Патриотизм патриотизму рознь
Слово «патриот», берет начало от латинского «patria» — страна, Отечество. Оно стало широко распространяться во время петровских времен и впервые появилось в письмах Алексея Романова I и в речи Петра I перед Полтавской битвой. Большая Советская Энциклопедия, обращая свое внимание на то, что это, прежде всего, чувство, приводит следующие признаки патриотизма: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей. Если Отечеством является территория, заселенная людьми одной веры, общего языка и объединенных общей историей, то вполне понятно, каждый человек, живущий на этой территории воспринимает все это сочетание людей и территорией, как часть целого организма, обеспечивающего его жизнедеятельность. Чем эффективнее организована жизнедеятельность на данной территории, в стране, чем плодотворнее она для гражданина этой страны, тем более благосклонны жители этой территории к такому государственному устройству, тем больше они проникнуты патриотическими чувствами. В этом случае они всегда готовы встать на защиту своего Отечества, чтобы не лишиться того, на что многие поколения его предков тратили свои силы и жизни. В таком составе безусловно каждый человек патриот своей страны, своего народа, т.к. патриотизм людей, населяющих эту страну, служит гарантией существования такого государства. А если страна собрана из территорий, объединившихся не всегда добровольно, населенных людьми различных вероисповеданий, культур, исторических путей, где в силу исторических событий и конфликтов между этими народами возможно их недружелюбное взаимоотношение, то какой в этом случае должен быть патриотизм? Может ли он быть общегосударственным или скорее будет региональным, местечковым? И можно ли требовать от так называемых малых, малочисленных народов, присоединенных к большому государству, патриотических чувств в отношении этого большого новообразованного государства. Может ли, например, таджик или узбек, приехавший в РФ на заработки и получивший гражданство России, стать ее патриотом? Что у него общего с русским или украинцем, родившимся здесь, выросшим в этих местах, где могилы его предков, где в народе гуляют героические мифы и легенды о своем Отечестве и его героях и где этот таджик или узбек не видит себя частью этого народа? А от него, как от гражданина, требуют патриотизма. По законам этого государства он обязан идти на защиту его нового Отечества и воевать га него, не щадя самой жизни. О чем он клянется, принимая присягу в армии. Тогда совсем не факт, что в трудную и опасную для его жизни минуту, он не перейдет на сторону врага, чтобы избежать опасности, а заодно отомстить своим согражданам за то, что они не дали ему тех благ, на которые он рассчитывал. Что имело место во время ВОВ.
Но, если удается создать государство социалистического типа, которое обеспечивает равные права и равные возможности любому члену общества независимо от его национальной и религиозной принадлежности, где исключается клановость и сословность общества, где законы одинаковы для всех, и при этом оно гарантирует комфортные условия жизни для всех, следит за здоровьем и физическим развитием населения, занимается образованием людей и гарантирует их занятость в тех или иных отраслях экономики, то, естественно, люди воспринимают такую страну, как свое Отечество. А если при этом страна выходит на передовые рубежи по основным видам жизнедеятельности, развивается наука, образование, рождаются невиданные ранее образцы техники, а народы других стран смотрят на это Отечество с завистью, то каждый гражданин гордится принадлежностью к такой стране и естественным образом становится патриотом.
Но как только страна встает на капиталистический или феодальный путь развития, когда нарушается равноправие, государство становится Отечеством не для всех, а лишь для избранных, которыми чаще всего становятся не самые лучшие представители общества, сумевшие завладеть средствами производства и стать эксплуататорами наемного труда, которые ведут себя вызывающе, демонстрируют свое превосходство над остальной массой, то происходит резкое размежевание народов, снова появляются взаимные претензии, и о патриотизме не может быть и речи. И тогда само слово патриотизм власть предержащие начинают навязывать и использовать как один из приемов приведения масс к повиновению. Пропагандируя в информационной среде необходимость патриотизма, что само собой является необходимостью для успешного существования страны, правящие классы ставят клеймо не патриотизма на тех, кто, являясь истинным патриотом своего народа, не хочет мириться с проявлением антиконституционного самоуправства власти, с ее антинародными действия и законами, ограничивающими свободу граждан. Вряд ли такое государство будет иметь много граждан патриотов. И в случае серьезной опасности, когда потребуется с оружием в руках выходить на защиту страны, граждане эти зададутся вопросом- ради кого и чего они должны идти на риск смерти? И тогда потекут потоки мигрантов в ближнее и дальнее зарубежье. Хотя наверняка большинство из этих людей остаются патриотами, но только не всего многонационального государства, а своей малой Родины. Где все люди были одной веры, одной судьбы, где человек первый раз услышал соловья, подсек леща в речке, влюбился в одноклассницу, с которой сидел за одной партой, бегал с друзьями купаться на речку или ставок в лесу. Где разводил и гонял голубей, копал с родителями торф, жарил колоски на краю поля и все, все, все, что потом всю жизнь хранилось в памяти, а иногда и возвращалось во сне.
"Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна." — Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа», 1824 год
Свидетельство о публикации №224111600049