Тайна Скалистого маяка Глава 4 Старые газеты

Глава 4 Старые газеты

За старыми газетами я предложил зайти в библиотеку Британского музея. Я люблю тишину ее читального зала. Это наиболее полная библиотека в Лондоне, созданная благодаря, подаренным сэром Робертом Коттоном государству рукописям и книгам. Посетителей было немного, и мы заняли стол у южного окна, где было светлее. Библиотекари уже меня хорошо знали и нередко откладывали новинки.   
– Нам нужны старые газеты, – попросил я, – за сентябрь 1939 года.
– Это когда Великобритания объявила войну Германии? Посмотрите пока свежие новости, а мы для вас подберем нужный материал.
Вскоре на наш стол легли четыре подшивки старых газет,
– Здесь, вы найдете все о начале войны.
– Поделим пополам: ты просмотришь «Таймс», «Дейли Экспресс», а я – «Дейли Телеграф» и «Пикче Пост», – распорядилась Ирен.
1 сентября в газете «Таймс» было напечатано письмо читателя, обращенное к главному редактору.
"Сэр, остается надеяться, что если война начнется, библиотека Британского музея не будет закрыта. Как стало ясно во время предыдущей войны, библиотеки играют огромную роль в поддержании духа народа, а также являются источником информации, моральной поддержкой во времена сражений, опасности и стресса. Не правда ли, власти должны заботиться не только о физическом убежище для детей, но и об убежище для их умов?".
А в «Дейли Экспресс» я прочел речь премьер-министра Невилла Чемберлена и радиообращение короля Георга Шестого.
Ирен узнала, что 27-летняя британка Клэр Холлингсуорт, работавшая всего одну неделю в «Дейли Телеграф», первая сообщила газете о начале Второй мировой войны.  Ранним утром 1 сентября 1939 года она была в Катовице на юге Польши, ехала на машине недалеко от границы с Германией, увидела немецкие танки в долине в нескольких километрах от нее и, перепуганная, сразу же позвонила. В «Пикче Пост» Ирен показала мне знаменитую фотографию плачущего маленького мальчика, с висящей у него на шее у табличкой с именем и адресом, который держит в руках противогаз.
В первый день войны британские газеты больше походили именно на инструкции по эвакуации с подробными планами вывоза детей и беременных женщин из города и информацией о закрытых участках железных дорог, а «Пикче Пост», памятуя о том, что эвакуируют жителей в основном в сельскую местность, выпустила фотопособие "Как выжить в палатке" с подробным описание техники разведения огня, сбора хвороста и приготовления пищи в полевых условиях.
Удалось найти и интересующие нас материалы о событиях, случившихся на Скалистом маяке.
Сообщение береговым службам о том, что Скалистый маяк потух, было сделано 3 сентября 1939 года в 23:31 капитаном корвета «Патриот», патрулирующего южное побережье Великобритании. Тот корвет и стал первой жертвой потухшего маяка, он врезался в скалу и получил пробоину. Об этом немедленно был поставлен в известность Южный совет по маякам, однако в виду штормовой погоды отправить помощь на маяк удалось только через три дня.
Когда спасатели, во главе со старшим смотрителем Эдвардом Смитом, поднялись на маяк, оказалось что трое дежурной смены: смотритель Роберт Джонсон, его помощник Уильям Моррис и стажер Джеймс Миллер исчезли.
Чтобы провести официальное расследование инцидента на маяк немедленно прибыл суперинтендант Южного совета по маякам сэр Джек Тейлор, который в свое время принимал на работу этих троих и знал их лично. Он тщательно осмотрел все этажи и отсеки маяка.
В составленном им протоколе осмотра указано, что оборудование на маяке находится в порядке, за исключением отсутствия ацетиленовых баллонов, из-за чего маяк потух. Постели были заправлены, стол был накрыт для ужина, мясо, сыр и хлеб на столе остались. Не были обнаружены личные вещи дежурной смены, и исчез приписанный к маяку спасательный катер для экстренной возможности переправить на берег неожиданно заболевшего или получившего травму члена смены. Не запертой оказалась входная дверь.
Джек Тейлор пришел к выводу, что по неизвестным причинам, все трое, не успев поужинать, поспешно захватили свои вещи, и на спасательном катере покинули маяк, но из-за шторма катер перевернулся, и все трое утонули. В протоколе было также отмечено, что оставить самовольно потухший маяк – серьезное правонарушение, и, если бы они благополучно добрались до берега, то их ждало бы суровое наказание и, возможно, судебное разбирательство. Присланный из Лондона констебль Бенджамин Лестрейд произвел вторичный осмотр, и с выводами суперинтенданта Джека Тейлора согласился. Тем не менее, семьям пропавших, проживающих в Суссексе в поселке смотрителей на окраине города Баттл, были оставлены их дома и назначены пенсии.
Вечером мы отменили поход в театр и обсудили результаты сегодняшнего дня.
– После похода в библиотеку британского музея, и просмотра старых газет осталось больше вопросов, чем ответов, – сказал я, – ясно, что найденная книга опровергает официальные результаты расследования и надо начинать все сначала.
Если принять мнение газет, что все трое утонули, но как книга, которую взял с собой на маяк смотритель Роберт Джонсон, оказалась в немецком городе Нюрнберге без каких-либо следов пребывания в воде? И кто-то вернул книгу сыну пропавшего смотрителя, по-видимому, хорошо понимая, что она вызовет повторное расследование давно закрытого дела? Значит, кто-то заинтересован в том, чтобы дело сняли с полки? Дает ли это надежду, что пропавшие трое или, по крайней мере, владелец книги, живы? С чего начать новое следствие?
– Есть возможность узнать кое-что, не попавшее в газеты, – заявила Ирен, – мой дедушка имеет пасеку в Суссексе, на окраине города Баттла, он несомненно многое знает о событиях на Скалистом маяке. Мы начнем с него. Я уже виделась с Эммой, вакансий для медсестры пока нет.
На следующий день я сходил в магазин и приобрел для мистера Холмса подарок: новый костюм для пчеловода, мы собрались и предупредили мисс Хадсон, что, возможно, несколько дней будем отсутствовать. Пусть она получает всю почту и записывает имена, адреса и телефоны возможных посетителей.


Рецензии