Юрий Милорава. Сзывает...

Это первое же стихотворение из подборки Юрия Милоравы в самарском альманахе «Чёрные дыры букв» за 2017 год заинтриговало новыми для меня формальными изысками, возможно, не вполне заметными ни возможным аналитикам, ни самому автору… Попытаюсь объясниться…

В этом формальном 8-стишии наблюдаем, словно на вертикальной диаграмме, лидирующие по длине 4 строки, складывающиеся в 4-стишие с опоясывающей рифмой: даРАми / (подъ(йО)мный) кРАн, сТОл / авТО. Остальные строки словно бы «обслуживают» это 4-стишие, однако главное слово, главную метафору — костёр — наблюдаем в 3-й строке от конца, в области «золотого сечения», если судить по количеству строк. Слово косТЁР / к(А)сТ(ьО)Р является суммирующей рифмой к вышеприведённым двум парам рифм, и это ещё один формальный аргумент для обозначения слова КОСТЁР как главного, звуки которого рифмически подготовлены предыдущим словом — «СЛОВНО костёр», при этом позиционная структура 4-х гласных этой строки повторяет опоясывающую звукобуквенную структуру выделяемого выше 4-стишия, а именно — безударные О опоясываются ударными О.

Интересен ряд прилагательных, сосредоточенных в серединах строк. Неожиданно вспоминается пресловутая рифма — ботинки / полуботинки!.. Это ли не парадоксальный аргумент к тому, что самые, казалось бы, «непотребные» рифмы превращаются в рифмы Интегральные — особого рода рифмы в контексте Интегрального стиха (И-стиха)?.. Здесь, конечно же, упоминание моих ассоциаций ни в коем случае не призваны принизить достоинства этого стихотворения, но напротив — отметить нюансы и оттенки форм И-стиха, проявляющихся вот так неожиданно во внутренних рифмах и парадоксальных ассоциациях.

В финальных строках «из / гладких линий» наблюдаем преимущество звукобуквы «И» (с «Й» в завершении), которая композиционно уравновешивает ударные «А» и «О» на концах предыдущих строк.

Из такого подхода происходит прямое следствие, относящееся к синтаксису и семантике всего И-стихотворения: именно выделенные в «двустишие», эти две строки звучат как постскриптум, уточняющий, из чего же сделан этот метафорический костёр; а семантическую гармонию и баланс создает контраст и единство нестабильно-страстного («костёр») и стабильно-холодного («линии») начал — своеобразная «анти-рифма», завершающая композицию.

На общем образно-семантическом плане здесь представляется либо вид из окна писателя (письменный стол в комнате, улица за окном, стройка, кран), либо — опять-таки — исключительно подъемный кран и его детали (например, нижняя часть, похожая на стол, и т. п.). А в целом — яркий полу-сюрреалистический комплексный образ, интегрирующий, «сзывающий» как более точные, так и едва уловимые предметы и метафоры… «сзывает / холод… / (…) / словно костёр…». Иначе говоря, сзываются «…лёд и пламень / не столь различны меж собой…» (А.Пушкин) в контексте Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2023.

Лит.:
Александр В. Бубнов. Метрофоника и интегральность в современной поэзии // Дети Ра. 2023. №6 (205).


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Юрий МИЛОРАВА


***

сзывает
холодного раздорами дарами
частью кирпичный старинный стол
и полукирпичный авто
и в целом подъёмный кран
словно костёр
из
гладких линий

2003



***

лень 
это не её.
но
учиться - ей.
строги
практицисты. \
дар сожжения. \
огонь -
он
игр
верх.

ищи её на обочине.

вниз
алое он
по опальным
плечам -
шёл
до брызг
к ней!
искры…

опалённая
не нужная никому не пышная. та посленовогодняя. пришла ёлка увитая перекатами -
из пепла - сожжения своего.
и с
видом некоей (шок) новой сверх-терпеливости

