Святой Иоанн Русский. Фотис Контоглу
СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО,
ЧЕСТНЫЕ МОЩИ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ В НОВОМ ПРОКОПИОНЕ НА ОСТРОВЕ ЭВБЕЯ.
В ГРЕЦИИ, стране, изобилующей мощами множества святых, многие из которых нетленны, такие как мощи святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Герасима Кефалонийского и святителя Дионисия Закинфского – святой Иоанн Русский вместе со святителем Нектарием Пентапольским стал одним из самых почитаемых среди всех святых.
От его мощей и икон исходят неисчислимые чудеса, и нет ни одного православного дома, в котором не было бы иконы святого.
Недавними чудесами святого Иоанна стали чудесные исцеления двух тяжелых случаев менингита – девятнадцатилетнего мальчика-пастуха на юге Греции и трехлетнего мальчика в Лондоне.
Его особенно почитают путешественники, а его икону можно найти в автобусах и других транспортных средствах, потому что он совершил чудо доставки плова из Прокопиона в Мекку.
Множество людей посещают его мощи, поэтому из Афин к ним ходит ежечасный автобус. В день его праздника тысячи паломников съезжаются со всех концов Греции, некоторые даже преодолевают многие километры пешком.
ФОТИС КОНТОГЛОУ.
Полный милостей узник был виден, Уводя в плен владыку тьмы.
МЫ СЛАВИМ И ВОСПЕВАЕМ ПЕСНОПЕНИЯ, воздавая благодарность великому и милосердному Господу за то, что Он удостаивает нас в эти лукавые времена видеть, как на темном небе неверия восходят новые светила духовной тверди нашей Православной Церкви. Эти светила веселят и радуют верующих и посрамляют неверующих. И затыкаются уста нечестивцев, которые говорят (чтобы найти оправдание своему неверию), что в наше время люди уже не становятся святыми, как будто изменились наша вера и Христос, ее Глава, о Котором апостол Павел говорит: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же".
Кроме древних святых, праведников, иерархов и мучеников, со времени взятия Константинополя турками и до наших дней появилось великое и лучезарное облако новых святых, большинство из которых – мученики. Своей мученической смертью они укрепили веру и украсили новыми и неувядаемыми венцами нашу достохвальную Православную Церковь, которая одна пребывает неизменной и неколебимой со времен апостолов, которыми она была основана. И это напоминает слова пророка Аггея, который сказал: "Велия будет слава храма сего (Церкви); последняя паче первыя" (Аггей 2:9).
Один из этих новых святых – святой Иоанн Русский, чья святая скиния является славой благословенного острова Эвбея, ибо здесь этот святой пожелал пребывать на покое и еще больше освятить это место, хотя оно было освящено еще праведным Давидом Старшим и многими другими святыми.
Праведный Иоанн родился в одном из селений южной России, от родителей благочестивых и православных, ибо благословенный род русских имеет ту же духовную Мать, что и мы – Православную Церковь – и породил множество великих святых. Святой Иоанн пришел в этот мир около 1690 года, когда в России Царствовал Петр Великий. Я предполагаю это на основании того факта, что когда Иоанн был храбрым юношей, он был солдатом в войне, которую этот смелый Царь вел против Турции в 1711 году. Во время той войны Иоанн вместе с тысячами других русских попал в плен к татарам. Татары продали его мусульманскому кавалерийскому офицеру, который был родом из Прокопиона в Малой Азии, что недалеко от Кесарии Каппадокийской. Ага привез его в свою деревню. В то время Турция была наполнена неисчислимым множеством рабов-московитов, которые стонали под суровым игом мусульман, и многие из них, чтобы хоть немного облегчить бремя, отреклись от веры Христовой и стали мусульманами, увы!
Иоанн же с детства воспитывался "в наставлении и поучении Господнем" и очень любил Бога и религию своих отцов. Он был одним из тех юношей, которых познание Бога делает мудрыми, как говорил премудрый Соломон: «Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.4:7-9).
СВЯТОЙ ИОАНН РУССКИЙ, НОВЫЙ МУЧЕНИК. Воспроизведено с русской литографии Фесенко, Одесса, 1897 г.
