Матвей Пучинов Смерть Камиллы, сестры Горация
Согласно истории, в давние времена Рим воевал с городом Альба-Донга. Исход войны должен был решиться в поединке, в котором три брата Горации из Рима выступят против трёх братьев Куриациев из Альба-Лонга. И всё бы ничего, только сестра братьев Горациев прекрасная Камилла была невестой одного из Куриациев.
Победили Горации, но в живых остался только один из них. А Камилла, узнав о гибели жениха от руки своего брата, кинулась к нему с упрёками и слезами. Вот как об этом написал историк Тит Ливий:
«Первым шёл Гораций, неся тройной доспех, перед Капенскими воротами его встретила сестра-девица, которая была просватана за одного из Куриациев; узнав на плечах брата женихов плащ, вытканный ею самою, она распускает волосы и, плача, окликает жениха по имени. Свирепую душу юноши возмутили сестрины вопли, омрачавшие его победу и великую радость всего народа. Выхватив меч, он заколол девушку, воскликнув при этом: «Отправляйся к жениху с твоею не в пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях — о мёртвых и о живом, — забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!»»
Именно этот момент изобразил на картине Матвей Пучинов. Сегодня её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Это не миф, а реальная история. Удивительно то, что отец убитой обратился к народу и правителю с просьбой признать справедливой смерть дочери и помиловать сына, одержавшего победу над врагами Рима. Горация оправдали, а Камиллу похоронили без почестей на том месте, где её поразил меч брата.
«Смерть Камиллы, сестры Горация»
Картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Матвей Пучинов написал в 1787 году. В построении композиции он пользовался строгими правилами исторической живописи эпохи классицизма: ясность действия, замкнутые внутри себя группы. Персонажи, облачённые в соответствующие одежды, больше напоминают артистов на сцене, чем древнеримских героев.
В центре картины – умирающая Камилла в окружении рыдающих женщин и Гораций. Он в воинских доспехах и ярко-красном плаще победителя. Правда, художник повернул его спиной к зрителю.
Кстати, приём, когда главный герой находится в центре композиции и акцентирован эффектной позой и яркой одеждой, использовал руководитель класса исторической живописи в Академии художеств Антон Лосенко. Например, в картине «Прощание Гектора с Андромахой».
Один из первых отечественных художников исторического жанра
Матвей Иванович Пучинов считается одним из первых отечественных художников исторического жанра. Он сосредоточился на написании полотен на мифологические или библейские сюжеты.
Где художник получил образование, сведений не сохранилось. Но достоверно известно, что в 1745 вместе с русским живописцем и иконописцем Иваном Вишняковым и итальянским художником Джованни Батистой Тарсиа он работал над плафоном в «верхних палатах» Большого Петергофского дворца.
Потом отправился в Италию, где учился у Джованни Батисты Тиеполо. Там он написал картину «Беседа Диогена с Александром Македонским». В 1762 году за это полотно Императорская Академия художеств удостоила его звания академика.
А 7 сентября того же года Пучинова уволили по распоряжению первого директора академии Ивана Шувалова. Однако уже через год восстановили. Позднее он состоял «живописным мастером при Шпалерной Мануфактуре». С 1768 по 1784 упоминался в исповедных росписях «церкви преподобного Сергия Радонежского, что при артиллерийской слободе».
В 1769 Матвея Пучинова вдруг лишают звания академика. В документах указано, что согласно Уставу 1764 года для подтверждения звания он должен был написать картину по специально заданной программе, что «им, г. Пучиновым, доныне не учинено».
Умер в отставке, получая пенсию.
Свидетельство о публикации №224111501498