Северный морской путь России
Арктическая зона России составляет 17% территории страны и является одним из самых рентабельных регионов, который даёт вклад не менее 15% в размер валового внутреннего продукта государства. В Совете Федерации в 2013 г. готовится федеральный закон “Об Арктической зоне Российской Федерации”. В 2012 г. общий объём грузоперевозок по северному морскому пути (СМП) превысил 3,8 млн. тонн и по сравнению с 2011 г. грузопоток вырос в целом на 20%, в том числе вывоз на – на 12%, завоз – на 11%, транзит – почти на 50%. По прогнозам, перевозки в 2013 г. должны превысить 4 млн. тонн, из которых 50% придётся на транзит.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в проливы острова Новая земля и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий ка-нал – свыше 23 тыс. км), а от Мурманска до Владивостока -10700 км. (альтернативный путь через Средиземное море и Суэцкий канал составляет 23800 км.). (Л1) Организационно Северный морской путь делится на два участка: западный от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Мурманского морского пароходства и восточный от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства. В России СМП начинается от Мурманска или от Архангельска и заканчивается во Владивостоке. От Мурманска: Кольский залив – Кильдинский пролив – Баренцево море. От Архангельска: Двинская губа – Белое море - Баренцево море (вокруг полуострова Канин). Далее СМП идёт по общему маршруту: пролив Маточкин шар на острове Новая земля или Карские ворота – Карское море – Архипелаг Северная земля. В устье реки Енисей неподалеку находится порт Дудинка с 24-тысячным населением. Положительная температура в городе только 4 месяца, зимой морозы достигают – 50 гр. Более глубже по Енисею в материковую часть находится ещё один порт Игарка с население 5,9 тыс. человек. Только эти два порта открыты для захода иностранных судов на всём СМП. Здесь заканчивается западный участок СМП. Восточный участок СМП идёт далее по следующему маршруту: Карское море – море Лаптевых – пролив Велькицкого (длина пролива 130 км., ширина 56 км. у мыса Челюскин) или проливы Новосибирских островов: Шокальского, Евгенова, Красной Армии, Южный. На побережье моря Лаптевых (губа Буор-Хая) в бухте Тикси находится порт Тикси. Население города 11,6 тыс. человек, лето длится 2 месяца, средние температуры января - 35°C, июля 11°C. Порт функционирует только в период летней навигации, длящейся 90 дней. Далее СМП продолжается: Восточносибирское море – пролив Санникова между островами Котельный и Малый Ляховский (длина пролива 238 км., ширина 55 км. при наименьшей глубине 14 м., весь год пролив покрыт льдами) – мимо острова Врангеля по проливу Лонга (ширина пролива в узком месте 140 км.). Восточносибирское море входит в десятку морей бассейна Северного Ледовитого океана (СЛО). Правда, в Российскую часть этого бассейна входят только три моря: Баренцево, Лаптевых и Восточносибирское. СЛО самый мелководный океан, средняя глубина 1225 м., максимальная 5527 м., лето с июня по сентябрь. В Восточносибирском море находятся два пора: Певек и
- 2 -
Амбарчик. Далее СМП проходит через пролив Лонга в Чукотское море между портом Уэлен и мысом Барроу (США) в море Бофорта – Берингов пролив – Берингово море Тихого океана. Через акваторию этого моря проходит линия смены дат. Затем СМП проходит мимо порта Петропавловск-Камчатский, который находится в юго-восточной части полуострова Камчатка, на берегах Авачинской бухты Тихого океана - Охотское море – пролив Лаперуза между северной оконечностью острова Хоккайдо (Япония) и южной оконечностью острова Сахалин мысом Крильон (длина пролива 94 км., ширина в самой узкой части 43 км., средняя глубина 20-40 м., максимальная глубина 118 м. Зимой пролив покрывается льдом). – Японское море. На побережье Японского моря на полуострове Муравьёва-Амурского расположен конечный пункт СМП порт Владивосток с населением 1,2 млн. человек вместе с городским округом. (Л2)
Расцвет ледового маршрута по СМП пришёлся на 1970–1980 г., в эпоху массовой постройки атомных ледоколов. В 1987 г. перевезли рекордные в истории водной магистрали 6,7 млн. тонн. Потом наступил глубочайший спад: более 20 лет перевозок практически не было. Ледовую дорогу возродили из небытия только в 2010 г., когда по ней прошли четыре судна со 110 тыс. т. груза. На следующий год популярность Севморпути подскочила во много раз. В 2011 г. провели 34 корабля с 820 тыс. т. груза. Прежде всего путь освоили сырьевые компании. «Новатэк» отправил по Севморпути 10 крупнотоннажных газовых танкеров в Китай, Южную Корею и Таиланд. Один из рейсов установил рекорд. В августе 2011 г. впервые в истории Севморпути по нему прошёл супертанкер. Это был «Владимир Тихонов» (танкер класса «Суэцмакс»), следовавший со 120 тыс. т. газоконденсата из норвежского порта Хоннингсвог в Таиланд. впервые с 1940 г. водами шести наших северных морей прошли иностранные суда. До Второй мировой войны по Севморпути шли перевозки между Германией и Японией. Затем дорогу для зарубежных судов закрыли. Правда, запрет на проход сняли ещё в 1990 г., но до недавнего времени иностранцев маршрут не привлекал. Два года назад появился новый зарубежный клиент – норвежская компания «Нордик Балк». В 2010 г. она провезла 41 тыс. т. руды из норвежского порта Киркинесс в