Глухозимье

  Зима была суровая. Снег выпал рано и его было много. Морозы стояли такие, что лишний раз на улицу и носа не высунешь.
                Так уж получилось, что совершенно случайно, мы с товарищем  встретились в больнице каждый со своими болячками. С детства оба были заядлыми рыболовами.   
                В больницу мы загремели, по рыбацким приметам, в самый разгар глухозимья. Период январских лютых морозов, начала февральских злых метелей и полного бесклевья на рыбалке. Кислорода в воде мало и по этой причине рыба не двигается. В период глухозимья и рыбаки мало двигаются. Редко кто ранним морозным утром, с рыбацким чемоданом на ледобуре за плечами, спешит к первой электричке. На водоемах единичные в поле зрения рыбаки надеются на редкую удачу. Вся армия рыболовов  с нетерпеньем ждет весны и «безумного» клева рыбы по последнему льду.
                И вот апрель! На дворе стоит капель.  Все на лед! Надежда, что повезет, а может быть и крупно повезет,  растет с каждым весенним  солнечным деньком, с каждой новой проталинкой, несущей рыбкам под лед живительный кислород. Это праздник! А пока глухозимье.               
        Что делать и чем заняться в больнице вечерами и в перерывах между уколами и капельницами?  Это, как говорится, на работе о женщинах, с женщинами о работе, а у рыбачков тема одна - о любимой рыбалке. Разговоров на эту тему и воспоминаний не бывает конца.
                С товарищем начали вспоминать, кто и как впервые начал рыбачить и заболел рыбалкой.               
        - Семен! Знаешь, как меня к зимней рыбалке дядька приучил?
 
               
-2-
               
        -Ну! Давай Сань! Поведай!      
        -Лет семь мне было. Приехали по первому льду на водоем. Мороз был не сильным. Солнышко пригревало. День обещал  быть клевым во всех отношениях. Забурились, как положено. Лунки подкормили. Дядька удочки наладил, показал как насаживать мотыля и строго наказал, чтоб поплавок  был притоплен под водой. Дал специальную ложку чистить лунки  и поспешил к своим лункам.      
              Утомительное время ожидания первой поклевки.  Кое у кого уже начало поклевывать. В такие моменты по всему водоему слышатся выкрики: «Сойди, сойди!» Некоторые кричат с указанием конкретного места, куда должна сойти рыба. Про себя думаю: примета, наверное, какая-то или рыбацкая солидарность, чтоб друг-друга не обловили, чтоб у всех поровну. Молодой был, наивный. Вдруг мой поплавок в сторону дернулся, на мгновение замер, резко всплыл и лег в лунке на бок. Ничего себе, с чего это его так выперло. На поклевку это явно не походило. Дядька строго-настрого приказал следить, чтоб поплавок под водой был. Стараюсь пальцем в лунке поплавок притопить. Не тут-то было. Всплывает. Гаденыш!  Беру ложку для чистки лунки и туда его туда, в глубину. Куда там. Лезет вверх, как тесто у бабки из кастрюли.  Думаю, грузик маловат и течением поплавок подняло. Надо пару дробинок подсадить. Знаю, видел, как это делается. Стал наматывать леску на катушку, а она, как струна натянулась. Наверное, за корягу зацепился?  Обрывать жалко. Наматываю с усилием потихоньку на катушку, даже вспотел, но что-то тяжелое к лунке подтянул. Наверняка коряга. Вдруг под тонким льдом что-то задвигалось. Мать честная – лещ, да какой!  Голова в лунку не лезет. Одни губищи только помещаются. Может и не лещ? Может сазан или сом?  Как увидел такое, соображать перестал и со всей дури рванул на себя леску. Леска  жалобно тренькнула и обвисла, а рыбина на миг замерла и медленно стала уходить в глубину. Не долго думая
                -3-       

засунул в лунку руку по плечо вместе с рукавом, чтоб рыбину схватить, но куда там. Только к свободе подтолкнул.
          Представляю, как выглядел со стороны. Точно не героем. Тут дядька подошел. ехидненько ухмыляется.
         -Ну, что, рыбачек, плачешь? Упустил экземплярчик? Бывает!
Я и сам не заметил, как из глаз слезы  текут.
       -Не плачу. Это с мокрого рукава вода капает.
С тех пор и заболел рыбалкой.
         Да! История занятная. Попади сейчас в такую ситуацию, вел бы себя иначе. Но, как говорится: «Говори об ухе, когда рыба в руке!»
        -  Сань, расскажу тебе, как я заболел рыбалкой. Только дело было летом.
         Примерно в таком же возрасте, как и ты, а может чуть моложе, пошли с братом на пруд за карасиками. Брат был постарше и считал себя уже опытным рыболовом. Помог мне забросить у края камыша поплавок моей удочки, а сам примостился рядом. Совсем время мало прошло и у него стало поклевывать. Одним глазом наблюдаю, как его поплавок чуточку притопит и в сторону ведет. Брат подсекает и,  один за одним, карасиков потягивает. Все   мерные, с ладошку. Карась в пруду был только золотой с толстой спинкой. Уха из него, да на костре получалась потрясающая. И жареный в сметане был очень вкусный. С серебряным карасем уха не такая наваристая.
              Пока за братом наблюдал, не заметил, как мой поплавок куда-то исчез, а удочка, как живая уползает в воду. Кое-как успел ее подхватить и дернул. Удилище изогнулось дугой. Гуляет в руках из стороны в сторону. В коленках дрожь.  Вот он азарт рыбацкий. Всем нос утру. Всех обловлю! Обрадовался до жути.
              Леска была надежная, брательник, молодец, постарался, чтоб при зацепе не оборвалась.

                -4-

              Тяну со всей мочи, и вдруг вижу, через камыши  всплыла рыба не рыба, зверь не зверь?  Больше на рыбу смахивает только без чешуи.  Со страху рванул удилище. Одна его половинка полетела в одну сторону, другая вылетела на берег с огромной рыбиной.  И самое главное рыбина-то живая, но уже почищенная.
              Брат подбежал. Схватил ее, чтоб в воду не упрыгнула.
     -Ого! Ничего себе карпик! Килограмма на два с лихвой потянет. Да еще зеркальный, чистить не надо. Везет же соплякам.
            Вот, Сань! С тех пор и я заболел рыбалкой.
            Эх, Семен! Сейчас бы на речке с удочкой посидеть. Хоть одним глазком на поплавочек взглянуть. Водичкой речной умыться.
            Посидим, Сань, посидим. Не переживай браток. И на речке и на озере посидим, и уху на костре не раз сварим. Мы же с тобой, сам понимаешь:  «Если увидим воду, и в ней не будет рыбы, мы же не поверим воде».
           -Сестричка! Накапай нам, миленькая, валерьяночки в мензурочки. Что-то сердечки заколотились.


Рецензии