Трамвай на Васильевском острове
Как известно, история городского трамвая тесно связана с Васильевским островом. В 2007 году будем отмечать столетие нашего трамвая в одном из самых трамвайных городов мира и интересно взглянуть как это было взглядом василеостровца, которого его собственная судьба и жизнь тесно связаны с жизнью Васильевского острова.
Начинался электрический трамвай 29 сентября (по новому стилю) 1907 года в воскресенье при большом скоплении народа на углу Большого проспекта и 9-й линии, встречали первый электрический трамвай. Таким образом открылось регулярное трамвайное движение по линии № 1 Василеостровской от Адмиралтейства через Николаевский (лейтенанта Шмидта) мост до 8 линии ВО. Кроме этой линии была открыты еще две Невская от Николаевского (Московского) вокзала до Дворцовой площади 24.12.1907 и Садовая от Публичной библиотеки на Невском пр. до Покровской (Тургенева) пл. 10.11.1907. Несколько позже, в том же 1907 году
городское ведомство приобретает земельный участок на месте огородов Финляндского полка, а сам полк занимал территорию по 19 линии от Большого до Среднего проспектов. До настоящего времени сохранилось трехэтажное здание госпиталя полка (ДК Гавань), построенного в 1820 г. по
проекту архитектора А.Е. Штаубсрга. В 1907-1908 г. на приобретенном земельном участке был сооружен один из первых в городе трампарков (Трампарк № 2, Средний пр. 77), а здание трампарка Средний пр. 79 было Построено в 1913-1915 гг. по проекту арх. АА. Ломакина.
Трамвай был доходным делом для города, и в 1909 г. в С Петербурге действовало уже 13 трамвайных маршрутов, а к 1917 г. при населении горо-да 2 млн. человек. На 105 км. курсировало 710 вагонов и перевозило до 300 млн. пассажиров за год. Однако и конка, предшественница электрического
трамвая, тоже была связана с ВО. Так в семидесятых годах XIX к столетию на ВО был построен парк для (юнно-железной дороги на 23 линии по соседству с водопроводной станцией (ныне дом № 10 по 23 линии). По проекту зрх. Д.И. Гримма здесь построили контору, сараи для вагонов и конюшню. Эти постройки в начале XX века были снесены. В 1874-1877 гг. на территории города было организовано движение конки по 26 маршрутам и к 1878 году длина пути уже составляла 85 верст, а первая конка по железным рельсам прошла в городе в 1863 году и просуществовала до 1917 года.
Первые годы Советской власти были трупным испытанием для всего города и в том числе и для транспорта. Закрывались большинство предприятий, их владельцы, в основном иностранцы, покидали Россию и сворачивали производство. Много рабочих теряли работу, в 1918 г. была безработица и тогда на ВО открывается биржа труда в недавно построенном здании в 1913-1914 годах по проекту арх. В.П, Цеядлера для высших Бестужсвскнх женских курсов (Средний пр. дом 41-43), ныне это Химический факультет Университета, и мой дед, Львов ИЛ., потеряв работу, получает с биржи направление на работу в Василеостровский трампарк городских железных дорог, где с 1.10.1918 по 18.05.1920 г. проработал столяром в мастерских. В семейном архиве сохранились документы того периода, подписанные председателем комитета Леоновым А.П., именем которого был назван впоследствии Василеостровский трампарк.
Шли годы, увеличивалось количество трамвайных линия и все новые испытания готовило время трамвайному движению в городе. 25 сентября 1924 г. в 16-30 начался подъем воды в Неве, был вторник, большинство возвращались с работы, а к 19 часам на ВО уровень воды достиг отметки 369
см. выше ординара, ураганный ветер до 42 м/сек. На ВО глубина затопления достигала до 2,5 м. Сильно пострадал трампарк, отключилось электричество.
- 2 -
Движение трамваев на ВО остановилось, до настоящего времени сохранилась на доме 70 по 17 линии отметка подъема воды в то время. Мой отец в то время жил с родителями почти на территории транпарка на Новопроложенной ул. дом 3 (после 1930 г. она была переименована в Леоновскую ул., которая прососуществовала до середины 50-х годов, а потом была ликвидирована в связи со строительством новых цехов завода им. Козицкого).
Дед мой, Львов И.Л., возвращаясь с работы, застрял на мосту Лейтенанта Шмидта, т. к. вода быстро поднималась, въехать на мост трамвай смог, а съехать уже нет, некоторые выходили из трамвая и бросались вплавь на ВО. В трамвае было много народу; в то время трамвай был основным видом передвижения в городе, и большинству так и пришлось провести эту тревожную ночь на мосту в трамвае. И только утром, когда вода спала, они пешком, не было электричества, смогли попасть на ВО. Газета "Известия" в сентябре 1924 г. писала: "Последний вагон гаванского трамвая изо всех сил пытается опередить настигающие его мутно-желтые воды залива. Люди, сначала искавшие спасения в трамваях, видя, что этот враг заглядывает и сюда, бросаются в потоки журчавшей воды, стараясь достигнуть ближайших
подъездов и укрыться на лестницах. К шести часам вечера весь ВО окунулся по пояс в море. Брат моего отца Николай возвращался с работы с Петро-градской стороны через Тучков мост. В начале Малого проспекта вода была уже почти по пояс. Он понял, что до дома, до 19 линии он не дойдёт, было очень холодно. На углу 7 линии и Малого проспекта находилось здание церковного подворья и из окон предлагали пешеходам подняться на второй этаж. Двери дома плотно закрыты, со второго этажа спустили простыни и на них поднимали прохожих на второй этаж. Они подняли и Николая. Он у печки обогрелся, подсушился, накормили, напоили и до утра можно было и вздремнуть. К 12 часам дня второго дня вода спала и народ с подворья стал расходиться. Ушёл домой и Николай. Однако, к двум часам дня 25.09 пошли трамваи, а к шести часам вечера было полностью восстановлено трамвайное движение в городе и на ВО. Это было второе по уровню подъема воды наводнение в городе с Петровских времен (первое было в 1824 г. 7.11 уровень воды достиг отметки 411 см.). Убыток от наводнения 1924 г. составил 240 млн. рублей. А 3 января 1925 г. в субботу на ВО опять наводнение, уровень 214 см. и ВО опять в воде, а 15.10.1929 г. очередное - и уровень 247 см.
