Размышления о марксизме. - 57

ЗАПИСЬ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ.

Здесь я помещаю текст, который уже публиковался раньше, но по причине его важности и актуальности есть смысл повторить его ещё раз. Речь пойдёт об основных принципах отношения марксизма к вопросу о войнах и к национальному вопросу.

                * * *

Главное отличие научного марксистского взгляда на войну от распространённого обывательского взгляда состоит в том, что обывательский взгляд, во-первых, выпячивает трагическую сторону войны, во-вторых, выдвигает на главное место вопрос о том, кто на кого напал, и в-третьих, в определении "наших" и "ненаших" руководствуется национальным, "патриотическим" принципом, тогда как марксистское отношение к вопросу о войне основывается на классово-политическом подходе.
   
Марксизм не рассматривает войны как нечто принципиально отличное от политики мирного времени. Марксизм считает, что война, проводимая какой-то политической силой, является осуществлением той же самой политической линии, которая присуща этой силе вообще, и что переход к войне означает только использование другого способа (именно - военного способа), но в русле той же самой политической линии. Если так, то оценивать войну, вырабатывать своё отношение к ней нужно не по её трагичности, не по тому, кто нападает, а кто защищается, и не по национально-патриотическому принципу, а исходя из своего отношения к данной политической линии.

В этом смысле марксисты делят войны, как это принято говорить, на справедливые и несправедливые, выдвигая в оценке справедливых войн на первый план не трагическую, а героическую составляющую войны.
   
Конечно, эти выражения являются какой-то уступкой простонародному мышлению, - понятия "справедливость" и "несправедливость" недостаточно научны и очень относительны. Лучше, очевидно, говорить просто: войны, обеспечивающие интерес эксплуататорских классов, и войны, наоборот, - служащие делу освобождения от их господства.

К первому роду войн относятся: войны между капиталистическими державами за эксплуататорское первенство; войны за захват империалистическими державами выгодных регионов периферии или войны по подавлению антиимпериалистической борьбы этих регионов; войны капиталистического мира против социалистических государств или интервенции против социалистических революций.
   
Ко второму роду войн относятся: революционные гражданские войны восставшего народа; войны поддержки одних революционных государств другими революционными государствами; освободительные войны революционных государств против внешней агрессии; войны борющейся периферии против господства империализма.

Как видим, марксизм не выступает против всяких войн вообще, а разделяет их с точки зрения интересов социалистического преобразования мира.

            
Если стоять не на марксистском взгляде, а на обывательском, то легко впасть или в отрицание войны "справедливой" на основании её трагичности или в поддержку войны "несправедливой" на основании того, что, дескать, "на наших напали ненаши".

Предположим, ваш дом захватила банда, выселила вас в сарай, эксплуатирует вас и господствует в вашем доме. Предположим далее, что какая-то другая банда хочет вытеснить эту банду и занять её место. Будете ли вы защищать в этой стычке "свою" банду от "чужой"? Разве это правильная позиция?

(Хотя национальный вопрос будет рассмотрен позже, но будет очень уместно именно здесь указать на принципиальные различия а) естественного чувства этнической близости, б) национализма и в) патриотизма. Многие, к сожалению, смешивают эти три самостоятельных понятия в одно.
 
Чувство близости к родной этнической среде (к среде, в которой данный человек сформировался как человек) является не классовым и не политическим, а, так сказать, житейски-бытовым, нормальным и естественным для всякого.

Национализм, то есть выпячивание своей нации относительно других наций, это явление классовое. Национализм происходит от конкуренции буржуазии разных стран за владение своим национальным рынком. Других, естественных, оснований для национализма нет и быть не может.

Патриотизм - это понятие политическое. Патриотизм, в правильном понимании этого слова, означает отстаивание и защиту политической структуры того общества, в котором человек в данное время живёт.

Как видим, это принципиально разные вещи. И очень прискорбно, когда под маркой одного обобщающего понятия "родина" всё это смешивается в одно.