Слева — церковь в Прокопионе Каппадокийском, где мощи святого покоились до 1924 г.
Крестный ход с мощами святого Иоанна в день его праздника.
Церковь Святого Иоанна в Новом Прокопионе в день праздника Святого.
Так и блаженный Иоанн, обладая тем знанием, которое Бог дает любящим Его, терпеливо переносил рабство и жестокое обращение своего хозяина, а также оскорбления и досады мусульман, которые называли его кафиром, то есть неверующим, показывая тем самым свое презрение и неприязнь. Прокопион был военным лагерем ненавидящих христиан янычар, и Иоанн был для них мерзостью, потому что своему хозяину и всем, кто побуждал его отречься от Веры, он отвечал с твердой убежденностью, что предпочитает умереть, чем впасть в столь страшный грех. Аге он сказал: "Если вы оставите меня свободным в моей религии, я буду весьма охотно исполнять ваши повеления. Но если вы будете заставлять меня сменить веру, знайте, что я скорее отдам вам свою голову, чем веру. Христианином я родился и христианином умру".
Бог, видя его веру и слыша его исповедание, смягчил жестокое сердце его хозяина, и со временем Ага стал терпимее к нему. Этому способствовали также великое смирение и кротость, украшавшие Иоанна.
Поэтому блаженный Иоанн был оставлен в покое без дальнейших обещаний и угроз со стороны его мусульманского хозяина, который поселил его в своей конюшне для ухода за животными. В одном из углов стойла он укладывал свое усталое тело и отдыхал, вознося благодарность Богу за то, что его сочли достойным иметь в качестве постели ясли, в каких лежал Сам Господь наш Иисус Христос при Своем рождении как Человека. Он был предан своему делу, с любовью ухаживал за животными хозяина, и они, понимая любовь святого к ним, тосковали по нему, когда он отсутствовал. Когда он гладил их, они смотрели на него с любовью и издавали радостные звуки, словно разговаривали с ним.
Со временем Ага и его жена полюбили его. Они выделили ему в качестве жилища небольшую комнату рядом с сеновалом. Но Иоанн не принял ее, а продолжал спать в своем любимом стойле, чтобы среди запаха животных и топота их ног привести свое тело в покорность жизнью в лишениях и аскетизме. При этом ночью хлев наполнялся молитвами святого, и запах становился благоуханием духовным. Блаженный Иоанн превратил этот хлев в скит. Там он жил по правилу Отцов, часами стоя на коленях и молясь, а для отдыха сворачивался на сене, не укрываясь ничем, кроме старого плаща. Много раз он ел только немного хлеба и воды, постился большую часть дня и тихим голосом воспевал псалмы Давида, которые знал на славянском языке: «Живы;й в по;мощи Вы;шняго, в кро;ве Бо;га небе;снаго водвори;тся. Рече;т Го;сподеви: Засту;пник мой еси; и прибе;жище мое;, Бог мой, и упова;ю на Него;. Я;ко Той изба;вит тя от се;ти ло;вчи и от словесе; мяте;жна» (Пс.90:1-3). «Привмене;н бых с низходя;щими в ров, бых я;ко челове;к без по;мощи, в ме;ртвых свобо;дь, я;ко я;звеннии спя;щии во гро;бе» (Пс.87:5-6). «Ко Го;споду, внегда; скорбе;ти ми, воззва;х, и услы;ша мя» (Пс.119:1). «Госпо;дь сохрани;т тя от вся;каго зла, сохрани;т ду;шу твою; Госпо;дь» (Пс.120:7). «К Тебе; возведо;х о;чи мои;, живу;щему на небеси;. Се я;ко о;чи раб в руку; госпо;дий свои;х, я;ко о;чи рабы;ни в руку; госпожи; своея;, та;ко о;чи на;ши ко Го;споду Бо;гу на;шему, до;ндеже уще;дрит ны» (Пс.122:1-2).
