Матвеевна
Бесконечно, дымя самокрутками, бригадиры полеводческих бригад высказывают мнение, что урожай небывалый, но поставки зерна в район пора сокращать. План по зерну давно выполнен и перевыполнен, пора уже было подумать и о себе. Все сдадим, а весной опять для посевной по зернышку собирать? Пора заложить в амбары семенной фонд, сделать запасы фуража, обещали выделить зерна колхозникам. Все работоспособное население села на уборке урожая. На току круглосуточно обрабатывают зерно, преимущественно в ручную, остро ощущается нехватка рабочих рук. Синоптики обещают затяжные дожди. Все может быть. Осень не за горами.
Председатель согласен с членами правления, но опять пришла разнарядка из района с требованием увеличить сверхплановые поставки. Районное руководство разными там уловками не обманешь. Все это прекрасно понимают. Какую неделю в селе торчит уполномоченный из района. Приказал отдельно выделить ему упряжку. С утра до вечера, мотается в тарантасе по полям, делает в своем блокноте только одному ему понятные записи. По нескольку раз в день требует и отправляет в район сводки по уборочной.
Закончили заседание правления, так и не придя к единому мнению. Всех, отпустив, председатель колхоза попросил задержаться главу сельского совета.
- Мыслишка появилась Матвеевна. Поддержи. Как кончат крутить кино, зайди-ка сегодня в клуб. Отдыхающих много в деревне. И студенты и
отпускники. Деликатненько так, поговори с народом. Попроси ночью на току поработать. Зерно отгрузим, считай, спасем положение и до дождей с уборочной управимся. Сам бы пошел поговорить, но уверен, у тебя лучше получится. А от меня пообещай после работы магарыч. Так и пообещай, поллитру на двоих, банку кильки, хлеба краюшку на закуску обеспечим.
Матвеевна удивленно взглянула в уставшие глаза председателя.
- А как быть с решением правления? Договорились ведь с магазином, во время уборочной никому и ни за какие деньги водку не продавать!
Председатель поморщился.
- Не мне тебя учить! Сама знаешь, что положение критическое. Куда без нее проклятой денешься? На поля какой день уже возим. Комбайнеры от усталости с ног валятся. В такую жару поля обрабатывают. Такого небывалого урожая даже старики не припомнят.
Глава сельского совета призадумалась. Выход из создавшегося положения, конечно искать надо.
-А как быть с районом? Уполномоченный донесет, не сносить нам головы.
Матвевна! Только тебе одной скажу, перешел на шепот председатель.
- Собирал нас первый. Приказал уборочную закончить любыми средствами. На все глаза закроет, но, чтоб хлеб был. Район-то по заготовкам на первое место в республике тянет. А что это такое, сама кумекай. И мы по районным сводкам в передовиках. Вечерком на счетах прикинул, излишки есть. Сдадим и мы в районе на первом месте. Переходящее знамя по уборочной считай наше. А это и премии, и почет, и слава.
Матвеевна не успокаивалась.
-За славой гонимся, да как бы самим с пустыми карманами не остаться. Что народу скажем?
На лице у председателя появилась досада.
- Не ты одна о народе думаешь. Уборочную закончим, не так много, но останется и нам хлебушек, да и картошка на полях уродилась, дай бог. С голода не умрем, а ситуацию разруливать надо. Выручай! Очень прошу.
С горьким осадком в душе, после состоявшегося с председателем разговора, пошла представитель советской власти в клуб, уговаривать отдыхающих, помочь колхозу с уборкой урожая.
По дороге только что прогнали стадо коров. Во дворах слышались голоса хозяек, зазывающих кормилиц домой. Пыль после прошедшего стада осела, но в воздухе держался крепкий запах распаренных животных, перемешанный с запахом свежих коровьих лепешек.
От здания правления колхоза до клуба было недалеко. Из открытой двери, примыкающей к торцу здания кинобудки, доносились звуки музыки. Показывали индийский фильм, как всегда про любовь. Зрителей должен быть полон зал.
Может задумка председателя колхоза и правильная. Танцы отложим и всех на ток сортировать зерно. Ничего. Поработают. Музыку подключим. Полчаса переодеться и с корабля на бал. Целыми днями отдыхают, все бока на речке отлежали. Не должны еще отвыкнуть от сельского труда. Кто поотвык, рукавички дадим. Ну, поболит немного спина, с непривычки.
В душное здание клуба заходить не хотелось. Недалеко, под старой липой, была свободная скамеечка. До окончания фильма можно посидеть, отдохнуть. В натруженных за день ногах чувствовалась усталость. Дышалось
легко. Жара спала. Напротив, располагался вход в здание клуба.
Над входом висела давно потерявшая свой первозданный цвет и блеск вывеска с когда-то написанными золотыми буквами: «РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ». Золотые буквы со временем потускнели и пооблупились. Чуть ниже располагалась вывеска «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ».
По бокам парадного входа когда-то красочные плакаты призывали: Ссыпать хлеб в закрома Родины Крепить оборонную мощь страны. Догнать и перегнать. Надоить от каждой коровы молока. Собрать зерна или еще чего-то с одного га. Увеличить приплод и т.д. и т.п. Призывы иллюстрировались, исполненным местным художником, портретами румяных доярок, свинарок, скотников с их не менее симпатичными подопечными.
Плакаты с призывами и портреты колхозников давно выцвели и потеряли первоначальную красоту. Весь этот выставочный комплекс колыхался на ветру в едином ритме и был похож на праздничную колонну. На крыше здания частично сохранился каркас с отдельными буквами известного лозунга, когда-то извещающего о том, что наше поколение советских людей будет жить при коммунизме! А ведь верили. Только где он этот коммунизм, одним глазком бы взглянуть. Где это. « От каждого по способностям, каждому по потребностям!»
