Слово о полку Игореве, свидетели
В IX веке в Приильменьи и Поднипровьи возникает Киевское государство – «Империя Рюриковичей» (так называл К. Марс). В этаже время начались постоянные столкновения местных славянских князей, выходцами из Скандинавских стран со своими военными дружинами. С X века образуется так называемый «Великий путь из варяг в греки», соединившего Балтийское море с Чёрным. Путь шёл через Финский залив, Ладожское озеро, по реке Волхов, через озеро Ильмень, далее Ловатью к верховьях Днепра. Приемником Рюрика является Киевский князь Олег, который был убит древлянами за попытку сбора двойной дани. За ним Киевским князем стал Игорь. В этаже время появился серьёзный враг киевскому режиму – половцы, которые грабили и уничтожали жилища, продавали пленников в рабство. Создавались предпосылки для создания Русского государства, состоящего из великороссов, белорусов и украинцев. Крупнейшим художественным произведением и памятником великого исторического пошлого является «Слово о полку Игореве». Это поход князя Северского Игоря на половцев в 1185 г., кончившейся полным поражением князя Игоря и его пленением. В дальнейшем ему удалось бежать из плена. «Слово» глубоко народное произ-ведение, оно пронизано высоким национальным чувством и призывает всех русских князей к единению, к борьбе с врагом за родную землю. К концу XII века Киевское государство распалось на несколько феодальных княжеств. Неизвестный автор с большим достоинством обращается от имени Великого князя к 14 князьям самых различных областей Руси от Карпат и Дуная до таёжного Заволжья, от литовских болот до черниговских степей с призывом помочь Игорю, помочь русской земле против общего врага. Это произведение многогранно. Его сюжетная линия и образность языка позволит отнести его к числу величайших произведений мировой культуры. Громадные усилия кропотливого труда затратили учёные нескольких поколений на то, чтобы сделать доступным для современного читателя текст литературного памятника, дошедшего из глубины веков постигнуть его художественное совершенность, раскрыть его глубокий смысл. Первое печатное издание «Слова» появилось в 1800 г. В конце XVIII века в литературном сборнике появились сведения о «Слове». (Л1) Это заинтересовало коллекционера и археографа А.И. Мусина-Пушкина. Он тогда занимал в правительстве Росси несколько ответственных должностей, в том числе и являлся президентом Академии художеств. Оценив значимость сего документа, перевёл на современный русский язык и отдал рукопись в печать. Вот так «Слово» появилось на суд читателей. Книга вызвала большой интерес, была переведена на немецкий язык. Следующий президент Академии адмирал А.С. Шишков в 1805 г. воспроизвёл это произведение с довольно обширными пояснениями. Но в 1812 г. произошёл пожар и большая часть его библиотеки сгорела. И вот первое произведение, напечатанное в 1800 г. стало единственным документом «Слова». И вот после этого события вырос интерес о форме печати оставшегося произведения и как выглядел сам подлинник. В 1817 г. А.И. Мусин-Пушкин умер, пережив эту трагедию только на 5 лет. Стали интересоваться сколько было выпущено экземпляров первого издания и от кого Мусин-Пушкин вообще получил это «Слово». После выхода в свет монографии Г.Н. Моисеевой «Спасо-Ярослвский хронограф и «Слово о полке Игореве» в 1976 г. и переиздано в 1984 г. стали понятны причины по которым Мусин-Пушкин давал уклончивые ответы К.ф. Калайдовичу, ибо пользуясь расположением императрицы использовал своё положение для пополнения своей библиотеки. Установлено, что при содействии ярославского архиепископа Арсения Верещагина он получил в свою собственность сборник Хронографа со «Словом». Официально было зафиксировано, что этот сборник
- 2 -
был уничтожен за ветхость и согнитием. Одним из первых скептиков отрицавших подлинность памятника и древность этого материала стал историк и литератор М.Т. Каченовский, профессор Московсого университета и редактор журнала «Вестник Европы». «Лаврентьевскую летопись « Мусин-Пушкин в 1811 г. подарил Публичной библиотеке и скептики замолчали. Самовидцы, т.е. люди, которые лично видели «Слово». Это сам Мусин-Пукин, Н.М. Карамзин, публикаторы Н.Н. Батыш-Каменский, А.Ф. Малиновский, типограф С.И. Селивановский и А.И. Ермолаев. И только 150 лет спустя в полном соответствии с фактами, которыми располагает советская наука, учёные пришли к выводу, что « Слово» было приобретено не позднее 1792 г. Основной материал текст документа «Слова»» знакомились или изучали большое количество специалистов: академик Д.С. Лихачёв, член-корреспонден АН СССР А.А. Дмитриев, К.Ф. Калайдович, проф. Ф.Я. Прийма, И.П. Елагин, А.С. Строганов, А.Н. Олейнин и А.Х. Востоков и др., и все-таки появляется сомнения в подлинности материала, некоторые замечают разночтение в пределах одного тиража. А.С. Пушкин ссылался на то, что некоторые учёные в начале 1836 г. усомнились в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие возражения. Счастливая подделка может ввести в заблуждение людей незнающих, но не может укрыться от специалистов. Ещё А. Пушкин подчеркивал, что «Слово» не только памятник общерусской культуры. Поэт находил в нём слова, употребляемые в других славянских наречиях, где они сохранялись и применялись. Конечно, если бы удалось обнаружить ещё один список «Слова». Такой возможности полностью исключить не следует. Ведь академик М.Н. Тихомиров писал в редакцию о каком-то существующем «олонецком» списке. Но подтвердить в дальнейшем не удалось. Пока приходиться считаться с факта-ми – науке известен один список, который был напечатал до 1812 г. в собрании А.И. Мусина-Пушкина и в 1800 г. напечатан. (Л2,3)
Литература.
1. А. Мыльников «»Свидетели «Слова» к 850 - летию «Слова о полке
Игореве», журнал «Наука и жизнь» №9 за1985 г., стр.106.
2. Малая Советская энциклопедия. Москва. 1940 г. »Половцы», стр.237.
3. Ю.М. Львов «Книга «Аз и Я» Сулейманова О.О. по переводу «Слово о полке Игорева». 05.01.17, стр.4. Опубликована в соцсетях «Вконтакте» в мае 2024 г.
Материал подготовил Львов Ю.М. 31.07.2024
Свидетельство о публикации №224111501753