Духи-рабы
Гирканский национальный парк, открытый в 2004 году, охватывает лесные массивы, остававшиеся практически нетронутыми миллионы лет и пережившие ледниковый период. О тех далеких временах напоминают деревья, которых нет больше нигде в мире. - каштанолистный дуб, железное дерево, гирканский инжир. В лесном тенистом полумраке много папоротников, в пышном ковре которых тонет нога, а травянистый покров располагает к привалам.
А еще это рай для диких животных. Здесь встречаются следы медведей, в удаленных уголках находит себе приют кавказский леопард, который является своеобразным брендом парка. Кстати, он находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Азербайджана, а также в Красную книгу Международного союза охраны природы.
До середины прошлого века в Талышских лесах еще обитали лянкяранский тигр, леопард, кавказский марал, бурый медведь. Ныне тут можно встретить полосатую гиену, каменную куницу, европейскую косулю. Гирканский парк планируется включить в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Его территория (наряду с Закатальским заповедником) рассматривается для создания на Южном Кавказе биосферного резервата.
Однако вряд ли в официальных источниках будут содержаться упоминания о гулябанах - загадочных представителях не то местной фауны, не то побочной ветви человечества, якобы обитающих в этих краях. Начнем с того, что «гулябан» (или, по-азербайджански, «гульябани») в переводе означает «оборотень». Есть и другие вариации названия - «гуляй баны», «биабан-гули», «гульбиябан». Поверья о гулябанах существуют и у других восточных народов - таджиков, киргизов, турок.
Талыши
В представлениях азербайджанцев и турок гулябан - это злой дух, обитающий в степи или на кладбище, а также в руинах, подземельях, на местах битв и побоищ. В западных районах Азербайджана его считали водяным духом. Согласно мифам и преданиям, эта сущность похожа на человека, только очень большого и уродливого, покрытого серой или черной шерстью и с вывернутыми назад ступнями. От него исходит неприятный запах.
По ночам гулябан любит кататься на лошадях, запутывая при этом им гривы, и пугать припозднившихся путников. Встретившись с людьми, дух заговаривает с ними человеческим голосом и предлагает побороться. Поверье гласит, что, если поймать гуля-бана и вонзить ему в шею иголку, он станет рабом того человека («гуль» означает «раб»). Маленький нюанс: все приказы хозяина гулябан, в отличие от классических джиннов, станет выполнять наоборот.
Упоминания о диких голых и волосатых людях нередко встречаются в мифах и легендах древнего Двуречья, в «Истории» Геродота и многих других сочинениях прошлого. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в своей работе «Описание Черкесии» (конец XVIII века) рассказывает, как однажды отряд горцев, переходивший Кавказский хребет, подвергся нападению «голых людей», которые при этом кусались, подобно собакам.
Лесные люди фигурируют в фольклоре многих народов Кавказа. В некоторых сказаниях они наделены совершенно фантастическим обликом - например, их описывают с якобы торчащим из груди каменным или костяным топором. Но большей частью они предстают перед нами вполне реальными «волосатыми и безмолвными людьми» с топорами в руках.
Русский этнограф Н.С. Иваненков, опубликовавший в начале XX века одно из таких описаний, замечает, что оно соответствует виду изваяний позднего Средневековья, встречающихся в верховьях реки Большой Зеленчук. По его мнению, в обоих случаях «прототипами» могли служить остатки одичавшего христианского населения этих мест, скрывавшегося от преследований утверждавшихся здесь мусульман.
Другой известный дореволюционный кавказовед, В.Ф. Миллер, записывая одну из легенд о «диких» людях, добавил, что рассказчик утверждал, будто лично знает в одном селении Северной Осетии девушку, отец которой был ал маеты (албасты) - это широко распространенное на Северном Кавказе и в Средней Азии название мифических лесных людей.
Советский археолог и краевед Л.П. Семенов, записывая в 1930-х годах генеалогию ингушской фамилии Даурбековых из селения Горак, обнаружил у них в восьмом поколении предка по имени Албаст. И сейчас племя албасты будто бы обитает в горах Абхазии. Еще одно предполагаемое место обитания диких людей, скорее всего, находится на крайнем юге Азербайджана, в районе Ленкоранской низменности, на запад от которой поднимаются Талышские горы с малохожеными лесами.
Согласно Геродоту, лесные люди Кавказа питались дикими плодами деревьев и кустарников. Совокупление между мужчинами и женщинами этих племен было свободное, как у скота. По свидетельству же наших современников, гулябаны живут супружескими парами, у них уже сформировались семьи. А может быть, речь идет вообще о разных народностях или даже разных биологических видах?
Свидетельство о публикации №224111500552