Скука, как неизбежность
Трое спикеров – журналист Алиса Иваницкая, художник Андрей Андрианов и литератор Юрий Сандберг - взяли на себя задачу всестороннего обсуждения феномена скуки. Игровой момент данного мероприятия состоял в том, что дискуссия должна была продолжаться в течение 8 часов без перерыва (один из спикеров мог на какое-то время отлучаться).
Замысел проекта оправдался: характер ток-шоу постепенно изменял свою форму – от высоколобого «круглого стола» в начале до изнурительного марафона в финале.
С места в карьер трое спикеров с интеллектуальным блеском обрушили на восхищенных слушателей свои домашние заготовки, проведя всесторонний культурологический анализ явления скуки, тонкость и изящество которого сочетались с присутствием внезапных ярких прозрений.
Когда заготовки закончились, спикеры обратились к резервам своей богатой памяти, рассказывая интересные истории про скуку, а, как только и эти материалы были исчерпаны, стали говорить обо всем подряд, - хоть о КОВИДЕ, хоть об Илоне Маске,- при этом оказалось, что упоминание скуки уместно в любом контексте, то есть вокруг понятия скуки можно выстроить самостоятельную эпистемологию.
На седьмом часу ток-шоу вступило в свою заключительную, самую драматическую фазу – испытание психологической стойкости спикеров. Здесь зрителям представилась возможность наблюдения практики «флибустьерства» - парламентской тактики «заговаривания» нежелательного законопроекта, когда спикер должен непрерывно говорить до момента закрытия сессии. Самый известный в истории случай флибустьерства - выступление Катона в римском Сенате с целью не допустить принятия закона, инициированного Юлием Цезарем. Так вот: у каждого из наших спикеров можно было наблюдать черты поведения, которые могли проявляться и у Катона; разве это не захватывающе?
Прежде всего, было заметно, что спикеры чудовищно устали: им даже было трудно произносить слова. Лучше всех «сохранился» Сандберг, что не удивительно: литератору легче дается искусство формулировки, так как свое «Пишущее я» он может задействовать и в речи устной. Кроме того, у Иваницкой и Сандберга наблюдались вспышки агрессии, а у Андрианова выявилась склонность к глубокому экзистенциальному пессимизму.
Но все трое спикеров, продемонстрировав недюжинную выдержку, собрались с духом, и победно пересекли финишную черту под аплодисменты зрителей. Игра удалась на славу - я достиг катарсиса.
В завершении прослушанной мною дискуссии я пришел к следующему пониманию явления скуки.
Человеческий род происходит от хищников (достаточно вспомнить, как наши предки обошлись с неандертальцами). Мозговая же деятельность хищника обслуживает процесс охоты, причем побуждение к охоте не запускается одним лишь чувством голода, так как хищник должен обеспечивать пищей, также, свое потомство. Таким образом, для мозговой деятельности хищника характерен «режим охоты»; альтернативой ему является «режим настороженности», свойственный в природных условиях любому живому существу.
С выходом человека из природы общество было вынуждено ограничивать проявления в особях охотничьего инстинкта, и для многих его членов охотничья мозговая деятельность оказывалась подавленной. Отсюда возникает возможность скуки, и становится очевидным, что скука – общественное явление.
«Сознание охотника» находит себе выходы не только в военном деле и спорте, но в любых видах творчества. А культура предоставляет возможности его имитации: когда мы слушаем музыку, читаем художественное произведение, смотрим фильм, то, если их эстетика близка нам, в нашем сознании они пробуждают устремленность к духовной цели - сублимированный охотничий инстинкт.
Если же динамическая тенденция нашего сознания не находит себе применения, мы испытываем скуку. Борются с ней разными способами развлечения; кто-то: – охотой, рыболовством, занятием спортом, любовными приключениями; другие прибегают к культуре: литературе, искусству и познавательному туризму.
Скука, также, невозможна при осознании грозящей нам опасности, - тревоги, - выросшей из «режима настороженности», имевшего место у наших диких предков.
Резюмируя, предлагаю следующее определение скуки:
«Широко распространенное спокойное дискомфортное состояние» - в отличие от состояний беспокойных, когда уж не до скуки!
Июль 2024 г.
Свидетельство о публикации №224111400933