Загадочное существо Дракон

 Загадочное существо Дракон

Помните страшного Дракона из Азербайджанских народных сказок, перекрывающего источник и требующего принесение в жертву молодых девушек города взамен на предоставление населению возможности брать из источника воду? Этот Дракон уж точно не был в почете ни у героев сказки, ни у ее слушателей. Являясь вымышленным персонажем, Дракон – один из самых распространенных образов народного творчества.
Люди наделили его отрицательными качествами- беспощадность, злость, жестокость, жадность и т.д. Поистине воплощение зла! Он не испытывает жалости к своей жертве, не уступает, не оказывает помощи, не умеет быть милосердным, отзывчивым, таким как, к примеру, птица Симург, помогающая герою сказки в преодолении трудностей, возникающих на его пути. Дракон, Аждаха, как персонаж азербайджанского устного народного творчества, прикладного искусства, скорее сила негативная, разрушительная.
Разве не с ним борются главные герои? Как правило это сила, которой противостоят положительные герои сказок- храбрые, отважные юноши, не устрашившиеся Драконьих угроз. Название Аждаха (Дракон) в азербайджанской мифологии скорее связано с персидским Ажи Дахака, который есть воплощение враждебных человеку сил, сил зла. Наводящее страх на окружающих чудовище с огнедышащей пастью все же не выходит победителем из борьбы с силами добра.
Представления о Драконе Аждаха (аждаhа, аждаха, аждархa, аждархо, эждер, эждерха, аздага, аздяка и др.) широко распространены в традиционных культурах народов Малой и Средней Азии, Кавказа, Поволжья - турок, узбеков, азербайджанцев, армян, казахов, татар, башкир, ногайцев, таджиков. Под турецким влиянием этот демонический образ Дракона перешел в балкано-славянскую мифологию (у сербов -аждайя, болгар -аждер). У белуджей Афганистана -аждиар - сугубо сказочный персонаж, исполинский Дракон с огнедышащей пастью.
Превращение Дракона в змею - распространенный сюжет у ряда народов мира. В азербайджанских народных сказках и легендах человек может превратиться в змею, так же, как и змея в человека. В азербайджанской мифологии змея также распространенный образ, но может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Противоречивое отношение к змее выявляется, например, в отношении к ней как к символу мудрости, жизненной силе, носителю жизненного начала, залогу счастья, благоустроенности, а также в запрете убивать змей, в уважительном отношении к змеям (например, названия природных объектов, таких как «Илан дагы» (Змеиная гора), «Иланлы булаг» (змеиный родник).
Отношение к змее как к существу благотворному, выражается в ряде представлений. Так, по народным поверьям, покинутый змеею дом покидает и счастье, так как она является залогом счастья, благоустроенности. На территории Азербайджана найдено немало предметов с изображением змеи- керамические изделия, украшения. Отрицательное отношение к змее проявляет себя в восприятии этого существа как олицетворения злых сил. Змей и скорпионов также принимали как символические отображения Ахримана, Зороастрийского Ангра-Манью - владыки Подземного мира, мира тьмы (он считался творцом подобных существ). Оттого их и воспринимали как отрицательные творения. В некоторых случаях змею воспринимали как посредника между мирами (например, между Подземным миром и миром нашим).
Змея и Дракон персонажи, нередко сливающиеся друг с другом, время от времени составляющие тождество. Потому и говоря об этом образе мы упоминаем как змею (змия), так и Дракона. Как правило, Дракон сочетает в себе элементы различных животных- с головой и туловищем змеи, ящера, крокодила, и с крыльями птицы либо наподобие летучей мыши. Также внешний вид Дракона может включать элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. В сказках многих народов мира, у которых образ Дракона один из, так сказать, популярных образов, похищение девушки этим персонажем довольно распространенный мотив. Исследователи пришли к выводу, что он имеет прямое отношение к обряду, при котором водной стихии приносились в жертву девушки.
К примеру, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Так вот почему в народных сказках Дракон требовал девушек в качестве ежегодной дани.
Где же обитает Дракон? В некоторых узбекских, туркменских, казахских мифах он живёт под землёй в пещерах и сторожит сокровища. В иранских средневековых легендах Драконы - аждахары охраняют подземный клад Каруна. В мифах азербайджанцев, казанских татар и башкир аждарха связан с водой, с дождевыми тучами. В частности, по азербайджанским и башкирским представлениям, он живёт в озере.
 
