Пушкин и динозавры Дино

Удивителен А.С. Пушкин - он действительно наш весь = что не набери в поисковике в связке с его именем = непременно найдется обильное и поразительное ...

Вот, для примера, что выдал Яндекс на запрос ... "Пушкин и Динозавр Дино":


Образ «Пушкина-динозавра» существует в творчестве художника Дмитрия Пригова. 1   4 Он адаптировал под динозавров Пушкина, например, вместо «мой дядя самых честных правил» писал «мой динозавр самых честных правил». 1

(1) Дмитрий Пригов: стихограммы, динозавры и крик кикиморы
ИСКУССТВО19 мая 2014В Третьяковской галерее открылась ретроспектива Дмитрия Пригова — художника, поэта, одной из самых ярких фигур русского концептуализма. «Воздух» публикует новую, дополненную версию материала «Афиши» об источниках и составных частях Пригова

 Инсталляции, объекты и рисунки
   Дмитрий Пригов. Для бедной уборщицы. Инсталляция  Фотография: andyfreeberg.com 
На выставке «Дмитрий Пригов: от ренессанса до концептуализма» в Третьяковской галерее, пожалуй, впервые можно оценить объем наследия Пригова. Его мир состоял из повторяющихся сюжетов, переходящих из десятилетия в десятилетие, и предельно узнаваемых героев: «бедная уборщица», огромный глаз, ауры и бестиарий, а также стихограммы и работы с газетами. При этом Пригов оставил колоссальное число произведений, многие из которых он даже не подписывал, что создало некоторые проблемы в работе над выставкой.
Екатерина Деготь   арт-критик
«Пригова следует воспринимать не как писателя, который еще немного рисовал (ну как Пушкин этим баловался), а как художника, который делал художественные произведения в том числе и в слове, в перформансе. В противном случае его литературная практика покажется довольно традиционной. Сейчас происходит некая «борьба за душу» Пригова, издается канонический для России свод его сочинений (первый том пятитомного собрания сочинений, «Монады», был выпущен в 2013 году. — Прим. ред.), про который известно, что он не будет полным. Мне весьма интересно, какая часть его наследия там будет пропущена или отодвинута на поля и каким в итоге предстанет его образ. Пригов — один из крупнейших русских писателей и художников, и у таких фигур (Маяковский — самый яркий пример) всегда бывает интересная посмертная судьба, иногда с поразительными поворотами. Посмотрим».
   Дмитрий Пригов. Композиция из серии «Скважины», 1974
Марат Гельмангалерист
«Когда-то мы делали проект «Конверсия», одним из аспектов которого было использование художниками техники. У Пригова была такая теория, что русские используют технику всегда не по назначению. Вот, например, когда Петр Первый впервые привез из Голландии эти замечательные токарные станки и раздал их боярам — мол, пользуйтесь, повышайте свою квалификацию, — то они и выбросить их не могли, и как этим пользоваться, не знали. Поэтому они у них либо стояли в самом центре избы как некая демонстрация близости к царю, либо их использовали в качестве груза, когда квасили капусту. Так вот, Пригов создал проект «Компьютер в русской семье», это была серия фотографий, где он показывал, как русский человек пользуется компьютером. Ну, например, девушка смотрит в экран, как в зеркало; компьютер украшают всякими рюшечками; мужчина использует его как подставку, чтобы удобнее было завязывать шнурки. В общем, компьютер в русской семье — это было почти что домашнее животное или табуретка».
   Дмитрий Пригов. Из серии «Фантомные инсталляции». Лист 2
Кирилл Светляков куратор ретроспективы Пригова в Третьяковской галерее
«Все спрашивают — а почему у нас инсталляция с динозавром? У Пригова история с динозавром — это всего лишь один эскиз. Но для меня было важно показать именно динозавра. Есть такая серия «Для Джорджика» — это серия наклеек, которую он создал для своего внука и написал к ней стихи: внук очень любил динозавров и ничего другого не любил. Не хотел читать Пушкина, Лермонтова — и Пригов адаптировал Пушкина под динозавров. Вместо «мой дядя самых честных правил» писал «мой динозавр самых честных правил». Но динозавр для Пригова — это еще и фигура абсолюта, «Парк юрского периода», все что угодно. Здесь мы видим существо, которое свободно существует в пространстве, которое для него не предназначено. Он не укладывается в нашей голове, но свободно может пройти сквозь стену. Это что-то, что больше нас. Художники XX века всегда уходили от этой темы, их, как правило, мало интересовала классическая красота религиозного искусства, а Пригов эти темы вдруг начинал сквозь себя активно прокручивать. Этот динозавр во многом передает ощущение столкновения с тем, что больше тебя и выходит за границы твоего понимания.
Пригов издевался над музеем как храмом искусства со своими жесткими устоявшимися законами — в частности, в серии «Для бедной уборщицы». Надо сказать, всегда у людей, мало знакомых с творчеством Пригова, возникает, как правило, один вопрос: «Это про религию или про что?» Как про «Черный квадрат» всегда спрашивают, это искусство или нет. Пригов постоянно вызывает религиозные ассоциации. Надо понять, что такое глаз, который смотрит отовсюду с его работ. Это, с одной стороны, божественное око, а с другой стороны, он означает власть. Также этот глаз может означать зрителя — это то, на что ты смотришь и что смотрит на тебя. Чтобы понять эту ситуацию, надо осознать, что ты не уборщица, а еще один участник художественного процесса».

