О пользе скуки
Я решил принять участие в сеансе: «Скучный просмотр фотографий», - не в роли простого оценщика скучного продукта, а чтобы предпринять попытку анализа скукогенеза.
Все же не отказываясь от некоторой занимательности, сеанс «скукотерапии» был оформлен в виде соревнования между тремя конкурсантами.
Илья Нурекенов показывал фотографии, привезенные из своих многочисленных путешествий.
Катя Павлова комментировала свой арт-проект по городским фотопейзажам.
Вера Февральских, просматривая фотографии из семейного альбома, предавалась воспоминаниям о своей жизни.
Соревнования были хорошо продуманы: конкурсанты чередовались, обрушивая на зрителей свой контент несколькими волнами. Несмотря на перерывы, каждое из трех выступлений представляло единый текст. Такой формат скукотерапии оправдывал принятую мною на себя критическую функцию, поскольку я сам имею опыт написания текстов, посвященных путешествиям, произведениям искусства и семейным альбомам.
Привожу результаты своего анализа.
Илья Нурекенов был обречен на выигрыш, поскольку его текст был составлен по канонам самой скучной «литературы» – путеводителям и подписям к фотографиям в видовых альбомах. Редкий путешественник при составлении маршрута не руководствуется этими пособиями, использующими очень бедный язык с выражениями типа «отсюда открывается великолепный вид». Обнаружив указанный вид наяву, путешественник щелкает фотку, комментируя которую, в свою очередь произносит: «великолепный вид». В результате любой набор путевых фотографий представляет собой убогий однообразный недифференцируемый вздор.
Так было и здесь: отвратная долина сменялась мерзким водопадом, линию горизонта очерчивали поганые горы; неважно – заснеженные или покрытые лесом; особенно гнусно смотрелась жирафа; мыс же Доброй Надежды выглядел так заурядно, что лучше я бы зажмурил глаза. Вид Манхэттена с Ист Ривер вызвал зевотную реакцию, но вот вдруг мелькнул переулок, застроенный маленькими разноцветными домиками.
- Кейптаун – буркнул Нурекенов, и быстро убрал с глаз нескучный кадр, а в моей памяти вспыхнула сцена из перформанса Андрея Кузькина, отловившего на улице Кейптауна случайного прохожего, и проигрывающего для него на магнитофоне песенку, популярную в моем школьном детстве, держа у него перед глазами английский перевод следующих строк:
«В Кейптаунском порту с пробоиной в борту
«Жаннетта» починяла такелаж,
Но прежде, чем уйти в далекие пути,
На берег был отпущен экипаж»
А когда на горизонте одного из снимков появился силуэт Столовой горы, на которой герой фильма Александра Велединского «В Кейптаунском порту» станцевал дуэт, с меня всю скуку, как рукой, сняло.
Катя Павлова – художник и искусствовед – отлично понимает унылую скуку искусствоведческого дискурса, гротескный извод которого она с сарказмом применила к городскому фотопейзажу. Она одержала бы победу одной левой даже над Нурекеновым, если бы правильно выбрала материал для комментирования. Однако, на беду она остановила выбор на собственном проекте, посвященном городской … земной поверхности.
До сих нечто подобное я видел лишь в проекте Семена Файбисовича «Стены», в котором представлены поверхности стен, снятые крупным планом. Оказалось, что земная поверхность города много выразительнее. Здесь есть и асфальт с разной степенью изношенности, и каменные плиты, по разному расколотые, и останки каких-то бывших сооружений, похожие на корни сгнивших зубов, и странная геометрия газонных бордюров. Я уж не говорю о восхитительных в своей непосредственности очертаниях масляных пятен, растекшихся по асфальту. Суконный язык, использованный Катей, - все эти «крупные формы», «разлиновки», «фокальные объекты», «диагональные раскадровки», и другие подобные термины – не могли испортить того наслаждения, которое я испытывал при знакомстве с этим замечательным проектом. Какая уж тут скука?
Из всех трех конкурсантов Вера Февральских оказалась наименее амбициозной, и подготовилась хуже других, так как ее концепция скуки оказалась насквозь ошибочной. Комментируя фотографии семейного альбома, она собиралась вогнать слушателя в скуку, скрупулезно отмечая малейшие детали изображения, которые никто не заметил, а это – литературный прием, с успехом использованный, например, в своих романах Аленом Роб-Грийе. Более того, для усиления избыточности комментария, Вера привлекла сведения, выходящие за пределы фотографии, что сообщило ее объяснительным текстам черты личных историй, превращая их в художественную литературу, которая не может быть скучной по определению ( Исключением из этого правила является лишь литература соцреализма, время которой прошло). Таким образом, Вера проиграла вчистую.
Каковы итоги моего участия в сеансе: «Скучный просмотр фотографий» для меня лично?
1. Я твердо решил совершить турпоездку в Кейптаун.
2. Беру камеру, и отправляюсь на улицы Москвы, чтобы осуществить какой-нибудь из проектов на выбор, - к примеру:
- «Мусорные контейнеры Москвы»;
- «Московские кошки»;
- «Борщевики Москвы»;
= и другие.
3. Я перепишу свою повесть «Семейные альбомы» 2017 года, на манер Веры Февральских.
Июль 2024 г.
Свидетельство о публикации №224111400927