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей,
 так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых.
Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
По представлениям казанских татар, аждарха живёт на морском острове, на который его переносит облако. Если мы будем учитывать, что, как правило, иной мир , потусторонний мир в мифологии связан с водным пространством (озеро, река и т..), с лесом, пещерами, подземным пространством, то место обитания Дракона именно в таких вот местах и говорит о его связи с Потусторонним миром. Связь Дракона с потусторонним миром, помещающимся, по представлению древних, под Землей, определял негативный характер этого персонажа.
Дракон нередко изображался в связи с Древом мира. Древо мира- один из образов, с которым связывал древний человек всю вселенную, все мироздание. Древо мира являлось олицетворением всего окружающего мира. Это своего рода образ вселенной, так сказать, макет, в виде которого был построен мир. Для древнего человека с его мифологическим подходом к окружающей среде все пространство вокруг делилось на несколько миров. И Древо мира олицетворяло собою подобное деление- корни Древа представляли собою Нижний мир, Подземный, его ствол- Средний мир, пространство обитания человека, а крона- Верхний мир.
Конечно, речь идет о мифологическом мировосприятии человека древности. Нередко изображение гигантского змия, обвивающего Древо мира, можно встретить как в народном творчестве (мифы, легенды, предметы прикладного искусства), также и в искусстве профессиональном. Вспомните фрески со змеем, обвивающим дерево, в Сикстинской Капелле в Ватикане. Изображения змея- Дракона вместе с Древом мира- довольно распространенный сюжет в мировой культуре. Вспоминается скандинавский Дракон Нидхёгг, пожирающий корни того самого Древа мира, именуемого у скандинавов Игдрасилем. Символом апокатарсиса, возвращающегося времени, в Западной культуре являлась змея, кусающая свой хвост. Это, как считают исследователи, древнейшее изображение времени-вечности, своеобразный символ.
В отличие от Западной традиции, в мифологии Юго-Восточной Азии Дракон, скорее, положительное существо, нежели отрицательное. Наверняка, многие из вас знают о красочных празднествах Драконьих лодок, проводящихся в Китае, когда устраиваются состязания в гребле на лодках, изображающих Драконов. Ведь, согласно, китайской мифологии, Дракон- родоначальник современных китайцев и этот праздник является своего рода возможностью общения с мифическим предком. Для китайцев Дракон является символом сил добра, он ассоциируется с водной стихией, а также имеет отношение к культу плодородия.
В отличие от европейского представления о Драконе, как о негативном существе, китайская традиция наделила Дракона положительными качествами. Он благодетельный, добрый, милостивый к людям. У корейцев Дракон традиционно считался также позитивным персонажем, который покровительствует водоемам, приносит дождь. Он преданное, доброе, благодарное существо. В японской мифологии Дракон может восприниматься как положительный, так и отрицательный персонаж. То же положительное отношение к Дракону, змею было в доколумбовой Америке. Индейцы Флориды апалачи отождествляли космического Змея (мифическое существо) с солнцем.
Мифы, легенды, сказки, в которых фигурируют Драконы, змеи (змии), наделяют их положительными или отрицательными качествами, в зависимости от культурной традиции, составной частью которой эти персонажи являются. Потому невозможно охарактеризовать эти персонажи однозначно, даже внутри одной культурной традиции. Но, в любом случае, персонаж этот (Змей, Дракон) всегда яркий, выдающийся, впечатляющий, один из основных образов повествования. (Умуд Айсель).


 


Рецензии