 (4) Крымская загадка Пушкина
В середине сентября 1820 года Пушкин покинул Крым и поехал к новому месту службы — в Кишинёв. Через несколько лет он писал Дельвигу: "Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё, что подвластно ему?"
https://rusmir.media/2017/03/05/pushkin

Ну, Дельвиг будет долго собираться. Лучше я растолкую.

 ***
УТОПИЯ ИНСТИНКТИВНАЯ
Полуденный берег имеет "прелесть неизъяснимую" потому что таков инстинкт Прародины. Если нельзя его насытить, южная душа тоскует. А Крым на Прародину похож больше всего. Именно в таких средиземноморских лесных и лесостепных ландшафтах зарождалось всё, что связано с человеком: поздний вид Homo sapiens, европеоидная раса, индоевропейская общность, христианская культура, южное древнерусское государство. Там зародились даже сочинения Пушкина - возник замысел самых значительных его произведений. Видимо, этот ландшафт имеет какой-то особый креативный потенциал.

Стремление равнодушно покинуть привычное место, это инстинкт Дальних Стран. Он определяет уровень мигрантности индивида, группы и целой расы. А страстное желание вернуться на старое место, это ещё один - инстинкт Родины. Инстинкт Прародины заставляет восхищаться средиземноморским ландшафтом. Инстинкт Дальних Стран заставляет возненавидеть старое место и устремиться в новое. А инстинкт Родины заставляет ощутить ностальгию, болезненную тоску по той земле, которую человек запечатлел в критические периоды (такие как раннее детство, переходный возраст, первая любовь, преодоление беды). Он издревле заставлял часть мигрантов возвращаться, и создавал популяционную турбулентность, распределяя антропологический покров более равномерно и широко. Такой механизм кругового распределения присущ не только человеческому роду, но и мигрирующим птицам и рыбам. Он придаёт (придавал?) целостность биосфере.

Сумма этих инстинктов, устремлений генетической памяти, порождает утопический образ: трансцендентальная, прекрасная, идеальная земля, где соседствуют горы, тёплое море, парковые леса и цветущие горные луга, где так хорошо, что щемит сердце. Отсюда и образ Томаса Мора: "Wherfore not Utopie, but rather rightely my name is Eutopie, a place of felicitie". В Утопии - утопаешь.

ПУШКИН-ДИНОЗАВР

Пушкина на море изображают по негласному канону. Это должен быть важный господин лет тридцати-сорока, в тёмном костюме, с пышными бакенбардами и усталым лицом, задумчивый или сумрачный, читающий стихи неуютному бушующему морю. Этакий классик, литературный динозавр.

На самом же деле в тот год Пушкин был похож на итальянского подростка (оттого и писал про себя, что бездельничает, как лаццарони). В 1820 году Пушкин - волею Небес - попал не на Сибирскую каторгу (куда его хотели упечь обидчивые враги), а в Причерноморье. Более того, он целое лето провёл на курортах в состоятельной компании детей генерала Раевского (а не вкалывал на кухне в пионерлагере).

Александру Пушкину был всего 21 год. Это был загорелый, субтильный, подвижный юноша с выгоревшими кудрями, сияющими синими глазами и необычайно яркой улыбкой. Растительности на лице потомка арапа почти не было - взбитые бакенбарды появились уже после тридцати. При росте 167 см, он тогда весил не более 50 кг, потому что имел узкое телосложение, вдобавок перенёс стресс из-за приговора и в мае болел воспалением лёгких.

