Я сейчас читаю... А. Фет

Для игры "Этюды 4", Этюд № 3. "Я сейчас читаю…"    http://proza.ru/2024/10/01/144

Еду с работы. Автобус полный. Мне досталось место на откидном сидении практически под валидатором. Я была рада и ему. Уселась поудобнее, выдохнула и мысли понесли меня…

- Вы  могли бы сказать, сколько сейчас времени? – вежливо обратился ко мне полненький мальчишечка лет десяти-одиннадцати.
- А то мне в 19.15 надо быть дома – продолжил он взволнованным голосом.

Я достала телефон и торжественно объявила: 18.45!
Видно было, что он в уме пытается подсчитать   остаток лимитного времени.
-  У тебя еще есть полчаса – помогла я ему.

Сосед, сидевший у окна, встал и начал пробираться к выходу.

Я пересела на его место, мой новый знакомый бухнулся рядышком и тяжело вздохнул:
- ВПР не сдам – оставят на второй год…
- У тебя проблемы с математикой? – предположила я.
- Нееее… Русский!

- Учительница сказала: повторяй падежи! И погрозил пальцем, изображая ее.
- Дык я все знаю: именительный (кто, что?), родительный (кого, чего?) …
Мальчишка усердно проговаривал все падежи в нужной последовательности, роясь в глубинах своей памяти и загибая пальцы на левой руке.

- Я недавно   пятерку получил за домашку! – с гордостью сообщил он.
- Нам выдали слова на листочке и сказали записать их в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. На каждую озвученную часть речи он вытягивал вперед одновременно две, параллельно расположенные, руки.
- Я три раза на чистовик переписывал! –  возмущался он, потрясывая поднятой вверх правой рукой.

- Молодец! – едва успела я вставить словечко в его душещипательный монолог.

Объявили очередную остановку. Он соскочил с места и напоследок впопыхах протараторил:
- Мне еще «Бабочку» этого, Фета учить надо.  И улетел.

 - Появился ниоткуда и исчез в никуда… Зачем? – хмыкнула я и улыбнулась.

  «Бабочку» Афанасия Афанасьевича я прочитала перед сном   целых три раза!              Жизнь у человека трудна, даже у такого юного мальчика, как мой случайный попутчик …
По мнению некоторых критиков в  «Бабочке» Фет призывает учиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем. Разве такое возможно?               


Рецензии
/Фет призывает учиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чём/

Ну нет, Маргарита. Неужели Фет настолько груб, чтобы вот так призывать?

Бабочка мила /одним воздушным очертанием/, а далее по тексту: /Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?/
Если лирический герой узнает, откуда она появилась и куда спешит, очарование может исчезнуть.
/Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?/ Рефлексия и печаль - разве это "жить в радости и не заботиться ни о чём"?

И снова к началу: /Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила/. Он прав. Это из серии "остановись, мгновенье, ты прекрасно". Ещё "Незнакомка" Блока на ум пришла: /И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне./

Ни мы, ни ГГ ничего не знаем об этой девушке. Она - Незнакомка. Вот также и бабочка: очарование мгновением. Впрочем, о бабочке кое-что известно: она рефлексирует и просит не спрашивать (читателя, Фета), куда спешит. Чтобы эффект Незнакомки не рассеялся как туман.


Михаил Троекуров   17.11.2024 04:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! По тексту этюда "По мнению критиков в «Бабочке» Фет призывает учиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем." Это действительно взято из критики. Я это использовала, чтобы подсветить главную идею этюда - жизнь трудна. Если бы описывалась любовная история, то Ваше видение стихотворения было бы очень ценно. И вообще, это же этюд, а не анализ стихотворения. Огромное спасибо за отзыв! С уважением, Маргарита.

Маргарита Буйнова   17.11.2024 09:08   Заявить о нарушении
Я думаю, что многие критики не будут согласны с мнением тех, которых вы процитировали, Маргарита. Я никаких не читал, когда писал рецензию. Помню, когда на к2 пришел, пару раз пробовал опираться на мнения критиков и оба раза меня осадили, сказав, мол, причем тут какие-то критики? Самом-то видите как? Я и отвык от мнений незнакомых мне критиков) А сейчас из любопытства поинтересовался, глянул один анализ. Там вот: /Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"/. Собственно, то же самое, что я увидел, даже "остановись, мгновенье". И никаких призывов к беззаботной жизни. Ну пусть. Вы использовали мнение критиков, с которыми лично я не согласен, чтобы противопотавить... ну пусть будет так: заботы без удовольствия удовольствию без забот. Можно сказать и по-иному немного, но в итоге всё равно придти к аналогу муравья и стрекозы, и поспорить с Крыловым, а в итоге, может быть, вспомнить пушкинское: "Нас мало избранных, пренебрегающих презренной пользой", и т.д. и т.п., или не вспомнить, а подумать иное: "Доколе школа будет мучить..." Да мало ли. ОК.

Прошу прощения, но, пользуясь случаем, хочу ещё задать вопрос, касающийся вашего резюме. Я хотел его задать ещё вчера, но на резюме рецензию не напишешь. Подумал, ну ладно, не судьба. А сегодня заглянул к Светлане в Этюды, и захотелось отозваться на ваше мини. Так что решил и о резюме спросить. Меня очень удивило, что строки из стихотворения Цветаевой подписаны "Эринз". Эринз - это минеральная вода. Потом понял, что это опечатка, когда, погуглив, узнал, что цветаевские строки выдает за свои некая Эризн 1986 года рождения, приписавшая сверху стихотворения гения своё четверостишие с ударением в слове "ветрам" на первом слоге. Подумал, что такую поэтическую вольность Цветаева себе не позволяла, у неё, в других стихо, "ветрАм". Первое четверостишие - точно какой-то Эринз. Маргарита, поймите меня правильно, ничего личного, что-то я расписался, такое редко бывает со мной. Просто Марина Цветаева - моя любимая поэтесса, и если вы считаете, что строки из вашего резюме - не цветаевские, то как такое может быть, если они были в сборниках стихов Цветаевой уже тогда, когда Эризн ещё не родилась? Я чего-то не знаю?

С интересом,


Михаил Троекуров   17.11.2024 12:06   Заявить о нарушении
Михаил, написали, действительно, много. Одним предложением не ответишь. Рада, что у нас завязался конструктивный разговор. Мы его обязательно продолжим, но позднее, дела... Улетаю... С улыбкой, Маргарита.

Маргарита Буйнова   17.11.2024 12:20   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Михаил! Сначала об этюде. Я вроде бы четко высказала свою авторскую позицию. Думаю, больше нет смысла об этом дискуссировать. Вы, как читатель, имеете полное право соглашаться или не соглашаться с ней. С уважением!

Маргарита Буйнова   17.11.2024 16:48   Заявить о нарушении
Теперь, резюме. Эринз с позором удалена! Однако другие слова в резюме действительно принадлежат М.И. Цветаевой: "Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!». С уважением и благодарностью, Маргарита.

Маргарита Буйнова   17.11.2024 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.