Абшеронский циклоп - легенда или реальность

Абшеронский циклоп - легенда или реальность

Естественно, первое впечатление от статьи, что это очередная «утка», типа Лох-Несского чудовища, снежного человека и т.п., для привлечения туристов. Но сам автор статьи иностранец и не имеет никакого интереса в развитии туризма к Азербайджане. Впрочем, и повод для раздумий существует: некоторые ученые склоняются к мысли, что Циклоп, упоминавшийся Гомером в приключениях Одиссея, мог существовать в реальности. В зарубежной прессе прошло сообщение, что на одном из островов Тихого океана в 1988 году был обнаружен гигантский череп с одной глазницей.
Для внесения ясности в разгадке этого феномена я решил воспользоваться помощью Интернета и различных энциклопедий. Всем известно, что в азербайджанских сказках и легендах часто встречается существо, антропологический образ под названием Тепегез, который в свою очередь является аналогом Циклопа. В «Китаби Деде Коркуде», в главе «Басат убивает Тепегеза», он изображается как сын пэри и человека (пастуха), с одним глазом посреди лба. По легенде, Тепегез в младенчестве убил, высосав кровь, своих нянек, кормивших его молоком. По эпосу, Басат убивает Тепегезе, освобождая народ от его гнета. Образ Тепегеза также можно встретить в дастане «Гараоглы» и в азербайджанских сказках.
Энциклопедическая справка: Циклопы - в греческой мифологии одноглазые великаны, сыновья Урана и Геи, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считались подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных «циклопических построек» в Микенах и Тиринфе. По «Одиссее», циклопы - дикое племя, живущее в пещерах на отдаленном острове и не признающее власти богов.
Циклопические сооружения, постройки из больших тесаных каменных глыб без связующего раствора, древние греки приписывали циклопам (киклопам). Относятся большей частью к бронзовому веку, известны в Средиземноморье, в Крыму и... на Кавказе.
«Одиссея» и «Илиада» – первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы. Их автором считается легендарный слепой поэт Гомер. «Одиссея» описывает возвращение после троянского похода на родину и приключения греческого героя Одиссея. Здесь приводится отрывок из девятой песни поэмы, где Одиссей рассказывает о своем пребывании на земле одноглазых циклопов.
Интересно, море, скалы, виноградники и т.д. Уж не Абшерон ли имелся в виду? А что древние греки имели в виду под словами «много под почвою жира», не нефть ли? Как известно, во многих языках слово «нефть» переводится как «жир».
Все эти аргументы могут сблизить древнегреческого циклопа и «нашего» абшеронского Тепегеза. Всем очень хорошо известно, что такие феномены притягивают к себе «охотников за чудесами», туристов со всего мира. Это, в свою очередь, способствует развитию туризма и большому потоку денег в казну страны.
Так что, идея подана, сейчас пора взяться за дело историкам, археологам, исследователям и журналистам. Со временем могут быть найдены новые доказательства Абшеронского циклопа, подтвержденные фото и видеокадрами, а также свидетельства очевидцев. Как спрашивал один из героев фильма «Похищение жениха», «Почему у них есть чудовище, а у нас нет?». Остается ждать, будет ли раскрыта тайна Абшеронского циклопа. (Азербайджан, Баку, 28 апреля, корр. Муршуд Исмаилзаде).
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе


Южнокаспийская глушь
Южнокаспийская глушь – лесисто-гористая местность на юго-западном побережье Каспийского моря в Азербайджане, где, согласно непроверенным сообщениям, в XX веке существовало или существует племя диких людей. Это еще одно загадочное место на нашей планете. Чем же оно так знаменито, что его причисляют к загадкам Земли? Эта гористо-лесистая местность раскинулась в Азейбарджане на юго-западном побережье Каспийского моря. Согласно недоказанному пока предположению, в этих местах еще в ХХ веке существовало, а возможно и до сих пор существует, неизвестное науке племя каких-то диких людей.
Рассказывают, что в 1914 году как то заблудился в этих местах некий пастух Габриэл Циклаури, который был родом из села Натбеури Мцхетского уезда Тифлисской губернии. Долго он скитался по лесам и горам, пока наконец-то случайно не вышел на какое-то незнакомое поселение. Жили в этом селении, по его словам, совершенно дикие люди. Люди эти совсем не носили никакой одежды, а охотились на животных, как первобытные, с помощью копий.
Прожил Габриэл среди них в этом селении целых два года. Но, в конце концов, ему пришлось покинуть его потому, что на племя было совершено вооруженное нападение неизвестных людей. Не один раз с тех пор Габриэл пытался найти это место, но все попытки оказались неудачными. Единственное, что ему удалось установить, так это то, что указанный район находится в субтропических лесах, где-то неподалеку от Сальяны, скорее всего ближе к городам Астара и Ленкорань.
Причем свидетельства, подтверждающие существование этого племени дикарей, поступали не только от одного Габриэла Циклаури. Некоторые местные жители в этих районах также утверждают, что слышали о существовании дикого племени людей. Однако самостоятельные поиски одиночных исследователей, проведенные еще в 80-х годах прошлого столетия, ни разу не привели к успеху. Так легенда это или быль? Пока это остается загадкой, которую еще предстоит разгадывать.