Военной подготовки этот юноша не имел, не воевал. А его окружали бывалые воины. Генерал Николай Раевский (1771-1829) - ветеран многих битв. Его сын, тоже Николай Раевский (1801—1843), был младше Пушкина, однако уже успел сделать изрядную военную карьеру: с 1811 года определён в службу подпрапорщиком, участвовал в Отечественной войне и заграничных походах 1812 года, где дослужился до подпоручика, а в 1820 году был уже ротмистром. Другой сын, Александр Раевский (1795—1868), четырьмя годами старше Пушкина, был уже полковником. Пушкин считается другом Раевских, но на их фоне казался мальчишкой - и по-мальчишески завидовал такой карьере.

Однако Пушкин был по-своему крут - как человек придворный и остроумный. Не следует забывать, что он шесть лет обучался во дворце императора крупнейшей империи мира - ведь Царскосельский лицей был крылом этого сооружения. Весёлый, куртуазный, с мелодичной аристократической речью - Пушкина принимали за молодого француза, но он настаивал на итальянском, греческом, цыганском и даже африканском сходстве. Причина проста: психотравмы французского нашествия, бедствия Наполеоновских войн.

КАК МРАЧНЫЙ ПАМЯТНИК ОДЕТ
Известно, что юный Пушкин был денди, любил нарядную пёструю одежду. А на юге как раз много ярких тканей. Из Одессы Пушкин возвращался тоже необычно пёстрый, в турецкой одежде. Почему же на летнем гурзуфском пляже его рисуют в тёмном костюме и плаще с пелериной? Так положено? Насмотрелись на чугунные памятники?

Представить бы себе, как он там жил? Ведь это был разгар летнего сезона. Курорты, имения, деревеньки. Артек, горн, побудка. Море тёплое, прозрачное, ещё не загрязнённое. Колышется взморник и филлофора. Снуют дельфины, барабульки, морские коньки, цветные гребешки, мраморные крабы. Ноги приятно покалывают скорпены, хвостоколы и катраны. На подносе фрукты, морепродукты, доброе вино. Огромные крымские жужелицы и сколопендры заползают прямо в постель. Пушкин надевал светлую рубаху, пёстрый платок и соломенную шляпу. Ездил верхом, бегал, плавал, сидел на вёслах. Убивал комаров и осенних жигалок. Ловил цикад, богомолов и кузнечиков, чтобы они укусили его за палец. Кидал камешки в море. Он выглядел отменно!

Привычный нам, канонический облик Пушкина - как реконструкция динозавра или архантропа. Столь же далёкий от живой внешности этого молодого человека. И если бы крымский Пушкин вдруг перенёсся из 1820 года в наши дни, его бы никто и не узнал.
https://antimantikora.livejournal.com/1180131.html
(2)
Мог ли Пушкин знать о динозаврах?
ИсторияНаука+2  Anastasia Seretkina  31 июля 2017  •  591 
Константин О. Специалист широкого, но не очень глубокого профиля. А ещё люблю читать книжки по истории...  •  31 июл 2017
Вполне мог. Первые находки костей, атрибутированные, как принадлежащие вымершим ящерам, произошли ещё при его жизни. В 1824 году Уильям Бакленд сообщил об обнаружении останков мегалозавра (а в 1833 - гилеозавра), в 1825 Гидеон Мантелл обнаружил зубу игуанадона, а в 1833 был найден его полный скелет.
Но вот сам термин динозавр (т.е. ужасный ящер) появился только в 1842 году.
Евгения Михальчук  активно ищу свое призвание в жизни  •  31 июл 2017
В 1842 году английский биолог Ричард Оуэн ввел такое понятие как "динозавр". До этого останки считали то останками дракона, то неких "гигантских ящериц". А Пушкин умер 37-го года XIX века.
Следовательно, о динозаврах он не знал.

(3)
DELETED   7 лет назад
Почему Пушкин не писал о динозаврах?;;
Каждый кто читал Фауста и все эти временные переносы должен был задать себе вопрос "а где тут про динозавров хоть что-то?" Вроде бы есть перенос в античность, метафоры и сравнения и ни слова о трицератопсе. Может Джонатан Свифт как-то пошутил про них? Нет ну ладно, может из русских кто, Пушкин хоть раз черкнул про динозавров?
Ребята очень старались, но динозавров "открыли" только в 1824 году, а только в 1842 дали им общее название. Так что даже когда Пушкин умер мало кто знал о динозаврах.