Он даже беззвучно распевал псалмы, следуя за лошадью своего хозяина, как полагается конюху, когда его господин отправлялся на прогулку за город. Благодаря благословению, которое святой принес в его дом, турецкий кавалерийский офицер разбогател и стал одним из влиятельных людей в Прокопионе.
Святой конюх – помимо молитв и поста, которые он совершал день и ночь в конюшне, зимой и летом, лежа на навозе, как другой Иов, – по ночам ходил бдеть в притвор часовни святого Георгия, построенной в углублении скалы рядом с домом его турецкого хозяина. Он тайно приходил туда по ночам и каждую субботу причащался Пречистых Таин. И Господь, испытующий сердца и утробы, призрел на Своего верного раба и принудил его собратьев и других верующих перестать насмехаться и оскорблять его. Господь дал много богатства хозяину Иоанна, который понял, откуда пришло такое благословение в его дом, и возвестил об этом своим согражданам.
Когда он разбогател, то решил отправиться в Мекку в паломничество. В один прекрасный день он покинул Прокопион и, преодолев множество трудностей, которые выпадали на долю паломников в те времена, прибыл в священный город мусульман.
Когда прошло несколько дней после его отъезда, его жена устроила пир и пригласила родственников и друзей мужа, чтобы порадоваться и помолиться о его благополучном возвращении из путешествия. За столом прислуживал блаженный Иоанн. Поставили на стол и любимое блюдо Аги, которое называется пловом и очень распространено на Востоке. Тогда хозяйка вспомнила о своем муже и сказала Иоанну: "Сколько удовольствия получил бы твой господин, Гуван, если бы он был сейчас здесь и ел с нами этот плов!" Тогда Иоанн попросил у хозяйки полную тарелку плова, сказав, что пошлет ее своему хозяину в Мекку. Услышав эти слова, все гости рассмеялись. Но хозяйка велела повару отдать тарелку с едой Иоанну, думая про себя, что он либо съест ее сам, либо отнесет в какую-нибудь бедную христианскую семью, как это было в его обычае. Взяв тарелку, святой отправился в конюшню и там, преклонив колени, из глубины сердца молил Бога послать еду его господину так, как Он распорядится по Своему всемогуществу. С той простотой, которая была присуща блаженному, он верил, что Господь услышит его молитву и что пища отправится в Мекку чудесным образом. Он верил "без сомнения", по слову Господа, то есть без всяких колебаний, – что это сверхъестественное дело может быть сделано Богом. Как говорит великий подвижник Исаак Сирин, «эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде», которую они возлагают на Бога. И действительно, тарелка с едой исчезла у него на глазах. Тогда блаженный Иоанн вернулся в столовую и сказал хозяйке дома, что послал ее к своему господину.
А через некоторое время его господин вернулся из Мекки и, к великому изумлению домочадцев, привез с собой медную тарелку, в которой была еда. Только блаженный Иоанн не удивился. Тогда Ага сказал своим домочадцам: "В тот день (а это был день пира, на котором Иоанн сказал, что послал еду своему господину), когда я возвращался из Великой мечети в дом, где я остановился, я нашел эту тарелку, полную плова, на столе в комнате, которую я запер. Я стоял в сомнении, размышляя, кто мог принести эту еду. А главное, я не мог понять, как он открыл дверь, которую я хорошо запер. Не зная, как объяснить эту странную вещь, я осмотрел тарелку, на которой еще дымился плов. С изумлением увидел, что на медной пластине было выгравировано мое имя, как и на всех медных сосудах в нашем доме. Несмотря на все замешательство, которое вызвало у меня это необъяснимое обстоятельство, я сел за стол и с большим удовольствием съел плов. Вот тарелка, которую я принес с собой: она действительно наша. Ради Аллаха, я не могу понять, как она попала в Мекку и кто ее принес".
Когда домочадцы кавалерийского офицера услышали этот рассказ, они замерли в изумлении. И жена его рассказала, как Иоанн попросил тарелку с едой, сказав, что отправит ее в Мекку, и когда они услышали, что он ее отправил, то рассмеялись. Но вот теперь они увидели, что то, что он сказал, было правдой.