Суадам - водяной человек
В июле 2002 года молодой азербайджанский предприниматель Рустам Каримов принимал греческих компаньонов на своей яхте, плывшей по Каспию. Это была его вторая яхта - первая базировалась на Адриатике, команду на неё он ещё нанять не успел и вызвал на такой случай свою греческую команду. К ночи ветер стих и яхта заштилела. Дизель запускать не стали - хозяин  с гостями праздновал свой день рождения. Команда греков тоже, но в своём кубрике. В ходовой рубке находился лишь вахтенный-рулевой. Правда, рулить ему не приходилось, яхта была в дрейфе, а за кормой на длинном тросе болтался спущенный на воду яхтенный тузик.
Кто-то из греков выбрался на корму покурить. Ярко светила луна, и внимание матроса привлекли человеческие силуэты в покачивавшемся за кормой тузике: откуда-то в нём появились два человека, непонятно что там делавшие. Грек, слегка покачиваясь, добрался до рубки, и вместе с вахтенным они развернули ходовой прожектор и включили его, осветив незваных гостей. Те повели себя весьма странно - мгновенно выпрямившись, они сиганули с разных бортов в воду и исчезли. Напрасно греки водили лучом прожектора вокруг тузика - пловцов на воде не было.
Вахтенный включил сирену, и подвыпившая команда вместе с такими же гостями высыпала на палубу. Перебивая друг друга, греки пытались что-то объяснить капитану, тот по-английски пересказал ситуацию хозяину яхты. Матросы подтянули тузик и подняли на палубу. На дне его плескалась вода вместе с кучей каких-то водорослей, и в этой луже вяло копошились две приличные рыбины. Было похоже, что неизвестные существа забрались в тузик с намерением спокойно поужинать свежей рыбкой, а матросы их спугнули. Рустам пояснил своим гостям, что это, возможно, были суадамы - водяные люди, легенды о которых существуют у некоторых народов, живущих на побережье Каспийского моря.
Тему поддержал капитан-грек, рассказавший, что и в Адриатике водится кто-то похожий. Его отец рассказывал, как однажды вместе с другими рыбаками он пытался освободить попавшего в сети «водяного человека». Тот их намерений не понял и бешено отбивался, ранив одного рыбака чем-то вроде короткого копья с костяным наконечником.
Нефтяные Камни
В начале 1980-х годов каспийские нефтяники не раз сообщали о своих встречах с суадамом. В те годы значительная часть бакинской нефти добывалась на каспийском шельфе. Эстакады по мелководью уходили далеко в море, а в 50 километрах от берега располагался целый городок нефтяников - Нефтяные Камни. На платформах над морем стояли дома, магазины, клуб, а некоторые жители даже устраивали огороды.
Однажды утром один из рабочих буровой вышки возвращался после смены в общежитие. До Нефтяных Камней ему надо было пройти несколько километров по эстакаде. Внезапно впереди, за электрощитом, он заметил странную человеческую фигуру, сидевшую на корточках. «Мужик» был совершенно голый, фигура его поражала какой-то смазанностью, словно он дрожал от холода, а лицо скрывалось за щитом. Рабочий в испуге остановился, а затем на всякий случай перешёл на другую сторону эстакады и стал медленно продвигаться вперёд. Когда их разделяло всего метров 10,скрюченный мужик, не выпрямляясь, начал опрокидываться под поручень и полетел в воду. Высота эстакады была около 15 метров - это почти современный пятиэтажный дом. Рабочий тут же подбежал к этому месту, но в воде никого не было.
Через полчаса, добравшись до посёлка, он рассказал об увиденном, и выяснилось, что подобные встречи с неизвестным существом происходили и у других нефтяников. Во всяком случае, водяные люди - суадамы - довольно боязливы и на людей не нападают. Хотя в прошедшие годы было отмечено несколько случаев исчезновения женщин, в одиночку пытавшихся отправиться по эстакаде кого-то навестить.
В литературе, посвящённой аномальным явлениям, описан ещё один, сравнительно недавний случай с молодой парочкой, уединившейся в тихую и безлунную ночь на пляже. Занятые собой, молодые люди прозевали тот момент, когда из моря бесшумно появились три обнажённые человеческие фигуры. Любопытно, что и эти свидетели отметили странную «смазанность» фигур этих существ. Суадамы окружили парочку и даже склонились над ними, по-видимому, чтобы разглядеть, чем эти сухопутные существа тут занимаются. И в ту же секунду пляж огласился истошным женским визгом. Столь странная реакция так поразила водяных людей, что они мгновенно исчезли в воде. После этой встречи парень оказался в психиатрической лечебнице, и ему потребовалось длительное лечение.
Несколько строчек этому феномену посвятил и известный исследователь аномальных явлений Вадим Чернобров в своей «Энциклопедии аномальных явлений в природе». «Суадам (тюрк, «водяной человек») - одно из названий водяных существ, якобы обитающих на Каспии. Сейчас так иногда именуют привидения, встречающиеся на воде или на берегу моря, особенно рядом с Нефтяными Камнями возле Баку». Возможно, вышеупомянутая парочка на пляже и столкнулась с суадамами-привидениями, но вряд ли это привидения набросали в яхтенный тузик водоросли и рыбу.
Можно вспомнить и известные из литературы случаи встреч с «водяными людьми» на крымском побережье Чёрного моря, а автору этой статьи при личной встрече пришлось услышать рассказ свидетеля, члена Российского географического общества, самолично встретившего под водой такого «человека». Любопытно, что во всех случаях речь идет об особях мужского пола, с руками и ногами, а не о русалках с рыбьим хвостом, о которых также имеется множество свидетельств. К сожалению, до сих пор «русалы» и русалки всё ещё остаются загадочными, а по мнению некоторых, просто сказочными существами. (По материалам статьи Олега Ефремова, журнал НЛО № 46, 2006).

               


Рецензии