Китай, в 2011 г. отправила из Мурманска в КНР крупнейший в мире суперсовременный балкер ледового класса «Санко Одиссей». По прогнозам Минтранса, к 2020 г. грузопоток вырастет до 64 млн. тонн в год. Через Суэцкий канал проходит до 18 тыс. судов в год, несущих до 650 млн. т. грузов. Тормозит сложности навигации, недостаточность ледокольного флота. Российский линейный ледокольный флот является федеральной собственностью и включает в настоящее время 4 действующих линейных атомных ледокола и 5 линейных дизель-электрических ледоколов. Атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» сняты с эксплуатации и находятся в состоянии подготовки к утилизации. В строю атомные ледоколы «Россия», «Советский союз», «Ямал» и «50 лет Победы». Два атомных ледокола - «Таймыр» и «Вайгач», построенных в Финляндии, но оснащенных атомными установками на Балтийском заводе, обеспечивают навигацию в устьях и нижних течениях крупных северных рек, что позволяет им существенно уменьшенная осадка. Планируется ввод в эксплуатацию еще двух атомных ледоколов ЛК-60Я мощностью 60 Мвт. (в 2024 и 2028 г.). Это универсальные атомные ледоколы нового поколения с переменной осадкой. Они будут способными выполнять работы не только по проводке судов, но и по спасанию людей и судов. Всего же кроме России и США ледоколы имеют еще 8 стран. Канада, например, имеет 6 ледоколов. От строительства атомных ледоколов США отказались. Другое серьёзнее препятствие, что Север не полностью открыли для иностранцев. Сегодня на всей огромной трассе Севморпути для захода иностранных судов официально открыты только два порта – Дудинка и Игарка. Поэтому сложно нормально обслужить суда на трассе, обеспечить их бункером, водой, если необходимо, водолазным осмотром, срочным ремонтом.
- 3 -
5 месяцев в году проводки караванов судов осуществляют дизельными ледоколами, в остальное время года только атомными. Обслуживание атомного ледокола стоит более 3 млн. рублей в сутки. Использование же атомных ледоколов в период летнего простоя на трассах в исключительной экономической зоне России гарантирует караваны от неожиданностей и существенно увеличивает скорость их движения. Средняя скорость караванов по трассам Севморпути 9 узлов. В России мало ледокольных капитанов в созданной лиги ледокольных капитанов состоит 50 человек, а требуется гораздо больше. Ещё существует проблема периодического обновления лоций, так как придонные течения могут переносить рыхлый материал, постепенно меняя рельеф дна. СМП это судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России, соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Главная российская морская коммуникация в Арктике. Длина (от Карских ворот до бухты Провидения) - 5600 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяцев (на отдельных участках дольше или круглогодично с помощью ледоколов). (Л3)
История СМП начинается с первых плаваний поморов в XI – XIII веках, но идея практического использования СМП (до начала XX века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 г. Первые экспедиции снаряжались для открытия нового торгового пути в Китай в бассейне Северного ледовитого океана. Наиболее известными из них стали экспедиции, возглавляемые Ричардом Ченслером и Хью Уиллоби (1553—1554 г.), а также Артуром Петом и Чарлзом Джекменом (1580 г.). (Л4) В разных случаях, участникам этих экспедиций удавалось достичь лишь устья Северной Двины, Мурманского побережья и Новой Земли. Трижды совершал походы голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594-1596 г. Его корабли безрезультатно пытались пройти далее на Восток, огибая Новую Землю с севера и юга. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в Ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку, Баренц скончался. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). В 1648 г. группа мореходов во главе с Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежнёвым обошла на кочах (небольших парусных судах) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан и доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. В 1686-1688 г. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне, разработал классификацию льдов. В 1733-1743 г. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работали две Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга. За это время пройден отдельными участками почти весь СМП. От Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке. Также высокоширотная экспедиция во главе с В. Чичаговым Летом 1766 г. попыталась пройти через Полярный бассейн в Тихий океан, но задача, поставленная ему М. В. Ломоносовым оказалась невыполнима тремя парусными кораблями среди льдов, в штормах и туманах. В 1785 г. русское правительство отправило в северную часть Тихого океана Северо-восточную секретную географическую и астроно-
- 4 -