Об этом чуде узнала вся деревня и окрестности, и отныне все считали Иоанна человеком праведным и возлюбленным Богом. Они смотрели на него со страхом и благоговением, и никто из них не смел его беспокоить. Его хозяин и жена его хозяина все больше заботились о нем и снова уговаривали его покинуть конюшню и поселиться в доме, который находился неподалеку от конюшни. Но он не хотел менять место жительства. Так и прожил он свою жизнь как аскет, трудясь, как и прежде, по уходу за животными и с усердием исполняя повеления своего хозяина. Ночи он проводил в молитвах и псалмопении, и все это он делал по слову Господа, Который говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).
Но через несколько лет, в течение которых блаженный Иоанн жил постом, молитвой и спал на земле, приблизился конец его жизни. Он заболел и лег на солому в том хлеву, который освятил своими молитвами и лишениями телесными ради имени и любви Христовых, Который стал человеком, как мы, и был распят из любви к нам. Предвидя свой конец, он призвал священника и попросил причащения Пречистых Таин. Но из-за фанатизма турок священник побоялся открыто внести Святые Дары в конюшню. Однако, по Божественному просвещению, он приял мудрость и, взяв яблоко, сделал в нем выемку, выстлал полость пчелиным воском и поместил внутрь Божественное Причастие. Так он вошел в конюшню и причастил блаженного Иоанна, который, приняв непорочные Тело и Кровь Господни, предал свою святую душу в руки Бога, Которого так любил. Это свершилось 27 мая 1730 года.
Так почил святой Иоанн Русский, новый Иов, который провел свою жизнь на навозной куче, второй Лазарь, который терпел насмешки своих товарищей по службе и чьи раны лизали псы его хозяина, которые спали с ним.
В то время когда он почил, я предполагаю, ему было около сорока лет. Поскольку он был любим Богом, Бог скоро призвал его к Себе, чтобы он больше не мучился в этом грешном мире, и чтобы он мог радоваться, веселясь в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но невозмутимый глас ликующих и непрестанно вопиющих: Господи, слава Тебе!
Давайте здесь вспомним слова пророка Соломона о смерти праведника: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем.4:10-15).
Да. Мир живет плотской жизнью, стремясь угодить только своим чувствам, ест, пьет, кутит и заботится только о «суетном и о любимой плоти». Чувства, вместе с осязаемыми вещами и наслаждениями этого мира, были созданы Богом, и не грех человеку радоваться в этом мире, однако он не должен быть полностью поглощен материальным, но должен заботиться и о духовном, полагая в своем уме, что в его временном теле обитает бессмертная душа, которая настолько же более почитаема и ценима, чем тело, насколько тело больше своей одежды, как сказал Господь. Если человек истинно верит в это, он будет заботиться о своем спасении и будет благословен в этом мире, имея радость чистой совести, и в следующем (что есть вечный и бессмертный) он возрадуется на лоне Авраама. А если не уверует в Бога и в Его Слово, то будет несчастнейшим в мире, хотя и приобретет множество имений и великую славу и честь от людей, по словам, которые сказали всесвятые и нелживые уста: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк.8:36-37.)
Поэтому благословен и трижды благословен человек, который вложил эти слова в глубину сердца своего, храня их как сокровище, и внимает им до последнего вздоха своего, и сообразуется с ними, и ходит по ним во всю жизнь свою.
Блажен и трижды блажен был и этот святой Иоанн, память которого мы празднуем сегодня с великим утешением и духовной радостью. Он не знал букв. Он не знал зла мира. Он жил вдали от сложных систем демонического знания, был прост, нищ духом и потому полон веры. В его сердце обитал Святой Дух. В этом презираемом и унижаемом теле, в этом молчаливом и оборванном рабе горела духовная искра веры.