Матвеевна только сейчас обратила внимание, как неприглядно выглядит когда-то разукрашенный парадный вход. Ступеньки крыльца местами прогнили. Перила с одной стороны были сломаны. Когда-то красочные лозунги и портреты передовиков перекосились, местами порвались от ветра. Центральная вывеска держалась на честном слове. Изгородь перекосилась.
Название сельского дома культуры осталось от прошлого. Раньше село было районным центром, славилось крепким руководством и большими урожаями. От прошлого сохранилась только лужа перед крыльцом. Раньше, перед праздниками засыпалась песком, а сейчас была вся засыпана окурками и шелухой от семечек.
Сколько лет уже прошло как район, и районное начальство перевели в город. Раньше был районный центр, а сейчас просто село. Как память о прошлом осталась только вывеска над крыльцом «Районный дом культуры». Название давно пора поменять. Дом культуры может быть в районном центре, а если просто село, то сельский клуб. Да разве дело только в названии?
Дом культуры был построен очень давно. Даже удивительно, что в свое время, как это было принято, очаг культуры не вселился в разграбленную церковь. Возможно, дрогнула рука у решающего эти вопросы начальника, выросшего в верующей семье. А может свою роль сыграло подписанное, более
твердой рукой, решение другого начальника, переделать церковный храм в мастерские для ремонта первых детищ отечественного тракторостроения.
Память о прошлом заключалась не только в старой вывеске. Сама много лет руководила домом культуры, пока не избрали председателем сельского
совета. Каждый закуток огромного дома знаком. Все родное. Сколько сил и
энергии было вложено, чтоб завлечь в дом молодежь. На районных конкурсах
самодеятельности не раз занимали призовые места. Кинофильмы старалась
свежие достать, артистов хороших приглашала. На Новый год ребятишкам
проводили утренники у елки, взрослым вечером бал-маскарад. Малышам
дарили новогодние подарки в красивых пакетах. Однажды даже ездила чуть не
на край света за мандаринами. Всем детишкам досталось по одному в пакетик.
Радость на лицах описать было невозможно. Многие название такого фрукта
даже не слышали. Из самой Москвы заказала пластинку со свадебным маршем
Мендельсона. Молодоженов регистрировали в доме культуры.
Как же все было торжественно и красиво! До сих пор в памяти сохранилась речь для новобрачных. Всю ночь учила наизусть перед регистрацией. Волновалась, словно сама замуж выходила. Зарплата была мизерной, да об этом как-то не думалось. Еще умудрялась мужикам бутылки с вином покупать, чтоб дров накололи. Такую махину протопить не просто. В холодном доме разве кого удержишь.
И все-таки, на душе было радостно. Видела, ощущала благодарность людей. Знала, какая тяжелая в селе работа и как надо было дать людям хороший отдых. А сейчас молодежь из села бежит. Вечерами каждый у своего телевизора,
каждый в свой мирок. Даже на приезжих знаменитостей не зазовешь. Только
летом, когда много отдыхающих, жизнь оживает.
В любой работе многое зависит от того, как к порученному делу
относиться. Сразу после уборочной надо направить в клуб бригаду плотников.
Вывеску позорную, с предложениями пожить при коммунизме, снять. В конце
концов, правильно говорится, что театр начинается с вешалки.
Сколько за последние годы в доме культуры сменилось руководителей, бессменна только уборщица, она же билетер, тетя Нюра. Без улыбки о ней вспоминать невозможно. Очень серьезно и ревностно относится к своим обязанностям. Пропуская зрителей в зал, билеты не надрывает, разрывает на четыре части.
- А то эта шпана вмиг, склеит и не отличишь от нового.
Шпана – не злые, рано познавшие тяжелый физический труд и вечно веселые сельские ребятишки. Зная слабые стороны в общении с тетей Нюрой, иногда не зло подшучивают.
- Вот где-то в центре зала возникает шумок. Тетя Нюра строго следит за порядком в зрительном зале. Предупреждает киномеханика, когда во время демонстрации фильма пропадает звук. За сеанс он пропадает, как правило, раз
десять. Топота и свиста зрителей в кинобудке, отгороженной от зала толстой
кирпичной стеной, не слышно, тетю Нюру слышно.
- Шумок в зале усиливается. Как из под земли, перед нарушителями тишины возникает тетя Нюра. Своим мощным бюстом, напрочь загораживает луч из кинобудки к экрану. Уменьшенные в размерах фигурки кинофильма прыгают по круглой фигуре тети Нюры. Раздается мощный голос.
-Чо у вас здесь?
В наступившей тишине, после небольшой паузы, чей-то писклявый голос произносит заранее придуманную фразу.
-А чаво!
Тетя Нюра не заставляет себя долго ждать.
-А ничаво!
Ухватившись, от смеха за животы зал лежит. Демонстрацию фильма приостанавливают. Тетя Нюра выгоняет на улицу весь ряд со словами:
-Целый месяц вам «кина» не видать. Шпана недоделанная.
Наконец, прервав воспоминания, двери клуба открылись. Фильм про заграничную любовь закончился. Дадим мужикам минут десять на перекур, а затем тряхнем стариной. Микрофон в руки и, с твердой верой в успех, совсем не безнадежного дела!
-Дорогие вы, наши отдыхающие! Друзья мои!
Свидетельство о публикации №224111501394
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/11/15/360 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 23.11.2024 10:32 Заявить о нарушении