(6)
Пушкин думает как обнять динозавра в магазине яиц
Эвелина Иванова20.10.2023 
Путешественник во времени ищет динозавра в яйце
В магазине яиц на прилавке лежит яйцо. Пушкин подходит к прилавку и начинает думать, как же ему обнять динозавра. Он думает, что динозавр может быть внутри яйца. Он смотрит на яйцо и пытается представить, как он обнимает динозавра внутри яйца. Он берет яйцо в руки и начинает его трясти. Но динозавр не выпрыгивает из яйца. Пушкин продолжает трясти яйцо, но ничего не происходит. Тогда он решает разбить яйцо. Он берет молоток и разбивает яйцо на две части. Внутри яйца нет динозавра. Пушкин разочарован. Он думал, что сможет обнять динозавра, но теперь он понимает, что это было только его воображение.

(7)
Про Пушкина, динозавров и оленей    irina_chisa
Кафе-ресторан в городе Пушкин. Называется «Европа», официант – Пушкин. Нет, не тот, из ряженых, что ходят по улицам для фотографирования, щекочут девушек, усаживая к себе на колени, пользуясь моментом, пока их спутники настраивают фотоаппараты. Этот вполне себе молодой современный человек, в узких брючках и с какой-то хитрой причёской из светлых волос, но когда он поворачивается к нам профилем - вылитый Пушкин! Я думаю, что, если бы поэт жил в наше время, то он бы носил серёжку в ухе и чекинился бы в Лицее и этом самом ресторане.

Мост через реку. Обочины дороги до и после облеплены машинами, а сам мост и берега внизу – дядьками с палками и лесками.
Останавливается крутой джип. За стеклом видно пятно лица и белой рубашки. Мужчина выходит из автомобиля и оказывается в абсолютно зачуханных штанах. Достаёт из багажника такую же зачуханную куртку, удочку, красное пластиковое ведро и пристраивается к мужикам на берегу.
А я вспоминаю какого-то телеведущего, который встаёт из-за стола после съёмки новостей, а под пиджаком у него оказываются шорты. Лето. Или это КВН? Или какой-нибудь «День выборов/радио»?
Вы замечали, что огонь газовой горелки похож на луковицу?
А вот дорога по ЗСД (Западный скоростной диаметр в Питере) похожа на путешествие по позвоночнику огромного доисторического динозавра. Смотришь на эти рёбра и подсознательно ждёшь хруста позвонков под колёсами. Но нет, позвонки слишком большие и окаменелые.

Вся дорога в сторону Выборга увешана знаками «осторожно, олень». Ну и плюс километраж. Например – 10 км. И тут же начинаются заправки, одна за другой. На другом знаке – 6,3 км. Вот эти три десятых удивляют меньше, больше – тот факт, что конкретно этот знак стоит на приподнятом участке дороге. Да, внизу лес, но оленю надо очень много листьев неместной коки пожевать, чтоб сюда вдруг запрыгнуть.
(8)
Григорий Панченко. Гений, парадоксов друг
https://astra-nova.org/issues/horisont/n001/----/