В 1920-1930 гг. по ВО ходили 6 номеров маршрутов, которые имели конечную станцию на ВО и 2 маршрута транзитных № 6 и 18, они проходили с моста Лейтенанта Шмидта на Тучков мост по 1 и 8 линиям. № 6 ходил отпл. Ленина на Балтийский вокзал, а № 18 от пл. Льва Толстого на Петроградской стороне до Гугиевского острова (ул. Двинская). Маршрут 7 имел конечную станцию (кольцо) недалеко от трампарка по Среднему проспекту между 23 и 24 линиями (в настоящее время это кольцо не используется, хотя и не ликвидировано), около него в 1953-1954 г. было построено здание НИИ горной механики и макшейдерского дела арх. Б.М. Серебряковским, но ранее это было начало «Гаванского поля». Этот маршрут пролегал по Среднему пр., 8 линии через мост Лейтенанта Шмидта, пл. Труда и Театральной, по ул. 3 июля
(Садовой), пр. 25 Октября (Невский), пр. Володарского (Обуховской обороны) до Мурзинки район завода Большевик. Маршрут № 5 имел кольцо на Малом пр. у Смоленского православного кладбища, которое на ВО существует с 1756 г. в районе "Гаванского рабочего городка" (Гаванская ул. 47),
построенного в 1904-1906 гг. по замыслу общественного деятеля России того времени Д.Д. Дриля арх. ВА Федоровым; Этот маршрут проходил по Иванской ул, пр. Пролетарской Победы (Большой пр.), 1 линия, Университетская наб. Республиканский мост (Дворцовый), пр. 25 Октября (Невский), ул. и пл.
- 3 -
Лассаля (ул. Бродского и пл. Искусств), Инженерная ул., ул. Некрасова, 8 Советская, Советский пр. (Суворовский), пл. Пролетарской Диктатуры. А в обратном движении по ВО он сворачивал с Большого пр. на 8 линию и по Среднему пр. делал кольцо за 23 линией. Маршрут № 24 имел конечную станцию на набережной Лейтенанта Шмидта и 10 линии, следовал через мост
лейтенанта Шмидта до завода "Большевик' в Невском районе. Маршруты № 15 и 26 имели кольцо на Косой линии в районе Балтийского завода и следовал № 15 по Международному пр. (Московскому) до Дегтярного пер., а № 26 следовал до пл. Ленина к Финляндскому вокзалу. Грянула Великая Отечественная война и вскоре началась в Ленинграде блокада, 8 декабря 1941 года, в понедельник, трамвайное движение в городе остановилось - не было электричества, многие работники трампарков ушли на фронт, трамвайное движение замерло, однако в среду 19 апреля 1942 г., в самое тяжелое время для блокадного города из трампарка им. Леонова вышло несколько десятков вагонов, а к 27.01.44, ко дню полного снятия блокады на линиях городе было уже 500 вагонов.
Шли годы, восстанавливалось народное хозяйство, увеличивались линии, совершенствовался сам трамвай и новые испытания готовила природа городу. 15 октября 1955 года в субботу опять наводнение, к 9 часам вечера уровень воды достиг отметки 282 см. выше ординара (четвертое по значимос-
ти наводнение, а третье было 25 ноября 1903 г. с уровнем 258 см.) при ветре 24 м./сек. Я, тогда ученик 10 класса 15 средней школы, в 6 часов вечера пошел с приятелем смотреть на набережной Лейтенанта Шмидта прибывший с визитом дружбы английский авианосец Триумф", который стоял для обозрения на Неве у моста Лейтенанта Шмидта напротив 8 линии. Постепенно усиливался ветер и к 19 часам волны Невы перехлестывали через гранитную набережную, авианосец оторвало от носового буя и стало сносить на бе-
рег ВО. И только через час двумя мощными буксирами удалось поставить его на место. Английские моряки, свободные от вахты, в это время смотрели в Мариинском театре балет Глиэра "Медный всадник", и на сцене изображалось наводнение 1824 г. Провожая приятеля, который жил на Малом пр., мы вернулись на бульвар у Среднего пр. и 19 линии, в трампарк возвращались вагоны, которые не смогли одолеть залитые водой набережные и подъезды к мостам. У входа на завод "Эскалатор" была вода, домой мой при
ятель смог добраться только на лодке к полуночи. Прошло много лет и опять наступили сложные времена для города, ВО и транспорта. Теперь уже и я, приняв эстафету от своего деда, сам тружусь в Трампарке № 2 на ВО и как бы вписываю новую страницу в историю трамвая на Васильевском острове, принимая участие в выпуске вагонов на линию.
Материал подготовил Львов Ю.М. 11.02. 00
Свидетельство о публикации №224111601842