А почему эти три понятия смешивают в одно?
 
Потому, что именно в направлении намеренного смешивания работает мощная идеологическая машина капиталистического государства. Ей нужно воспитать в массе народа патриотизм к существующему государственно-политическому устройству общества и защитить свой внутренний рынок. Она специально подаёт политический патриотизм и буржуазный национализм в общей упаковке с естественной этнической родностью. Она видит в этом приёме самый эффективный способ добиться своей цели. Многие, очень многие люди ловятся, к сожалению, на этот омерзительный приём.
   
Люди, воспитанные капитализмом в патриотическом и националистическом духе, в случае войны, защищающей капиталистические интересы, явятся надёжными и верными слугами капиталистического государства.)


Можно ли устранить всякие войны? Ответ, я думаю, ясен.
   
Войны, ведущиеся в интересах капитала, неустранимы, пока существует международный капитализм. Огульно-антивоенные, - так называемые пацифистские, - настроения народов мира могут использоваться международным пролетариатом для затруднения капиталистических агрессий, но забывать о том, что действительно решить вопрос о всеобщем мире можно только уничтожением международного капитализма (что невозможно без войн революционных), сознательный пролетариат не должен.

                * * *

Прежде чем говорить о национальном вопросе, надо внести ещё больше ясности в определение национализма, так как многие почему-то понимают национализм лишь как заметное превознесение своей нации при одновременном презрении или ненависти к другим нациям.

Такое явление действительно существует, но называется оно националистическим шовинизмом. Шовинизм - это одна из форм проявления национализма; такую форму национализм действительно может принимать при некоторых условиях.

Общее же содержание национализма, - независимо от конкретных форм, - заключается в подходе к различным событиям жизни только с национальной точки зрения, с точки зрения исключительно своей нации, причем беря её как нечто целое, общее, не учитывая классовое разделение.

Давайте для ясности разберем шутливый, но очень доходчивый пример.

Предположим, волки захотели сделать набег на овечью ферму, но понимают, что одних их сил будет недостаточно. И вот они привлекают к этому набегу большое количество каких-то диких быков. Если на ферму помчится масса диких быков, рогами вперед, охраняющим ферму сторожам и собакам будет невозможно отстоять её. Но как привлечь диких быков? Под какими лозунгами? И вот волки находят и выпячивают на первый план то общее, что объединяет их с дикими быками. Они говорят: "И мы, и вы - дикие животные. Это объединяет нас. Давайте же вместе, как одно сообщество, выступим против этих, чуждых нам, домашних животных, против этих людей, против этих собак." Если им удаётся привить диким быкам такой подход к происходящему, то вся масса быков будет действовать совместно с волками, как одна общность, забыв о различиях между ними. Чей интерес здесь обеспечивается? Конечно, волков и только волков. Только они воспользуются добычей. Но умело распропагандированные быки не задумываются над этим.

Точно так же  и в каждой нации есть разделение на власть имущую буржуазию и угнетаемые ею низы, но, преследуя свои и только свои цели, буржуазия всеми средствами старается вырабатывать в массе низов чувство одной, национальной, общности. Низовая масса, подвергнутая такой идеологической обработке, смотрит на всё происходящее не с точки зрения своих собственных интересов (которые не совпадают с интересами буржуазии), а с точки зрения общей, общенациональной, будто бы объединяющей всех - и буржуазию, и низы. Чей интерес здесь обеспечивается? Конечно, буржуазии и только буржуазии. Только она воспользуется добычей. Но умело распропагандированные низы, к сожалению, не задумываются над этим.

Вот такой подход к происходящему, - подход, основанный лишь на своём национальном, на вроде бы общем, не учитывающий фактические внутринациональные классовые противоположности, - называется националистическим. А какие конкретные формы приобретает этот национализм, - шовинистические или не шовинистические, а более спокойные, - это уже другой вопрос.

