часть 3 глава 14

     Серый рассвет, встретивший его снаружи, делал узкие однообразные улицы еще более монотонными. Встреча с Тиамис прогнала ночные тени; прохладное дыхание, дувшее с гор на север через вавилонскую равнину, оживило его после ночной духоты. Тем не менее он признался себе, что потерял чувство уверенности с момента прибытия в Вавилон. Александр украл его у него, а странный мир с его драконами и призраками, его магами и суевериями лишил его душевного спокойствия, которое давали ему его философия, его интеллект и его богатство. Он шел все быстрее, местность была ему неизвестна; выйдя из гостиницы, он, должно быть, пошел не в том направлении. Он с любопытством осмотрелся вокруг. По обеим сторонам улицы стояли низкие здания без окон. Чуть впереди него шел человек, который показался ему знакомым. Он попытался его догнать, мужчина обернулся, это был Стригон.
  - Почему ты не взял с собой провожатого, который бы охранял тебя от демона-Лиса? - спросил Медий.
- Демон Лис покинул Вавилон после того, как во дворце поселился дракон - ответил управляющий и учтиво поклонился. - Последнюю ночь он провел за пределами дворца, но днем опять вернулся.
Рассуждения Стригона развеселили Медия.
- А если бы ты встретил дракона, Стригон? Думаешь, он бы воспользовался твоим плащом, как демон-Лис?
 - Он, конечно, не заботится о таком незначительном человеке, как я, господин, поскольку он пришел в Вавилон, чтобы сообщить о смерти царя. Говорят, также, что он уважает стариков.
- Хорошо воспитанный дракон. Куда ты направляешься, Стригон?
 - Я хочу проверить работу мастерских, господин. Вы пришли осмотреть свое имущество?
 - Я не собирался этого делать, но поскольку Богиня Случайность, похоже, этого хочет, я не хочу ей противиться.
Мастерские, которыми Стригон управлял для своего хозяина, располагались в нескольких невысоких зданиях на участке земли по правую сторону улицы. Управляющий, шедший впереди, открыл дверь оружейной. Медий заглянул внутрь; жар, обрушившийся на него, шум молотов, падающих на раскаленную руду, и яркое пламя огня кузницы были ему неприятны с того дня, как отец впервые показал ему кузнечный очаг с ямой для костра, объяснил разницу между красным и белым нагревом, и описал различные рабочие процессы, такие как растяжение, изгиб, резку и сварку металла. Хотя Медий делал вид, что внимательно слушал своего отца, он внимательно рассматривал плоскогубцы и молотки, копья, мечи, топоры и доспехи. Они были похожи на орудия пыток, которые он видел в Лариссе. Но с тех пор он привык к виду всякого оружия и даже пытался рисовать для этого эскизы.
Он поднял голову, когда услышал шаркающие шаги. Один из рабов подошел к нему с кузнечным молотом в руке. Он был, как и большинство из них, молодым человеком; его ноги были закованы в цепи, чтобы он не мог убежать. Пот стекал по его телу, на нем была лишь набедренная повязка, кожа рук и груди имела многочисленные ожоги, волосы были подпалены, глаза широко открыты. Остальные пятьдесят-шестьдесят рабов, работавших в кузнице, также имели ожоги и опалённые волосы; у некоторых, лица которых были забрызганы угольками и был только один глаз. Медий наклонился вперед и наблюдал, как раб, скованный кандалами, медленно приближался к нему. Раб остановился недалеко от него, поднял кузнечный молот и прокричал несколько слов на диалекте, которого Медий не понимал Надсмотрщик, преследовавший раба, выхватил у него молот.
- Что он сказал? - спросил Медий.
- Он ненавидит вас, господин, потому что вы приказали отрубить руку его другу — ответил надзиратель.
- Ты хотел убить меня молотом? спросил Медий. Раб посмотрел на него с ненавистью.
 - Конечно, он хотел вас убить, господин», — подтвердил надзиратель.
 - Как мне его наказать?
 Медий посмотрел на молот скучающим взглядом.
- Раб, который пытается убить своего хозяина, лишается жизни, — сказал он. - Но этот еще молод и неопытен. Он хороший работник, Стригон?
 - Я не слышал, чтобы он получал выговор — осторожно ответил управляющий.
 - Я не люблю видеть кровь, она мне противна. Пусть тираны убивают, они умеют править миром только насилием и убийствами. Я дарю ему жизнь. Раб, не понимая слов хозяина, в страхе поворачивал голову из стороны в сторону.
- Скажи ему, что у него нет причин ненавидеть меня, — приказал Медий надсмотрщику. - Философия научила меня быть снисходительным. Я прощаю ему наказание. Веди меня дальше, Стригон.
Управляющий пошел вперед в соседнее помещение, в котором хранилось оружие. Медий тщательно проверил качество мечей, наконечников метательных копий и пик – страшное оружие для нападения македонских фаланг. Большим пальцем он проверил толщину лат и кольчуг, а палкой длину и ширину оружия, чтобы убедиться, что все соответствует заданным размерам.
- Хорошо - наконец похвалил он. - Царь не зря хвалит наше оружие.
Стригон открыл следующее помещение.
- Здесь находится гончарная мастерская - объяснил он.
Рабы как раз только приступали к работе. Одни уже начали месить глину, другие сидели за гончарным кругом и придавали нужную форму вазам и кубкам.
- Уже почти день наступил» - сказал Медий с упреком в голосе. - Рабы всегда так долго спят?
- Художники приходят всегда позже остальных - извинялся управляющий. = -  - Чтобы правильно смешивать краски, им нужен солнечный свет.
Медий прошелся вдоль рядов стоек, где уже стояли готовые кувшины.
- Они не так искусно расписаны, как наши греческие - высказался он.
- Конечно, господин, я не спорю, ведь наши широкие вазы расписываются нашими знаменитыми художниками. А на вавилонских изображается только цветной узор, но их делают во много раз быстрее, и во всех странах Азии они раскупаются мгновенно, а ценятся очень высоко. Варварам наши боги и наши комедии еще неизвестны.
- Роспись слишком проста - сказал Медий. - Зачем рабам нужно так много дневного света? Они должны начинать работу с восходом солнца. Тогда будет больше товаров для продажи.
- Как прикажешь, господин.
- Для этой менее напряженной работы высыпаются рабы более, чем достаточно. Если они будут медленно работать, прикажи их выпороть.
Медий постоял еще немного, рассматривая один из кувшинов.
- Я не знал, что народы Азии так падки на эти вещи - улыбнулся он. -Я доволен тобой, Стригон. Прикажи принести носилки. Я отправляюсь домой.


Рецензии