Мощь комплексов
– Кто же из нас успешнее? Мучался вопросом художник Сергей Владимирович Берёзкин, сидя на табуретке посреди комнаты и обхватив голову руками.
– Его наградил медалью в министерстве сам Дмитрий Дмитриевич Правдин! А я тут сижу на табуретке и ничего вспомнить не могу. Хотя нет. Меня тоже наградили не так давно медалью.. Чего это я в самом деле. Ну ладно. С наградами у нас все поровну. Хотя помню я что когда было собрание, Казимир Аполлонович Квадратников пришел на него в новом пиджаке, достаточно дорогом. И когда его увидел сам Александр Павлович – то одобрительно кивнул. Причём два раза. Это конечно мне минус. Мне Александр Павлович не кивал. Хотя да я опять упустил из внимания – он же руку мне пожал месяц назад когда мы виделись на выставке. Мда. Что-то меня к старости память подводит. Вроде все ровно у нас, но мне почему-то неспокойно.
– Надо успокоиться. – подумал Сергей Владимирович и дрожащий рукой достал из кармана мятый платок.
– Так.
Берёзкин промокнул лоб и, нахмурившись, продолжил напряженно думать:
– Всё-таки Квадратников лучше меня. Ведь три года назад у него иностранный коллекционер купил картину. А у меня нет. Я уже давно думаю про то что всё таки наверно устарело моё творчество и не так уже интересно в современном мире. Ладно. Что поделаешь. Хотя вот у меня недавно купили тоже ведь две картины, что очень хороший знак и говорит о том что я востребован. – Выдохнул Сергей Владимирович.
А тем временем в своей мастерской тоже на табуретке сидел тот о ком так напряженно думал Берёзкин. – Художник Квадратников. Сергей Владимирович был его давним другом . Вместе они учились в одном институте рисунку и живописи, композиции и прочего подобному. Вместе они ездили на пленеры.
Но они были разные в выборе пути в искусстве.
Берёзкин твёрдо решил ещё во время учёбы в институте стать реалистом и писать всю жизнь до глубочайшей старости пейзажи с натуры. Кроме того он узнал про реинкарнации и тогда твёрдо решил что и во всех последующих жизнях, которых по некой древнейшей карте насчитал 40, тоже будет писать пейзажи. – Настолько твёрд он был в своем выборе.
Квадратников выбрал совсем другую дорогу в искусстве. Он решил стать абстракционистом и исследовать глубины геометрической вселенной. Казимир Аполлонович тайно считал себя более передовым, чем Сергей Владимирович. Берёзкин же в свою очередь считал себя настоящим последователем классиков и тайно смеялся с Квадратникова, что он поддался модному очередному течению и возгордился, совсем забыв про то, что новое вовсе не значит лучшее.
В общем художников тайно бесила жизнь друг друга. И каждый при каждом удобном случае пытался самоутвердиться за счёт другого. Это противостояние постепенно принимало все более драматический вид.
– Успешнее? Нет! Это я успешнее! Думал Сергей Владимирович нервно ёрзая на табуретке.
Неуверенность обоих иногда доходила до предела и они звонили друг другу по ночам, чтобы спросить как у другого дела и чем он сейчас занят.
Но когда один нервно говорил что спит – то другой только после этого мог спокойно заснуть.
Дружба Берёзкина и Квадратникова становилось все более неразрывной.
Художники просто не могли друг без друга существовать. – Ведь голова одного была полностью занята жизнью другого.
- Ну что делаешь сейчас? Чем занят?- Позвонил Сергей Владимирович Казимиру Аполлоновичу.
-Отдыхаю! – с хитрецой в голосе ответил Квадратников, Одной рукой держа телефон, а другой судорожно водя кистью по холсту.
– А что там за звук у тебя?
– Это за окном птица скребёт по подоконнику лапой.
– Ясно.
– А ты чем занят?
– Я чай пью. Тоже отдыхаю – сказал Сергей Владимирович и вдруг случайно уронил кисть в банку с растворителем.
– Вот проклятие! Руки дырявые!
– А что случилось?
– Ложку утопил варенье только что.
