Мещерский край исток моей жизни
слоган национального парка «Мещерский»
У русского человека есть одна необъяснимая черта характера – мы любим тосковать по своей малой родине, особенно, если обстоятельства вынуждают нас жить далеко от нее. В этом, наверное, и заключается феномен загадочной русской души. Мы дорожим прошлым, из последних сил прирастаем корнями к родной земле и подолгу храним в памяти картины своего детства. И у меня в памяти до сих пор живы удивительные моменты, которые я запечатлела с самого раннего возраста.
Малая родина
Моя малая родина – деревня Алешино Касимовского района Рязанской области. Этот район является частью самого загадочного места на земле – Мещеры. Красотой этих мест любовались известные писатели, сюда приезжали на этюды художники. Да что там говорить! Недалеко от моей деревеньки родился сам Сергей Есенин!
Вот как описывает Рязанскую землю Александр Куприн:
«Летний вечер гаснет. В засыпающем лесу стоит гулкая тишина. Вершины огромных строевых сосен еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, но внизу уже стало темно и сыро. Острый, жаркий, сухой аромат смолистых ветвей слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, которым тянуло весь день с дальнего лесного пожарища. Неслышно и быстро опускается на землю мягкая северная ночь».
Что такое Мещера
Мещерский край, или по-научному Мещерская низменность, расположен в самом центре Восточно-Европейской равнины в междуречье рек Оки и Клязьмы. Мещера занимает примерно 23-25 тысяч квадратных километров и расположена на территории Рязанской, Владимирской и Московской областей.
Откуда произошло название «Мещера», точно не известно. По одной из версий археологов, еще в первом тысячелетии нашей эры в эти места пришло племя финно-угорского происхождения, называвшие себя мещерами. По другой версии, это слово пришло к нам именно из древнерусского языка. В древних рязанских диалектах когда-то употреблялись слова «чащера» (лесная чаща) и «гущера» (труднопроходимая часть леса).
В старину Мещерским краем называлась обширная территория между Владимиро-Суздальским и Муромо-Рязанским княжествами. Лихие это были времена. На Руси повсюду бушевали междоусобные войны. Непроходимые мещерские леса укрывали беглых крестьян, отставших от дружин воинов, разбойников всех мастей. Большинство из них сгинули на века в топях и чащобах. Эти дремучие леса испокон веков навевали на местных жителей страх и ужас. Причем к реальной опасности добавлялись местные суеверия. Откройте любую русскую сказку. Если описывают чащобу, то там всегда будут обитать лешие, баба Яга, в лесных озерах – русалки с водяными, а в болотах – кикиморы. Кстати, именно через Мещеру проходил знаменитый Муромский тракт. Так что появление в русских народных сказках Соловья-Разбойника, вероятно, не лишено основания.
Богатства Мещерского края
Север Мещерского края, принадлежащий к Владимировской и Московской областям, сильно заболочен. Это преимущественно торфяные болота, не имеющие четких границ, окруженные чахлыми березками, поросшие багульником, осокой и прочей болотной травой. Болота с их суровой природой посещают разве что охотники и местные жители в пору сбора клюквы и другой болотной ягоды. Места здесь какие-то неприветливые, а близость даже самого крошечного болотца вызывает явное чувство опасности. Особенно опасны в жаркое и сухое лето торфяные пожары, которые в этой части Мещеры не являются редкостью.
Туристами и путешественниками облюбованы южная и юго-восточная части Мещеры, расположенные на территории Рязанского, Клепиковского, Касимовского и Спасского районов Рязанской области. Леса здесь могучие, богатые разнообразной живностью. Когда-то они являлись частью великого таежного пояса, простиравшегося от белорусского Полесья до Урала. Конечно, сегодня это лишь островки древней тайги, но и они внушают своей мощью какой-то трепетный восторг. Здесь можно увидеть мрачные сосновые боры, вдохнуть смолистый аромат ельника, послушать шум дубравы, да и просто насладиться свежестью и прохладой смешанного леса.
Константин Паустовский восхищался первозданной природной красотой этой южной тайги: «Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки».
Об этом сказочном мире нельзя не писать. До сих пор живы в памяти мои собственные детские воспоминания о грибных мещерских лесах. Мне посчастливилось побродить в этой первозданной тишине с корзинкой в руках. Ощущения невероятные! Заходишь в лес, а там темным-темно, как будто мгновенно наступила ночь. Кроны деревьев накрывают шапкой лес, поэтому солнечные лучи едва проникают сквозь переплетения ветвей, иголок и листвы. Смотришь, вокруг бурелом, деревья поскрипывают и ветер где-то высоко поет свою тихую песню. Отвлекаешься от нахлынувших сказочных фантазий и смотришь под ноги, а там сплошной ковер из душистой травы и осыпавшихся мелких веточек. Грибов совсем не видно. Делаешь шаг, наклоняешься, раздвигаешь руками траву, а там шляпки, шляпки! Вот они, уже перезревшие, крупные до невозможности, с прилипшими к ним листиками. Опускаешься на колени и начинаешь шарить в траве. Старичков трогать жалко, да и не годятся они уже в пищу. Пусть растут! Все равно ведь красиво. Как раз такой крупный гриб, шляпка которого по диаметру не уступала размерам моей любопытной двухлетней головы, оказался первым в моей детской жизни грибным трофеем. Кстати, местные жители признают грибы только белые. Вот такие гастрономические причуды.
