Тпрр-76. этимология. ведро. вёдро. бедро

          ТПРР-76. Этимология слов Ведро и Вёдро.

     Вопрос, конечно, интересный. На тему вывела супруга. Спросил у неё, знает ли она значение слова Стожары, о которых могла слышать от крестьян, бывая на Селигере. Нет, не слышала, а вот что значит буквально слово Вёдро, интересно было бы узнать. Запомнил и я, бывая там, одну из фраз местных: «Завтра ВёДРо будет. Пойдёте сено сушить». Так возник вопрос, что же есть ВёДРо. Готовясь к ответу, прочитал большую подробную статью на Проза.ру С.Колибабы по этимологии слова ВеДРо. Спасибо ему, что дал компактно все характеристики русского ВеДРа и как средста переноса жидкостей, и как меры объёма жидких и сыпучих материалов. Узнал, что мерным стандартом были, так называемые, «заорлёные» ВёДРа - медные ВёДРа с выгравированным царским орлом. Выводы, к которым приходит исследователь для тех, кто знаком с его работами, предсказуемы - ответ находится в текстах Ветхих заветов. Т.е. к анализу привлекает письменные источники. Я же говорю о дописьменной эпохе возникновения русской речи.
     На мой взгляд, дать этимологию столь вызывающих, почти неразличимых по звучанию, но далеко разошедшихся по значению русских слов ВеДРо и ВёДРо для этимолога сравнимо с подъёмом альпиниста на Джомолунгму.
     Выпишем ряд совпадающих по структуре русских слов.
БеДРо, ВеДРо, ВёДРо, ЯДРо, краткие прилагательные МуДРо, ЩеДРо. А вот  ДиДРо и ПеДРо – слова нерусские. Сходу смотреть, перечисленные похожие "родственники" ничего  не подсказывают. Надо узнать, что означает склейка ДРо! Мы много раз говорили о глаголе ДРаТь. Объяснили слово ДеРеВо, считая глагол ДРаТь его основой (См. ТПРР-57).  Предположим, что глагол ДРаТь даёт слово ДРо, означающее наименование результатов деятельности, называемой этим глаголом. ДРаТь можно ягоды, сегодня имеются специальые совки с зубьями по краю – помогают ДРаТь-срезать ягодные плоды. ДРаТь можно также кору, например, липы - ЛыКо, берёзы – БеРеСТа. можно крупные плоды фруктовых деревьев.. Слышим и сегодня возмущённые жалобы садоводов: «У меня весь куст смородины  обоДРаЛи»! ДРаЛи также и корнеплоды: репу, свеклу, морковь. Вопрос, как из ДРаТь получилось ДРо?. Есть одно слово, поддерживающее нашу версию. «Сгореть на ТЛо». Русский сразу скажет, что речь идёт о конечном результате ТЛеНиЯ.  Сгорел так, что осталась только  ЗоЛа. ТЛо это остывшие остатки горения, а может быть и просто длительного истлевания, ЗоЛа – горячие остатки костра, люди надеются в ней найти  непогасшие угольки, об этом первослово Зо. См. ТПРР-42.
     Склейка ДРо стоит в начале многих русских слов, таких как: ДРоБь, ДРоВа, ДРоГНуТь, ДРоЖь, ДРоТиК, ДРоЧиТь
.    ДРоБиТь, значит, мельчить продукт, двигаясь к конечной цели - получение съедобной его части. ДРоБя орех, получаем ЯДРо. 
     ЯДРо - слово читается согласно предложенному значению склейки ДРо так: «Теперь (после разБиТиЯ) вижу = Я, чтО здесь можно есть».Такое же значение первослово Я даёт в словах ЯГоДа, ЯЙЦо, ЗаЯЦ.
     ДРоБь - измельчённый продукт, полученный в результате ДОоБЛеНиЯ. Самоё слово ДРоБь это повелительный глагол. Известная нам свинцовая ДРоБь как существительное, появится гораздо позже.
      ДРоВа это сучья, хворост, тоже надо ДРаТь, ломать. Ясно, что сам продукт пойдёт в ПеЧь, об этом конечное первослово Ва. Вот так раскрывается загадка, почему  это слово не употребляется в  единственном числе. Окончание Ва указывает на то, что наДРаННый материал СуЮТ Ва! "Что наДРали суйте в печь = Ва"
     Теперь ВеДРо. Очень просто читаем: Ве = Д.п.(Ва), где Ва это не только действо по приёму чего-либо ВНуТРь, но и сама женщина. Обычно в большой семье Ва это сноха. Её дети и родня обозначены местоимением ВаШи. Значит, когда продукты несут Ве, то это и есть Ве!ДРо! Со временем название продукта перешло на изделие, в котором носят этот продукт.
     Наконец ВёДРо! Первослово Вё есть детский вид от первослова Во. Мы уже запомнили, как возникают первослова среднего рода в русском первоязыке: предмет или явление должны иметь сразу признаки мужские и женские или одновременно не иметь таковых. Расширение понятий, определяемых триадой В, Ва, Во коснулось и процесса поедания пищи: человек несёт кусок в рот это В, для того, чтобы жеВать, а это Ва. У процесса поедания пищи  нет признаков особо мужских или особо женских, значит, средний род - Во. Наше Вё, говорит о том, что сообщение о сухой солнечной погоде, есть сигнал к выводу и детей на свободный (подножный) выпас. Там, в лесу ли, степи ли они будут ДРаТь и сразу В рот, ну и кое-что В  ВеДРо тоже. В этом и заключается радость от получения известия ВёДРо!
     У слова ВёДРо нет множественного числа, а множественное от слова ВеДРо – ВёДРа тоже приобретает детское Вё. Может быть так потому, что первословом Вё называют весь собранный-ДРаный продукт, тогда как фразой первоязыка Ве!ДРо! указывают кому продукт.В похожих случаях церковно-славянский обходится без Ё – «братья  и СеСТРы, возьмите ВеДРы». Ну вот мы  почти и забрались на Джомолунгму.
     Слово Бе-ДРо – полная аналогия слову Ве-ДРо по словообразовательной модели. БеДРо это «наДРанный» подарок, который  несёт мужчина своей возлюбленной Бе = Д.п.(Ба), живущей в другом селении: вариант брачных отношений, когда мужья приходящие. От БеДРа ВеДРо отличается тем, что оно не подарок, оно средства пропитания, которые «наДрали» члены семьи, где старшая есть Ва. По почти современным понятиям устроена семья, где Ва и Ма находятся на одной территории. Семья Ма это мать, отец и младшие дети, а семья Ва = семья старшего сына  живёт отдельно от родительского дома, но в границах рода, брачные отношения в этом случае почти соответствуют современным представлениям. Объясняя слово РеБРо, я сказал, что оно тоже подарок молодого мужчины = Б, который делает ДоБРо = подарок Тёще, устанавливая отношения с руководством селения, в котором живёт его Ба. БеДРо же несёт мужчина Д, который всего лишь поддерживает ранее установленные отношения.


Рецензии