от - уродивого - белого - кукольного - подобия! \

2016

(Милорава Ю. ОВЕХО.
М.: Вест-Консалтинг, 2016, с.80)


~~~~~~~
(ИЗ ДИАЛОГОВ)

А.Бубнов:
Вот эта оооочень длинная строка - я, как читатель, не очень чувствую, почему она такая…
Ю.Милорава:
Строчка длинная - для баланса визуального восприятия стихотворения. Как писал Рюноске Окутагава, "поэзия - искусство делать слова на бумаге красивее чем они в жизни". Но я думаю, это не вопрос каллиграфии японской… Я думаю, он имеет в виду графичность в целом. Для меня, если я вижу свои или чьи-то стихи графически не складные, то с ними явно что-то не так, какая-то тонкость не получилась…
А.Б.:
По поводу обратных слэшей тоже не очень понимаю закономерность…
Ю.М.:
Слэш ставлю когда цепочка семантическая перегружена, чтобы не было каши. Помнится, Божидар ставил вертикальные слэши, не знаю как он называется… Ещё Дарья Суховей обращала внимание на мои слэши, потому что до этого такие слэши никто не ставил, а сейчас на слэш никто внимания не обратит, потому что он уже везде. Но сам слэш это и не бог весть как важно - семиотика сейчас везде плодится с сумасшедшей скоростью…
А.Б.:
Итак, длинная строчка - для баланса, слэши - для разрядки семантической перегруженности, то есть читай - тоже для баланса, на этот раз - семантического, а сбалансированность разных компонентов, разных составляющих - это и есть принципы Интегрального стиха, как я его определяю. Добавим сюда важнейшую составляющую - рифму, что важно для того же баланса - не регулярную: строги / огонь / он, вниз / брызг / искры… Своими ответами вы, как автор, лишь подтверждаете эти принципы. Спасибо!
(2021)


МИЛОРАВА Юрий Григорьевич
Поэт, эссеист, литературный критик, фотохудожник. Окончил Тбилисский Институт Иностранных языков, факультет французского языка. Член Российского ПЕН-центра, Союза литераторов России и Союза российских писателей 21 века. Зам. гл. ред. литжурнала “Дети РА”. Лауреат ряда литпремий, в т.ч. биеннале поэзии “Другие”, Москва, 2006  «За вклад в развитие российского верлибра», шорт-лист премии “Писатель 21 века“ (Москва, 2017). Автор трех поэтических книг – Взамен (Москва, “Академия” 1996), Прялка-ангел (Москва, “Вест-Консалтинг" 2003,) Овехо (Москва,“Вест-Консалтинг "2017). Стихи в журналах, антологиях, альманахах, коллективных сборниках  – “Континент” (Париж,1990), “Дети РА”, “Воздух”,“Футурум-арт”, “Журнал ПОэтов”, “Крещатик”, “Зензивер”, “Акт”, Словолов”, “Артикуляция”, “Поэзия” (Москва, альманах, 1990,), “Тритон, российский альманах поэзии хайку”(Москва,2000), “Антология русского верлибра”(Москва, 1991). и мн. др. Стихи переведены на пять языков. Автор воспоминаний о Викторе Шкловском в журнале “Вопросы литературы” (Москва,май 2003). C 1990 жил в Москве, с 2008 в течение 10 лет в США, Чикаго. С 2018 проживает в Москве и Израиле.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=

© Милорава Ю.Г., стихи, 2003, 2016.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2023.


Рецензии
добавляю из Диалогов, которые я практикую с авторами и иногда их публикую...

Александр Бубнов   03.04.2025 22:11     Заявить о нарушении
(ИЗ ДИАЛОГОВ)

А.Бубнов:
Вот эта оооочень длинная строка - я, как читатель, не очень чувствую, почему она такая…
Ю.Милорава:
Строчка длинная - для баланса визуального восприятия стихотворения. Как писал Рюноске Окутагава, "поэзия - искусство делать слова на бумаге красивее чем они в жизни". Но я думаю, это не вопрос каллиграфии японской… Я думаю, он имеет в виду графичность в целом. Для меня, если я вижу свои или чьи-то стихи графически не складные, то с ними явно что-то не так, какая-то тонкость не получилась…
А.Б.:
По поводу обратных слэшей тоже не очень понимаю закономерность…
Ю.М.:
Слэш ставлю когда цепочка семантическая перегружена, чтобы не было каши. Помнится, Божидар ставил вертикальные слэши, не знаю как он называется… Ещё Дарья Суховей обращала внимание на мои слэши, потому что до этого такие слэши никто не ставил, а сейчас на слэш никто внимания не обратит, потому что он уже везде. Но сам слэш это и не бог весть как важно - семиотика сейчас везде плодится с сумасшедшей скоростью…
А.Б.:
Итак, длинная строчка - для баланса, слэши - для разрядки семантической перегруженности, то есть читай - тоже для баланса, на этот раз - семантического, а сбалансированность разных компонентов, разных составляющих - это и есть принципы Интегрального стиха, как я его определяю. Добавим сюда важнейшую составляющую - рифму, что важно для того же баланса - не регулярную: строги / огонь / он, вниз / брызг / искры… Своими ответами вы, как автор, лишь подтверждаете эти принципы. Спасибо!
(2021)

Александр Бубнов   03.04.2025 22:11   Заявить о нарушении