Рязанская Мещера богата водными ресурсами. Здесь протекают Ока, Пра, Бужа, Поль. В верховье реки Пры начинается система Клепиковских озер, в которую впадает Бужа. Все водоемы, включая мелкие торфяные озера, лесные речушки, крупные озера и реки Мещеры весной превращаются в безграничное море. Над этой территорией пролетают водоплавающие птицы, возвращаясь в родные края. В эту пору на водах Мещеры царит птичий рай. Водная система богата не только птицей, рыбой, но и прочей водяной живностью. Сегодня вся эта территория включена в список водно-болотных угодий международного значения.
Благодаря природно-охранной деятельности местных заповедников в мещерских лесах удалось сохранить популяции редких животных и птиц. На территории одного только парка «Мещерский» обитает около 30 видов, занесенных в «Красную книгу». Реки и озера, леса и богатейшие природные ресурсы привлекают сюда охотников, рыболовов и грибников, приверженцев экотуризма. Помимо невероятной красоты природы и богатых даров леса, эти места являются настоящей сокровищницей древних артефактов.
Мещера неразрывно связана с историей Древней Руси. На ее территории археологами было найдено свыше 130 стоянок древних людей – первых поселенцев Мещерского края. В этой связи здесь регулярно проводятся выставки, посвященные истории, культуре и быту русских людей.
Мещера и человек
Мещерский край серьезно пострадал от деятельности человека. Об этом больно говорить, так как я остро воспринимаю проблемы родной Мещеры. На ее территории многие годы велись активные лесозаготовки, бездумно осушались болота, добывался торф, истреблялись редкие виды обитателей нашей южной тайги, тоннами вывозилась рыба. Собственно, угроза исчезновения древних лесов и послужила причиной создания нескольких национальных заповедников и заказников на этой территории.
Мне очень приятно, что сегодня, благодаря старанию неравнодушных людей, экосистемы Мещеры постепенно приходят в норму. Сотрудниками охраняемой территории засаживаются новые деревья, работает пожарная служба, оберегающая тайгу от всепоглощающих лесных пожаров. Потихоньку восстанавливаются болота – большинство торфяников уже обводнены, а кое-где они стали затягиваться осокой, мхом и другой болотной растительностью. Над трясиной снова разносится веселое кваканье лягушек и пение болотных птиц, постепенно возвращающихся на места своего прежнего обитания.
Мещера продолжает жить и это прекрасно! Мы часто рассуждаем, как велика Россия, какие у нас богатейшие лесные угодья. Но, к сожалению, мы забываем об опасности, которая угрожает нашим лесам и ее обитателям. Мы забываем, что природа и человек – это не искусственно созданный союз, это данность. Эта незримая связь не зависит от воли человека. Поэтому, разрушая природу, мы разрушаем прежде всего себя. Мещера – настоящая лесная обитель. Она насыщает воздух кислородом. Она щедро дарит нам свои дары. Она лечит наши души, ведь заходя в лес, мы забываем о том, что мы городские. Легкий шелест в ветвях, птичьи трели, дурманящий аромат лесных трав. А осенний лес! Вы часто бываете в осеннем лесу! Стоит лишь шагнуть под сень разноцветных осенних листьев и хочется вдохнуть во все легкие эти прелые грибные ароматы, чтобы они сохранились в душе до следующего сезона. Зима добавляет свои краски. Я до сих пор не упускаю возможности побродить по зимнему лесу. Когда-то мне приходилось отстаивать честь школы на лыжных состязаниях. Какое же было счастье, когда лыжные гонки проходили в сосновом бору! Пролетаешь на скорости под разлапистой колючей веткой и слышишь как позади тебя сосна стряхивает настоящий снежный сугроб. А как завораживает сочетание сочно-зеленой еловой лапы в белоснежном пушистом облачении! Разве можно не любить все это? Разве можно когда-нибудь забыть эту сказочную малую родину?
Я считаю себя счастливым человеком. Мне, как многим из нас, еще в детстве пришлось покинуть свою малую родину, но где бы я ни жила, я так и осталась в плену Мещерского края, проживая в различных его частях. И, если даже когда-то мне придется жить вдали от моей Мещеры, она всегда будет прочно держать меня в мягких колючих лапах. Ведь мы уезжаем из родных мест, а они из нас никогда.
Источники фото:
ФГБУ «Национальный парк «Мещера» - Главная (park-meshera.ru)
Свидетельство о публикации №224111601297