И "люди видели, но не поняли, и не уразумели сего". Окружавшие его плотские люди, внутренне темные, как погасший фонарь, видели святого, но ничего не понимали, потому что видели его телесными глазами, просто не имея духовных очей, чтобы увидеть тайну его жизни. И с гордыней, свойственной людям, они считали его безумным за то, что он спал с животными и не имел общения с другими людьми, постился, одевался в лохмотья, терпел поношения и оскорбления, не отвечая на них, не поднимал глаз на лица женщин. Кто из умных мира сего мог предположить, что этот "безумный", этот юродивый ради Христа был мудрейшим из мудрых, потому что имел "юродство во Христе", которое открывает великие и страшные тайны тому, кто его имеет, и дарует ему великое упование на бессмертие?
В этот час, когда мы празднуем память праведного Иоанна с псалмами, величанием и духовными песнопениями и без сомнения чувствуем, что святой находится среди нас, живет и взывает к нам с приветствием: "Радуйся" – среди славы и сияния – в этот момент, где же те, кто превозносился и презирал его? Где сильные мира сего? Где османский повелитель этого невольного раба? Где грозные янычары и татары, которые связывали его, били и продавали, словно животное? Где их изнеженные телеса?
O! Они рассеялись, как утренний туман, "кости их рассыпаны", по словам пророка-царя Давида (Пс.52:6). Надгробный камень забвения покрыл их.
А в вышнем Иерусалиме, в обители первенствующих, где находятся блаженные души святых, живших в лишениях в этом мире, чтобы пройти "узким и скорбным путем, ведущим в жизнь", со святыми духами ликует и смиренный и кроткий Иоанн, которого мы сегодня празднуем, – соучастник животных, новый Иов, второй Лазарь.
Там, в другой жизни, воздыхают все те, кто огорчал праведника и предавался своим страстям. Вот что еще говорит пророк Соломон о праведнике и его гонителях, когда они откроют глаза после смерти: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем». Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте» (Прем.5:1-11,13-14).
Да. Такие слова будут говорить беззаконники в ином мире, где Господь, судящий праведно, будет судить людей. Но они не получат никакой пользы от изменения своего сердца после смерти, так как в аду нет покаяния.
Святой же Иоанн почил о Господе и получил воздаяние за труды и муки, которые претерпел ради Христа, Которого он любил больше всего тленного и мимолетного. И теперь, облачившись в небесный венец, он ликует с хорами святых и созерцает во славе триумфа Господа нашего Иисуса Христа. Ему да будет слава и владычество и поклонение во веки веков. Аминь.
НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА.
В 1832 году, во время гражданской войны в Османской империи, мусульманские войска разграбили город Прокопион и вошли в церковь святого Георгия Великомученика, где хранились мощи святого Иоанна. Они открыли гробницу святого в надежде найти золото. Не найдя ничего, кроме мощей, они разгневались и захотели их сжечь. Вынесли их во двор церкви, собрали сухую траву и, положив мощи на нее, подожгли траву. Но огонь не причинил вреда телу праведника, потому что пламя только лизало его. И в один момент варвары увидели святого как бы живым и восставшим посреди огня. Увидев это чудо, турки в ужасе бежали и рассказали об этом другим мусульманам. От страха они оставили захваченные ими золотые и серебряные сосуды и подношения. На следующий день несколько пожилых христиан отправились в церковь и положили святые мощи обратно в раку.
Ахмет Ага, старик, потомок мусульманского кавалерийского офицера, который был хозяином святого Иоанна, простодушно рассказывал многочисленным христианам Прокопиона о многочисленных и разнообразных благодеяниях, которыми его семья была удостоена от Бога по молитвам праведного Иоанна. Он говорил с ясной трезвостью: "Мои дети не прожили и короткого времени и умерли еще младенцами. Они не достигли и того, что мы называем "детством", чтобы мы могли радоваться им. Их несчастная мать, потеряв надежду на мудрость медицины без моего ведома прибегла к мощам раба Иоанна, чтобы он даровал ей маленького ребенка, который не умрет, пока еще мал, чтобы и мы могли радоваться, видя его юношей или даже девушкой. Она предложила свечнику пчелиный воск и другие дары, чтобы он умолял Иоанна о ней, и пообещала, что если ее мольба будет услышана и Иоанн даст ей ребенка, то она назовет его "ребенком Иоанна". Истинно, праведный Иоанн услышал мольбу моей жены. Бог даровал нам крепкого мальчика, которого мы назвали, как вы знаете, Коле Гуван Оглы (то есть "Сын раба Иоанна"), и он живет благодаря силе Бога и молитвам Иоанна до сих пор, и учится в школе". Ребенок был известен всем, и дома, и в школе, под именем Коле Гуван Оглы. И если кто-нибудь из незнакомых спрашивал его: "Кто такой Коле Гуван Оглы?" он тут же отвечал с детской гордостью, ударяя себя в грудь и радостно говоря: "Я сын Коле Гувана".