– Это ничего. Ты достань, а потом помой пальцы – с заботой сказал Казимир Аполлонович. Так они и общались часами. За это время с телефоном в руке каждый успевал дописать картину и даже иногда и продать её.
– Сергей Владимирович, я не понимаю когда ты рисуешь? Я как не позвоню тебе – так ты постоянно отдыхаешь.
– Я рисую ночами! – неудачно пошутил Берёзкин, после чего в разговоре наступила напряженная пауза.
Квадратников начал в чем-то подозревать Берёзкина. Он глубоко погрузился в свои мысли и почти и неделю ему не звонил. Обоих художников начала беспокоить бессонница ..
Однажды Берёзкин возвращался с выставки в хорошем приподнятом настроении потому, что выставка на которую он пошёл оказалась неудачной.
Проходя мимо дома Казимира Аполлоновича, Сергей Владимирович остановился и посмотрел на окна.
– Нет. Я успешнее чем он. Я понял это. Это объективно. После чего быстро шагом отправился в мастерскую.
Когда на часах было 11 вечера он поднялся по лестнице и начал работать.
Берёзкин совсем и догадывался о том, что Квадратников тем временем наблюдал за ним с биноклем с крыши соседнего дома.
– Всё ясно. Он работает себе и наверняка скоро напишет шедевр. А ведь он может. Есть такая опасность. Тогда мне несдобровать. Скажу-ка я ему что решил я прекратил писать. Временно. Придумаю про семейные проблемы, ремонт, отдых на море, глобализацию и так далее.
А пока он мне поверит и расслабится – я буду ночами рисовать в подвале! Проходя мимо моей мастерской по дороге домой он точно решит что я уехал, ведь света у меня там гореть не будет.
– Вот теперь я точно напишу шедевр. В подвале мне никто не будет мешать.
Прошло несколько дней.
Квадратников через некоторое время заметил странное отсутствие.
– Куда же пропал Сергей Владимирович? Спрашивал себя Казимир Анатольевич – ладно, пусть как есть. Пока он будет разъезжать, я воспользуюсь моментом и напишу шедевр!
Через месяц Сергей Владимирович закончил картину в подвале.
В городе готовилась республиканская выставка и на почту обеим художникам пришли приглашения участвовать ..
– Как раз вовремя! – Самодовольно произнёс Берёзкин. Теперь я смогу показать всем свой шедевр. А особенно Казимиру Анатольевичу! - почесав нос ухмыльнулся он .
Художники встретились на открытии выставки. Оба стояли около своих картин друг напротив друга. Глаза их бегали по толпе посетителей неустанно ведя подсчеты .
– У его картин уже 14 человек! – занервничал про себя Квадратников и начал подсчитывать своих зрителей. - Повезло ему. Реализм больше любят. А у меня? У меня… тоже 14. Поровну. - Выдохнул художник.
Прошло 10 лет.
В жизни художников произошли перемены в лучшую сторону.
Теперь Сергей Владимирович уверенным шагам шёл по Мостовой в центре Лондона.
– Осталось два часа до моей выставки. Я и представить себе не мог что мои труды не пройдут даром и наконец я был приглашен не просто куда-нибудь, а в саму галерею Royal. Кстати, а как сейчас Казимир Анатольевич в Пекине? Этот новый центр искусств который построили там собрал всех мировых звёзд искусства. И туда его пригласили. Конечно мне от этого не спокойно. И говорят что ему пожал руку сам Хи-Сун-Минь. А это уже не шутки. Ну ладно. Я не особо люблю тратить своё время на зависть. Я за него только рад. Он поправил шляпу и пошёл готовить речь на открытие своей персональной выставки.
Спустя 25 лет, сидя в комнате, в своем кресле- качалке, Берёзкин взял телефон и позвонил Квадратникову:
- Чем занимаетесь, коллега?
– Отдыхаю. – Ответил Казимир Аполлонович. В одной руке он держал телефон а другой судорожно водил кистью по холсту. Что там за звук у вас?
– Птица опять по подоконнику скребёт.
-Всё та же птица?
-Да, разумеется.
Художники посмеялись.
– Ясно.
– И я тоже отдыхаю. Чай пью.
2023г. Минск.
Свидетельство о публикации №224111500847