(Если подходить к оценке происходящего не с точки зрения только своей нации, а с точки зрения интересов всего сообщества разных наций, - такой подход называется интернационалистским. Но это будет интернационализм ещё, так сказать, общечеловеческий, неклассовый.

Если же низы какой-то нации подходят к оценке происходящего с точки зрения собственных интересов, чётко понятых ими и отличными от интересов капиталистической буржуазии этой же нации, - такой подход называется классовым.

И поэтому, когда борющиеся против капитализма низы разных наций оценивают всё с точки зрения совместного антибуржуазного интереса ВСЕХ низов ВСЕХ наций и создают тем самым новую общность, - общность всех мировых антикапиталистических низов, - такой подход называется уже не просто интернационалистским, а классово-интернационалистским с антикапиталистическим содержанием. На этом принципе строится пролетарский интернационализм, - единственная идеология, обеспечивающая совместную победу над буржуазией в мировом масштабе.

Есть много людей, которым подобные определения хорошо известны и понятны. Но есть много и тех, кто не понимает этой простоты, кто попал под мощное воспитание буржуазным национализмом, кто бездумно повторяет общенациональные фразы и кому поэтому перейти от неправильного общенационального подхода к правильному конкретно-классовому даже не приходит в голову.)


Поскольку именно не классовое, а общенациональное мировоззрение народа целиком отвечает интересам власть имущей буржуазии и поскольку практически все средства воздействия на народное сознание находятся при капитализме в руках этого власть имущего класса, то понятно, что националистическое мировоззрение будет в массе преобладать над классовым и что сознательным революционерам, стремящимся к уничтожению капитализма, придётся немало потрудиться в борьбе с этим идеологическим препятствием.

Пролетариат тоже не свободен от идеологического воздействия буржуазии, к тому же протестные движения при капитализме включают в себя и недовольную часть мелкой буржуазии. Вот почему в движении, искренне считающим себя коммунистическим, могут присутствовать и действительно присутствуют проявления общего буржуазного национализма, и сознательным революционерам приходится бороться с ними не только при работе с некоммунистическим народом, но и в своих собственных рядах.

                - - - -            

Взгляд марксизма на национальный вопрос основывается на следующих принципах.

Отрицательное в межнациональных отношениях происходит от конкурентной борьбы буржуазных национальных хозяйств и от угнетающего господства буржуазии одного национального хозяйства над другим.
   
Таким образом, лозунг "национального освобождения" является лозунгом не пролетариата, а буржуазии.
   
В этом смысле, - но только в этом смысле, - национальный вопрос лежит вне классовых задач пролетариата.

Действительно, если, скажем, арабского рабочего эксплуатирует американский капиталист, то арабскому рабочему важна не национальность эксплуататора, а сам факт эксплуатации; для него это является вопросом отношений рабочего и капиталиста, а не араба и американца.
   
Так ли важно пролетарию, капиталист какой национальности, - какой-то иной или той же самой, что и у него, - будет его эксплуатировать? Задача пролетариата - не разбираться в национальностях капиталистов, так же как и в национальностях работающих рядом с ним товарищей-пролетариев, а объединившись со всеми пролетариями, свергнуть всех капиталистов. При чём тут цвет волос, форма глаз, вероисповедание и язык?

Именно в этом смысле, говоря в известной работе "Марксизм и национальный вопрос" о буржуазном характере национальных движений, Сталин писал: "У сознательного пролетариата есть своё собственное испытанное знамя, и ему незачем становиться под знамя буржуазии."

            
Но это не значит, что борющемуся пролетариату национальный вопрос безразличен полностью, что пролетариат может отстраниться от этого вопроса.
   
Да, во главу угла пролетариат ставит выполнение своей собственной исторической задачи, но происходящее в национальном вопросе, - действительно межбуржуазном по своей природе, - содержит в себе и нечто такое, что или невероятно затрудняет, или же в огромной степени облегчает выполнение пролетарской задачи. В этом смысле, - и только в этом смысле, - пролетариату небезразлично, что именно будет происходить в национальном вопросе.