В 1862 году, после литургии в храме святого Василия Великого, одна благочестивая женщина рассказала остальным, что ей приснился святой Иоанн: он пришел из своего ковчега и держал двумя руками крышу школы, которая готова была рухнуть. Школа находилась рядом с храмом святителя Василия. Как только она закончила говорить, раздался громкий шум. Люди, находившиеся в церкви, в ужасе выбежали на улицу и с изумлением увидели, что крыша школы рухнула. Они закричали в испуге, потому что в это время дети были в школе. С воплями ужаса они побежали, подняли крышу, и – о чудо! – из-под нее вышли все двадцать детей, совершенно невредимые. Дети рассказывали, что перед падением крыши они услышали страшный скрип, как бы предвещавший, что крыша вот-вот рухнет, и успели заскочить под парты. А когда крыша рухнула, ее балки обрушились на парты, не задев ни одного из детей.
В 1834 году христиане Прокопиона построили большую и красивую церковь в память о святителе Василии Великом. В 1845 году было единодушно решено перенести мощи святого Иоанна в эту новую церковь. Но, как ни странно, святые мощи исчезли вместе с ракой и были вновь найдены в храме святого великомученика Георгия, где они пребывали ранее. Несмотря на это, христиане снова перенесли их в храм святителя Василия. И снова они были найдены в церкви святого Георгия. В третий раз они отнесли ковчег в храм святителя Василия и совершили молебны и бдения, и таким образом святые мощи по снисхождению святого Иоанна остались в храме святителя Василия Великого.
Некоторые христиане из благочестия тайно отрывали кусочки от святых мощей во время их почитания. Но во сне они видели святого, который гневно повелевал им вернуть украденную часть мощей на место. В 1881 году из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне был прислан иеромонах Дионисий с просьбой, чтобы жители Прокопиона отдали ему правую руку святого. Они решили отдать ее ему, чтобы имя святого Иоанна стало известно во всех концах необъятной России (что и произошло на самом деле). В этом случае Святой согласился и не выказал ни малейшего неудовольствия. Иеромонах Дионисий вместе с некоторыми знатными гражданами Прокопиона перенесли его святые мощи на Святую Гору, где монахи Свято-Пантелеимонова монастыря приняли их с радостью и утешением. Жители Прокопиона гостили там в течение месяца. Когда они собирались отбыть со Святой Горы в свою страну, отцы монастыря передали им драгоценные дары для церкви и денежную помощь, чтобы они могли построить небольшой храм над могилой святого. Но вместо небольшой часовни в память о праведном Иоанне был построен большой и красивейший храм, фундамент которого был заложен в 1886 году, а завершен через пять лет. Этот храм также стал соборной церковью Прокопиона, поскольку церковь святого Георгия, находившаяся в пещере пришла в упадок, так как скала была полна трещин, и однажды ночью упали большие камни, которые скатились на рыночную улицу, а также на некоторые магазины, не причинив, однако, никому вреда.
В 1924 году, когда произошел обмен населением между Грецией и Турцией, мощи святого Иоанна были перенесены из Прокопиона Капподокийского в Халкис, где их временно поместили в храме Иоанна Предтечи на кладбище. Оттуда они были перевезены в новопостроенное село Новый Прокопион Эвбейский и помещены в сельскую церковь, которая была посвящена святым Константину и Елене. В 1930 году из даров и милостыни верующих в красивом месте был построен величественный храм в честь русского святого, пришедшего с Востока.
Свидетельство о публикации №224111500029