Пушкин и путешествия во времени
Я дружен стал с нечистой силой,
И в зеркале однажды мне
Колдун судьбу отчизны милой
Всю показал наедине.
Нет, эти строки принадлежат не Пушкину, а Беранже, еще точнее — его российскому переводчику Курочкину (в 1874 г. фактически создавшему осовремененную и «дополнительно офантастиченную» версию стихотворения), так что во время Пушкина их не знали. Однако и до Пушкина, и в его эпоху, и при Курочкине через Время переносились главным образом именно так: при помощи магии, черной или белой. То есть это было не путешествие во времени как таковое, а предвидение будущего или прозрение прошлого.
Известны, конечно, и такие предвидения, которые опираются не на магию, а на футурологию. Порой в них звучит усмешка. Пушкин тоже отметился в этом жанре:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
(Евгений Онегин. Гл. VII)
«Телесное» путешествие, если и случалось, происходило во сне: обычно тоже магическом, чаще всего без объяснений. Иногда оно оставляло путешественника в том же возрасте, иногда он как бы перемещался вместе с потоком времени и просыпался уже стариком: «Рип ван Винкль» был написан практически одновременно с рассказом Улыбышева «Сон», представленным в этом номере журнала. Впрочем, Улыбышев, подобно многим своим современникам, обыгрывает ситуацию в ироническом ключе, заставляя героя проснуться в самый интересный момент и обнаружить вокруг себя не «светлое будущее», а привычную действительность.
Вообще же разные описания многолетнего или даже многовекового сна имеют еще «долитературную» историю. Они известны как в античных и раннехристианских преданиях (история Эпименида, предание о семи «спящих мучениках» из Эфеса), так и в средневековых легендах (разные версии истории о «короле под Горой», представления об ином течении времени в «эльфийских холмах» и т. п.). Одно в них неизменно: такое путешествие происходит «в один конец», без возврата.
Литература эту особенность унаследовала — во всяком случае, до тех пор, пока в самом конце XIX в. не появляются машины времени. Тем не менее нам удалось обнаружить и более ранние путешествия «с возвратом». До этой идеи додумался… да, именно Александр Сергеевич Пушкин. И, по-видимому, только он.
1824 год, последнее, девятое из стихотворений цикла «Подражания Корану»:
И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.
И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.
Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.
Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».
И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник…
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.
И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.
У пушкинистов принято считать, что это стихотворение — свободное развитие темы II суры, в переводах времен Пушкина именовавшейся «Крава» (то есть «Корова» — Аль-Бакара), аят 261. По этой причине его чаще относят не к авторским стихотворениям, а к переводам. Но налицо явная ошибка: в данном аяте повествуется о «зерне, которое было посажено в хорошей земле и вырастило семь колосьев, в каждом колосе сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает, в соответствии с его верой и чистотой намерения». Мнение средневековых и нынешних толкователей Корана совпадает: это притча о том, что правоверные должны расходовать имущество на богоугодные дела — распространение среди мусульман полезных знаний, пожертвования в пользу бедных, подготовку к джихаду… и вознаграждение за такие дела может быть приумножено в семьсот раз или даже более того.
Как видим, ничего общего с пушкинским текстом!
Тем не менее в Коране действительно есть довольно близкий (как сейчас увидим — на самом деле не очень) сюжет, вот только он изложен в суре под номером не II, а XVIII: «Пещера» — Асхаб ал-Кахф. Несколько благочестивых юношей (согласно комментариям и толкованиям — семеро, но в самой суре их число не называется: «его ведает только Аллах»), преследуемые язычниками, скрылись в пещере. Вознеся молитву Аллаху, они легли спать и были уверены, что провели во сне только «день или часть дня», но на самом деле «остались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (опять-таки согласно толкованиям: в самом Коране этот срок тоже «ведает лишь Аллах»). Проснувшись, молодые люди «послали одного из них купить хлеба»; когда юноша дал булочнику монету, выяснилось, что такие деньги были в ходу 300 лет назад. Это вызвало разбирательство, но в стране уже давно воцарилось единобожие, поэтому юноше не воспрепятствовали вернуться в пещеру к его спутникам. Выяснив, что им теперь ничего не угрожает, все они… вновь уснули вечным сном «и пробудятся лишь в Судный день».
Ослицы с ними не было, зато была собака по кличке Китмир. Она тоже заснула вместе со своими хозяевами: первый раз — на 309 лет, второй — до общего пробуждения в Судный день.
Эта часть суры фактически является пересказом упоминавшейся ранее христианской истории о «семи спящих отроках эфесских» (вот только животных с теми не было вообще) — и, строго говоря, кораническая притча тоже считает спящих не мусульманами, а христианами: действие ее происходит в доисламские времена. Но гораздо важнее другое: перед нами — один из вариантов классического путешествия «в один конец».
Пушкин же решительно переделывает канон, превращая вечный сон в самое настоящее путешествие во времени, пускай и без машины, зато с возвращением. Даже не будь иных изменений (а их море: похоже, никто из пушкинистов за все годы не поинтересовался, что написано в «Краве»), это создает настолько иную версию сюжета, что о «переводе», пускай самом вольном, говорить неуместно. То есть числиться этому «Подражанию» в разделе не переводов, а авторских стихотворений — что само по себе немало!
Есть ли в пушкинские десятилетия еще какие-нибудь путешествия во времени «в оба конца»? Кажется, только одно. И его автор… да, снова Пушкин.
«Сцены из рыцарских времен», последний из крупных драматических замыслов поэта, так и оставшийся неоконченным. О неоконченной части и речь.
 