То, что происходит в национальном вопросе, важно для пролетариата в четырёх аспектах.

         1). Намеренное раздувание буржуазией (крупной - специально, а мелкой - может быть, невольно) национального вопроса, выпячивание его на первое место отвлекает низовую массу от классовой борьбы, создаёт у неё иллюзию общности интересов всех классов одной национальности.
   
Натравливание национальностей друг на друга мешает объединению пролетариев разной национальности в их общем классовом деле и ясному размежеванию по классовому признаку.

Не ради национального вопроса, а ради своего собственного, классового дела пролетариат должен вмешаться в национальный вопрос и найти меры борьбы против "объединяющего" национализма и против стравливания наций.

         2). Пролетариат угнетённой нации не сможет установить так необходимый ему союз с подходящей для союза частью мелкой буржуазии, если не внесёт свою долю усилий в борьбу против национального угнетения.
   
Не ради национального вопроса, а ради успеха своего пролетарского дела пролетариат должен выступить против национального угнетения и выступить как ведущая сила. Только таким образом он не утратит ни союз с национальной мелкой буржуазией, ни свою гегемонию в этом союзе.

         3). Пролетариат угнетательской нации не сможет создать крепкое социалистическое государственное образование без добровольного союза наций этого государства. Пролетариат должен добиться обеих этих целей - и союза, и его добровольности.

Ради этой задачи пролетариат должен вмешаться в решение национального вопроса и правильно совместить безусловное право на самоопределение каждой нации с предъявлением им всех преимуществ общего союза.

         4). Наконец, освободительная борьба наций, угнетённых империализмом, - даже если она ведётся преимущественно мелкобуржуазным большинством и, следовательно, не замахивается на капитализм как таковой, а ищет способ несоциалистического освобождения от гнёта империализма, - всё равно является мощным фактором, ослабляющим и расшатывающим империализм.

Пролетариат ради своих пролетарских целей обязан всемерно поддерживать эту борьбу, входить в союз с ней и в самом лучшем случае обретать в этой борьбе своё политическое главенство для перевода несоциалистической антиимпериалистической борьбы в поэтапно развивающуюся социалистическую революцию.


Пролетарии не могут не испытывать чувство естественной близости к родной этнической среде. Как уже говорилось, это естественное чувство всякого человека, не являющееся ни классовым, ни политическим. Но по отношению к политическому патриотизму и классовому национализму пролетариат обязан занимать чётко выраженную политическую и классовую позицию.

Ни о каком государственно-политическом патриотизме при сохранении капиталистического устройства для пролетариата не может быть и речи. Родина борющегося пролетариата находится не в настоящем, а в будущем.

Точно так же пролетариат ни в коей мере не разделяет националистические взгляды, распространённые в среде мелкой буржуазии и намеренно подогреваемые буржуазией крупной. Пролетарии всех стран, - независимо от национальности, - являются его братьями; капиталистическая буржуазия всех стран, - опять-таки независимо от национальности, - является его вечным врагом.
   
Построение революционной партии пролетариата на многонациональном принципе, недопустимость национального разделения в организациях пролетариата - один из главнейших законов пролетарской политики.

Сознательный пролетариат понимает, что, поскольку основой национального угнетения и национальных распрей является буржуазность и капиталистические интересы, действительно полное и окончательное решение национального вопроса возможно только при установлении строя общественной собственности - дело, которое требует интернационального единства действий всех борющихся низовых слоёв.
   
Вот почему известному марксистскому лозунгу "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", как многие знают, было придано другое звучание: "Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!"

В этом лозунге кратко и сжато заключена вся суть марксистского взгляда на национальный вопрос.


(Конец ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ ЗАПИСИ).


Рецензии