Трампарк шефствует над университетом

                ТРАМПАРК ШЕФСТВУЕТ НАД УНИВЕРСИТЕТОМ

В 1930 году в трампарке им. А.П. Леонова на Васильевском острове размещались центральные мастерские, а с 1 мая 1931 года они были переименованы в главные вагоноремонтные мастерские для капремонтов вагонов, затем преобразованные в вагоноремонтный завод ВАРЗ, который просуществовал до 1934 года.  Работники ЦМ трампарка, окрыленные энтузиазмом того времени и задачами пятилетнего плана страны, брались за решение сложных проблем. Одна из них - рабочий контроль Госаппарата и учебных структур города. Конечно, это было наивно, учитывая тогдашний невысокий образовательный уровень рабочих и служащих ЦМ, но это были первые попытки сближения производства и науки.  Так, в газете ЦМ трампарка им. А.П. Леонова «Леоновец» от 1 июля 1930 года (газета выпускалась трампарком 2 раза в месяц с 15
апреля 1930 года по 14 июля' 1941 года и стоила в тридцатые годы 5 коп.) появился текст договора между ЦМ и Ленинградским Государственным  Университетом: «Шефствуя над Университетом,
осуществляем массовый контроль его работы. Принимая шефство
над ЛГУ, мы, рабочие и общественные организации ЦМ, берем на
себя следующие обязательства :
   -  через рабочее шефство приблизить работу ЦМ и ЛГУ, мобили-
       зовав внимание общественных организаций и рабочих на   
       практическую помощь ЛГУ в стоящих перед ним задачах в 
       деле подготовки кадров и в наиболее слабых участках его 
       работы.
   -   посредством цеховых ударных бригад организовать рабо-
    чий контроль за деятельностью университета, в целях выяв-
    ления бюрократизма, очищения и удешевления аппарата и
    научных работ.
- проверять быстроту и качество исполнения важнейших 
решений правительства, выявлять качество работы студентов, научных работников и отдельных сотрудников.
- в целях оздоровления аппарата ЛГУ создать кадры выдвиженцев на административные и хозяйственные должности ЛГУ, организовав для этого специальные курсы для их подготовки.
- вести контроль над проведением режима экономии, выявлять   
    должности, которые могут быть замещены в порядке выпол- 
    нения общественной нагрузки.
- содействовать улучшению бытовых и жилищных условий 
    студенчества.
- организовать совместные экскурсии в музеи и за город, культпоходы в театр, устраивать совместные вечера отдыха в клубах ЦМ и ЛГУ.

                - 2 -
Для достижения реальных результатов в шефстве поставить перед сотрудниками ЛГУ следующие обязательства:
выделить из студентов и научных работников по мере надобности руководителей кружков и курсов по подготовке в ВУЗы, вовлечение научных работников и студентов для чтения лекций и для работы в лаборатории ЦМ.  Руководители ЛГУ, научные сотрудники и студенты должны периодически отчитываться в своей работе на общих собраниях шефов».
       От руководства ЦМ трампарка договор подписали Вицкий и Марголин, от рабочих - Коротков и Танасевич, а от ЛГУ Попов, Жуков и Романов, Лурье, Макаров.  Одним из результатов сотрудничества ЦМ трампарка и ЛГУ на Васильевском острове в помещении бывших женских Бестужевских курсов, 10 линия, дом 33, был открыт рабочий факультет РАБФАК ЛГУ. Рабфак готовил высококвалифицированных специалистов для работы в НИИ, исследовательских и заводских лабораториях. Было два отделения - дневное и вечернее. На дневном срок обучения 3 года.
Принимались рабочие и, крестьяне 18-30 лет с производственным
стажем - 2-5 лет; на вечернем отделении срок обучения 4 года, по-
следний год с отрывом от производства со стипендией, стаж про-
изводственный для вечерних - 3-6 лет в зависимости от возраста. Все поступающие проходили вступительные экзамены на 1курс:
по русскому языку, математике и политграмоте, на 2 курс - тоже,
что и на первый, а также истории, физики и биологии, на 3 курс –
тоже, что и на второй, и плюс географии. На рабфаке работал
национальный отдел, который проводил обучение на родном язы-
ке слушателей (еврейском, финском, эстонском, латышском), по
окончании студенты могли поступать во все высшие учебные
заведения страны. Время занятий на рабфаке ЛГУ днем с 9 до 16,
вечером с 18 до 23, при рабфаке был читальный зал, кабинеты хи
мии, физики, биологии, черчения, военного дела, спорт и кино
залы. С 1929 года работал коммунальный техникум, однако, сти
пендия студентам в 40 рублей была ничтожна, на нее нельзя было
прожить, значит надо было работать. Кстати, слесарь 3 разряда в
ЦМ получал в 1930 году 140-160 руб. в месяц, кладовщик – 100
руб. Вечернего отделения в техникуме не было, а совмещать рабо
ту с учебой днем было невозможно, поэтому совместными усилия
ми эта проблема была решена и на Васильевском острове на 10
линии в доме 37 при учебном комбинате были организованы кур-
сы по подготовке в техникум.  Заявление от желающих принима
лись в профкоме трампарка на Среднем пр. 77.
        В такое продолжение вылился несколько наивный шефский договор между трампарком и ЛГУ. много работников электро-



                - 3 -
транспорта в последующие годы учились и успешно заканчивали рабфак и ЛГУ, становились квалифицированными специалистами, работали в науке, промышленности и на транспорте и при-носили большую пользу нашей Родине.

                Материал подготовил Львов Ю.М. 15 02.03


Рецензии