миическую экспедицию И. Биллингса и Г. Сарычева, была произведена опись всего западного побережья Охотского моря (около 800 км). Усть-Янская экспедиция П. Анжу 1820 – 1821 г. обследовала от устья Лены к северо-востоку от острова Столбового и достигла южного берега острова Котельный, а найти Землю Санникова не удалось. В 1742 г. Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка - мыса, которому впоследствии было присвоено его имя. Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров, нанес на карту Хатангский залив, pеки Пясина и Хатанга, открыл острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Быранга. Изучение восточного участка СМП внесли русские мореплаватели Фердинанд Петрович Врангель и Федор Федорович Матюшкин (лицейский друг А.С.Пушкина). В 1820-1824 г. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам. Экспедиция новоземельских мореплаватели адмирала Ф.П. Литке и гидрографа П.К. Пахтусова в 1828 г. произвела опись устьев реки Печёры и берегов Ледовитого океана, а в 1834 г. экспедиция П.К. Пахтусова с помощником А. Циволько обследовали Новую землю и восточное побережье к северу от Маточкина Шара. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП. 21 марта 1874 г. П.А. Кропоткин сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи. Будучи заключённым в Петропавловской крепости им была написана работа «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающая ледниковую теорию - одну из важнейших в науках о Земле. П. Кропоткин предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Барьера Кропоткина (цепь поляр-ных островов на севере Баренцева и Карского морей - от Земли Франца-Иосифа до Северной Земли). Благодаря этому сохранился суверенитет России над открытыми им землями, несмотря на их первые посещения иностранными экспедициями. П. Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений и ввёл термин вечная мерзлота. (Л5) В 1875 г. на зверобойной шхуне "Превен" Нильс Норденшельд направился к Югорскому Шару, прошел через этот пролив, обогнул полуостров с севера и остановился у небольшого острова в Енисейском заливе. Он нашел там удобную гавань и назвал ее "Порт Диксон" (в настоящее время весь остров называется Диксон). В 1876 г. он предпринял второе плавание на пароходе "Имер". В этот раз ему удалось не только проникнуть в устье Енисея, но и подняться вверх по реке до деревни Яков-левой, где он и оставил груз европейских товаров. Открытый в Енисейской губе остров был назван островом Сибирякова, в честь иркутского купца А.М. Сибирякова, предоставившего большую часть средств на снаряжение этой экспедиции. Успех двух плаваний Норденшельда доказал окончательно и неопровержимо, что западная часть Северо-восточного прохода может быть использована в качестве торгового пути. Это воодушевило Норденшельда взяться и за осуществление грандиозной задачи - совершить сквозное плавание по Северному Ледовитому океану из Атлантического в Тихий, вдоль берегов Европы и Азии, т.е. открыть весь тщетно разыскиваемый в течении трех столетий Северо-восточный проход. В 1878-1879 г. шведская экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на сделанным из дуба промысловым китобойным пароходе «Вега», водоизмещением 357 т. (судно имело паровую машину мощностью 60 л.с. и парусное оснащение, скорость 6-7 узлов, офицерский состав и команду корабля в 30 человек подобрали из опытных моряков шведского военного флота и зверобоев) совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой (с 27.09.1878 до 18.07.1879) недалеко от Берингова пролива у побережья Чукотского полуострова, не дойдя в 1878 г. всего 222 км. до главной цели. Он был первый, который прошёл мыс Челюскина. Вторым
- 5 -
мимо мыса Челюскина прошел в 1893 г. норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 г. русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон. Однако успех «Веги» не был поддержан и закреплен странами Европы и царским правительством России. (Л6) Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские - на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием адмирала С. О. Макарова (в 1899 г. по инициативе адмирала в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море); полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля; по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна»; В. А. Русанова на судне «Геркулес»; полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой мученик Фока». В 1909 г. на Невском судостроительном заводе в С. Петербурге были построены ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач", предназначенные для систематических исследований Северного морского пути. Гидрографическая экспедиция на этих ледоколах под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 г. Северную Землю. В 1914 г. на этих же ледоколах была отправлена экспедиция, в задачи которой входил проход Северного морского пути в одну навигацию. В ходе экспедиции данную задачу так и не удалось решить. В октябре 1914 г., обогнув мыс Челюскин, пароходы встретили непроходимые льды, которые вынудили участников экспедиции остаться в дрейфе на зиму. Лишь в сентябре 1915 года, преодолев большие трудности, связанные с плаваньем по неизвестному фарватеру, ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" достигли Архангельска, осуществив сквозное плаванье в две навигации. В 1914—1915 г. иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований. В 1930 г. экспедиция Отто Шмидта (в то время, главный редактор Большой советской энциклопедии) впервые в истории арктического мореплавания прошла на ледоколе "Георгий Седов" из Баренцева моря через северные районы Карского моря к западным берегам Северной Земли. На одном из островов этого архипелага в течение двух лет работала группа во главе с Георгием Ушаковым. В 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом и капитаном В.