "Кубань - Краснодар"! Моему счастью не было конца! Пианино поставили в зал нашего нового дома! Низкий поклон моим родителям за всё, что они вложили и сделали для меня!
Через год О.В.Казарову сменила Лариса Михайловна Хмельницкая, которая продержалась в нашей музыкальной школе целых два года. На её уроки я ходила с радостью. Она показала меня профессору Авербуху / в Белгородское музыкальное училище /, который поставил мне музыкальный диагноз "пригодна музыкальной профессии".
Менялись не только учителя, директора, но и здания музыкальной школы. Не менялся только Александр Павлович, моё уважение и ученическая любовь к нему. Я постоянно ходила на консультации к нему. Теперь он жил в однокомнатной квартире в центре города / папа добился от городских властей квартиры для моего учителя /. А.П. мне много рассказывал о интересных музыкальных событиях из его жизни. Он был знаком с композиторами Глиэром, Глазуновым, Скрябиным; переписывался со Святославом Рихтером и Дмитрием Кабалевским.
Музыкальную школу переселили в очень старое помещение напротив Новооскольской милиции.
В класс фортепиано пришла новая учительница Элеонора Борисовна Бринина. Я проучилась у неё два года и поступила в Белгородское музыкальное училище по классу фортепиано.
РЕЗЮМЕ – Родители, мечтающие вырастить из своего ребёнка великого музыканта, перенимайте опыт Ларисы Петровны Клиндер, которая сама обучила технике игры на рояле, фортепиано, пианино и правильному пониманию музыки многих детей, включая собственную дочь, но и сохранила с ними духовную связь. Браво, Лариса!!!
На фото – моя жена Ирина в возрасте, когда она ходила на уроки к Ларисе Петровне, а их дружба продолжается уже более 50 лет!
Свидетельство о публикации №224111400710
Валентина Петрова Кирьянова 16.11.2024 23:22 Заявить о нарушении
Полковник Чечель 17.11.2024 10:14 Заявить о нарушении