В последних строках завершенного фрагмента Франца (предводителя восставших крестьян и вообще главного героя) отводят в темницу, и центральный отрицательный персонаж, рыцарь, говорит: «… Запрем его в тюрьму, и даю мое честное слово, что он до тех пор из нее не выйдет, пока стены замка моего не подымутся на воздух и не разлетятся».
Дальше сохранился только план:
«Бертольд в тюрьме занимается алхимией — он изобретает порох. — Восстание крестьян, возбужденное молодым поэтом. Осада замка. [Бертольд] взрывает его. Рыцарь — воплощенная посредственность — убит пулею. Пьеса кончается размышлением и появлением Фауста на хвосте дьявола (изобретение книгопечатания — своего рода артиллерии)».
Для тех, кто давно не перечитывал эту драму, расшифруем: «Бертольд» — монах-алхимик, который ранее так и не сумел добыть для владельца замка золото, а потому посажен им в подземелье, где ему предоставлена возможность продолжать опыты: вдруг получится? Получается у него, правда, не золото и не философский камень, а взрывчатая смесь (совершенно ясно, что Пушкин имел в виду легендарного Бертольда Шварца — по преданию, считающегося изобретателем пороха). То есть предсказание рыцаря о том, что «стены замка подымутся на воздух и разлетятся», сбывается — и Франц, видимо, выйдет на свободу, а его противник погибнет от огнестрельного оружия. На самом деле от изобретения пороха (совсем не Бертольдом и вообще не за один раз) до стрельбы пулями проходит несколько веков, но в пространстве пушкинской пьесы время «спрессовано». Однако если говорить о манипуляциях со временем, то гораздо важнее другое: появление Фауста.
Откуда он взялся? Ответ прост: из XVI в., в котором «прописан». Пушкин об этом помнит: он и Гёте читал, и с неолитературенными легендами о докторе Фаусте знаком, и сам написал короткий фанфик (да, по жанру — именно так) «Сцена из Фауста»:
Фayст:
Что там белеет? говори.
Мефистофель:
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
И «корабль испанский трехмачтовый» (прибывающий в Голландию из американских колоний Испании), и шоколад, и недавняя «модная болезнь» — всё это признаки XVI века, в котором книгопечатание, как и артиллерия, уже давно укоренены, набрали полную силу, рушат остатки «рыцарских времен»… и даже начинают восприниматься не только как поступь прогресса, но и как дьявольский дар.
А когда происходит действие «Сцен из рыцарских времен»? Время там несколько условно, но при всей условности это явно XIV в., за два века за Фауста. То есть высокоученый доктор является из прошлого (для автора) в другое прошлое, более глубокое. И сообщает его обитателям идею, взятую из будущего для них, но из прошлого, пусть и не очень давнего, для него самого: книгопечатание — детище XV в., где артиллерией уже никого не удивишь, но инкунабулы действительно меняют тот мир сильнее, чем пушки.
Современные авторы научились использовать гораздо более удобные способы перемещения сквозь время, чем хвост Мефистофеля, на котором пришлось путешествовать доктору. Но столь многослойную игру с хронопластами и в современной фантастике встретить мудрено! По крайней мере, вот так сразу на память ничего не приходит.
То есть Пушкин очередной раз опередил свою эпоху. И никакая машина времени ему для этого не потребовалась.
Дальнейшие выпуски журнала «Горизонт» будут не тематическими, однако сюжет «Пушкин и…» содержит столько пунктов, не уместившихся в эту статью, что станет редакционной рубрикой, которой найдется место во многих номерах. В следующие месяцы ожидаются статьи на тему:
— Пушкин и стимпанк
— Пушкин и селениты
— Пушкин и динозавры
— Пушкин и полтергейст
— Пушкин и криптоистория,
а также многое другое…

(9)
КТО ТАКОЙ ПУШКИН?  Пушкин – динозавр прошлой культуры
Пятница, 08 Ноября 2013 г. 11:59 + в цитатник

К мужикам я вышел на опушку, по бумажке стал читать стихи.
Мужики спросили: - кто ты? - Пушкин... и остолбенели мужики...
Если я вас спрошу, кто такой Пушкин, вы, наверное, ответите: поэт. Может быть, добавите - русский или гениальный. Вспомните 3-5 его произведений, буркнете про "Евгения Онегина”. Да ну его, неинтересно и старо, надоели. И правильно. Пушкин – динозавр прошлой культуры, от которого остался памятник на Пушкинской да может пара томиков на нижней полке, усердно читаемых родителями.