И. Ворониным впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Однако, в сложной ледовой обстановке сломались все четыре лопасти винта "Сибирякова". Потребовалось шесть дней, чтобы заменить их запасными. После этого команда продолжила плаванье по направлению к Берингову проливу, но через два дня льдиной срезало вал винта. Судно десять дней дрейфовало в разных направлениях. Когда ледовая обстановка стала более благоприятной на судне поставили 11 парусов. Медленно продвигаясь, "Сибиряков" вышел на чистую воду у северного прохода в Берингов пролив. Таким образом, экспедицией Отто Шмидта путь от устья Северной Двины до Берингова пролива был пройден за два месяца и три дня. Пароход "Сибиряков" был отбуксирован траулером "Усуриец" в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив здесь ремонт "Сибиряков" отправился в обратное плаванье через Суэцкий канал. Плавание «Челюскина» в 1933 г. Первое сквозное плавание осуществлено в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 г. на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев) при научном руководстве В.Ю. Визе без аварий прошел в одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в Мурманск. (Л7) Первое сквозное грузовое плавание по СМП лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во
- 6 -
Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 г. ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935 г. В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. Кстати, территория, переданная в ведение Главсевморпути, была поистине огромной - почти 8 миллионов квадратных километров. В предвоенные годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высоко-широтная на «Садко» в 1935 г., дрейф «Георгия Седова» в 1937—1940 г., первая научная станция «Северный полюс» в 1937-1938 г. во главе с И. Д. Папаниным. За 274 дня станция прошла по генеральному направлению 2050 км. и была эвакуирована пароходами "Таймыр" и "Мурман" 19 февраля 1938 г. Впервые такой недорогой и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 г. Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. В 1936 г. была успешно осуществлена проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток. В 1939 г. ледокол "И. Сталин" совершил двойное сквозное плаванье за одну навигацию.
В годы Великой Отечественной войны СМП - важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Послевоенные экспедиции - на ледоколе «Северный полюс» в Cеверо-восточные моря в 1946 г., на «Литке» в Карское море в1948 г., на том же судне в1955 г. В 1950 -1951 г. во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс». С 1954 г. в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции. В 1974 г. во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 г. действует «СП-23». В 1970 г. учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота. Её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства. 1 мая 1978 г. атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.
По информации Российского совета по международным делам в последнее время арктические страны сделали акцент на региональный уровень сотрудничества в Северном Ледовитом океане. В составе Арктического совета (председатель совета Артур Чилингаров), учрежденного в 1996 г. восемью государствами территория которых пересекается Северным полярным кругом (Россия, США, Канада, Дания (остров Гренландия), Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия), действует также региональный механизм “Арктической
- 7 -
пятёрки” (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия) – побережье этих стран непосредственно выходит к Северному Ледовитому океану (СЛО). Правовое положение ледяных и водных районов СЛО за пределами 200-мильных зон не вызывает дискуссий. Здесь действуют международные морские нормы и правовой режим в этих зонах должен определяться только этими пятью странами. Но интерес к Арктике настолько силён, что другие страны, находящиеся за 1000 км. от Арктике хотят войти в совет в качестве наблюдателей. В настоящее время шесть неарктических государств имеют статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Восемь государств (Китай, Индия, Республика Корея, Сингапур, Япония, Монголия) подали свои заявки в Арктический совет. Безопасно осуществлять деятельность в районах СЛО возможно только с
согласия соответствующего арктического прибрежного государства. Необхдим Федеральный орган власти, который будет регулировать правовой режим морских районов Арктики. (Л8)
Литература:
1. Великая ледяная магистраль. Интернет-сайт www.http: dmitry_v_ch_l.htm.
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
/Северный_ морской_ путь.htm.
3. Парламентская газета. Жуков М. Россия взяла курс на Северный морской
путь. 9 апреля 2013 г.
4. Путь в Сибирь. Интернет-сайт www.http://sevmorput.html.
5. Кропоткин П.А. Исследования о ледниковом периоде (том 1, 1876 г.)
6. Большая Советская Энциклопедия Северный морской путь. www.http:
Северный морской путь1.htm
7. Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути.
(т. 1, 3, М.-Л., 1956-59 г.)
8. Газета “Транспорт России” Ларионова Т. Нужен федеральный орган власти.
Москва, 8 -14 апреля 2013 г.
Карта Северного морского пути России.
Материал подготовил Львов Ю.М. 01.09.13\03.02.14
Свидетельство о публикации №224111601696