Страх и стыд перед Богом
Страх
Страх бывает разным, но появляется он всегда в случае приближения чего-нибудь неожиданного: опасности, неизвестности, сакральности, наказания. Приближение само по себе становится причиной страха. Трепетности. Взволнованности. В этой связи можно понять и то, что называют «Страхом Божьим». Но это не боязнь, не робкое предвидение того, что вас накажут. Это именно близость, сама близость, порождающая волнение. Иначе говоря, постичь страх Божий можно только тогда, когда мы движемся к Нему, совершенно Непознаваемому. Не слишком адекватно это можно уподобить выходу на сцену. Артист чрезвычайно волнуется, но в результате он вдохновенно рождает сценический образ. Драматический или музыкальный. Говорят, что при отсутствии волнения не получается создания истинного образа, удаётся лишь что-то шаблонное. Или можно это уподобить первому брачному сближению девушки и юноши. Тогда ведь тоже возникает некий страх, трепетное состояние. Но само это действие не оканчивается чем-нибудь ужасным. Напротив. Оно даже венчается рождением нового человека. Движение к Богу тоже сулит некое создание или рождение. И тот, кто сблизился с Господом, создаёт или рождает самого себя совсем иным. В книге Иова читаем: «Откуда же исходит премудрость? и где место разума?.. Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум». Этот новый человек становится премудрым. Выходит, что при сближении с Богом пробуждается такой страх, такое трепетное состояние, создающее совершенно особое волнение, в коем и высвечивается премудрость, делающая его иным.
Стыд
Стыд чем-то сродни страху. В нём тоже прослеживается некое волнение. А зачастую стыдно человеку становится, когда он уподобляется животному. «Я поступил по-свински», — сокрушается человек. Свинья, кстати, наиболее близка человеку по свойствам внутренних органов. Возникает горькое сожаление по поводу собственного опускания, низкого поступка. А ещё он стыдится наготы. Вспомним библейский эпизод в раю. Поначалу первые люди не стыдились. Наверное, не стыдились они вообще, в том числе и наготы своей. Не было повода. Стыд появился у них после вкушения запретного плода. А съесть его посоветовал змей, который был хитрее всех зверей. Зверь посоветовал. То есть, люди последовали звериной рекомендации, опустились до его уровня. И ослушались Бога. А что следует после ослушания? Он как раз и следует — стыд перед тем, кого ослушался, а по сути — предал. Перед Богом стыд и возник. Стыд как таковой. Порождённый предательством. Так и случился повод, который раньше не касался людей. Они обратили внимание и на тела свои уже глазами иными, теми, что и у животных, увидели на себе нагие признаки зоологического мира, способствующие размножению в нём, оттого-то устыдились этой собственной схожести с животной наготой. А ведь до вкушения злополучного плода взгляд их исходил из глубины души, и видели они друг друга в первую очередь одухотворёнными. Конечно, Бог создал человека для жизни в духовном, горнем мире, но и оставил в нём инстинкты самосохранения и размножения в мире материальном, дольнем. Так, отодвинув одухотворение в сторону и обнажив в себе животное начало, люди в той, отодвинутой одухотворённости — испытали уже постигнутый ими стыд. Вот, мне скажут, что и у собак, вроде, тоже присутствует ощущение стыда перед хозяином. И у других домашних животных. А они — звери. Но душа, ведь, есть и у них. И стыдятся они тоже перед тем, кто их опекает. Может быть, это даже своеобразный намёк для нас.
2024
Свидетельство о публикации №224111501100