А между тем он прочно вошел в нашу жизнь, если не сказать - порочно. Сколько раз мы говорили что-то наподобие: "Я что, Пушкин что ли” или "спроси у Пушкина”, мой любимый шоколад в детстве назывался "Сказки Пушкина” ("Марса” тогда еще не было), а в коллекции спичечных этикеток соседа определенное место занимали и картинки к "Евгению Онегину”.

Эта странная привязанность народа к своему гению трудно понимаема. В нашем коллективном сознании Пушкин-поэт отсутствует. Он не более чем абстракция, причем приятная. Так приятно знать, что этот человек написал "Евгения Онегина”, причем читать его вовсе не обязательно – обременительно, ведь содержание и так каждому дураку известно. Пушкин перестал принадлежать современной культуре. Он не моден, а раз не моден, значит старо. Поэтому массовая культура произвела на свет Пушкина – своего в доску чувака.

Массовая культура не принимает элитного, а уж простите, господа-филологи, "Евгений Онегин” хоть и программен, но элитен. Не каждый журналист его читал, а вспомнить, как звали отца Т. Лариной будет и вам, филологам, трудновато.

Фигура Пушкина анекдотична, его имя давно стало нарицательным, а если я вдруг скажу, что Пушкин - поэт, да еще и гениальный, думаю, со мной согласятся для приличия, но не поверят. А мне хочется кричать: "Я люблю Пушкина, он гениален, да здравствует поэт!”. Я думаю, что мое место в сумасшедшем доме, любить Пушкина - это странно, архаично. По крайней мере так, как это делают в салонах. И возлагать цветы к памятнику Пушкина я бы не стала, сейчас, когда мне за двадцать. За Пушкина только обидно: за что его так. Вот ведь человек прожил 37 лет, стихи писал хорошие, и не только. И вот уже почти 200 лет столько народу кормит: издателей, ученых, учителей, художников и проч., и проч., и проч…

Я вот статью пишу – тоже ведь деньги заплатят, нет, великий человек все-таки Александр Сергеевич. Хотя как его имя только не эксплуатируют. Вот на "Тройсе” у нас тоже Пушкин завелся – хочется пожурить, конечно, а что с ней, с массовой культурой поделаешь, вот и говорят в эфире, что Пушкин друг Лермонтова. Пусть говорят, я-то знаю, что это не так. Да ладно с именем. У меня вот бабушка Пушкиным вместо пресса приспособилась бумаги прижимать. Я долго гадала, почему же не "Войной и миром”! – ведь толще же – ан нет – у нее тоже свои приоритеты. Я первый том на место ставлю – а она опять его – и бумаги прижимает, чтобы не разлетелись. Да ладно, пусть. Что мне, для родной бабушки Пушкина жалко? Хотя жалко Пушкина. Он ведь живой, пусть и умер столько лет назад.

Да ладно, Бог с нами, с обывателями. Вот литературоведы, например, ничуть не лучше. Написал А.С. Пушкин замечательную трагедию "Моцарт и Сальери”. И что? Те на полном серьезе обсуждают и спорят, видел ли Моцарт или нет, как Сальери бросал ему яд в стакан. У Пушкина ведь не написано, что не видел. И начинают теории всякие строить. Те – теорию, обыватели в дон-жуановский список уткнулись, третьи – во всех тяжких его жену обвиняют, четвертым вообще все до лампочки, и понеслось... А Пушкин тем временем стоит себе бронзовый и думает что-нибудь вроде: "Ну и дураки вы все”. Впрочем, стоит ли его защищать, он-то все сказал, читают не все. Вот и выходит, что мы с вами, обыватели, не то что поглупели, а опошлились. Гениальность не запятнаешь, а на фоне Пушкина все мы такие меленькие со своими страстишками, неживые какие-то, хотя и добрые.

А если вы еще не решили, как отдохнуть в субботу, сходите к памятнику Пушкина и сфотографируйтесь на память. С гением.

Серафима Лестница https://www.liveinternet.ru/users/4883388/post298810140/

***

фото - из сети своб. доступа


Рецензии