Крысолов с Марса
этот текст был создан на основе «Планетных историй» за весну 1942 года.
Тщательное исследование не выявило никаких доказательств того, что
авторские права США на эту публикацию были продлены.
***
Элат Таен сочинял безумную музыку для жителей Марса. Красная планета жила и будет жить под душераздирающие мелодии его дьявольских волынок.
Во всей Солнечной системе нет города, подобного Мерсису, столице
Марса. Солис на Венере, пожалуй, красивее, некоторые города
Земли, безусловно, более динамичны и энергичны, но в Мерсисе есть какая-то
странная, непостижимая атмосфера, которая даже двадцатилетним землянам
резиденция не может этого объяснить. Внешне это туристическая Мекка с белыми
пластоидными зданиями, роскошными садами и журчащими каналами, но у неё есть и другая, более тёмная сторона, которая всегда присутствует, но всегда скрыта. Пока земляне работают и
планируют, строят, ремонтируют, привнося свою огромную энергию и прогресс
на упаднический Марс, молчаливые маленькие краснокожие идут своим путём,
следуя древним законам, которые не может поколебать никакая земная логика.
Ограниченный во времени ритуал, таинственные страсти и ненависть, мучительная, коварная
логика ... всё это, подобно тёмным извилистым подземным ручьям, течёт под
высокий красивый город, который приносит такие восторге от превосходной степени для губ
из подземных туристов.
Стив Рэнсон, поднимавшийся по ступенькам старого дома с видом на канал Хан
, был не в настроении любоваться причудливыми красотами марсианских пейзажей.
С одной стороны, Мерсис был для него старой историей; его работа с земной разведкой
в прошлом его часто приводили сюда по другим странным делам
. И, с другой стороны, его миссия касалась более жизненно важных вопросов.
Джаред Халлер, глава государственной Марсианской системы вещания,
был вторым по значимости человеком после самого августейшего губернатора Уиншипа.
Еще во времена гитлеровских войн на Земле было известно, что тот, кто контролирует пропаганду, контролирует нацию... или планету. Марсианское
радиовещание было важным фактором в управлении свирепыми воинственными
маленькими краснокожими, поддерживая мир на Красной планете, навязанный
землянами. И когда Джаред Халлер отправил на Землю одного из представителей
земного разума, этот молчаливый эффективный корпус ликвидаторов
проблем, что-то определенно было не так.
Дом был оборудован двойными дверями для защиты от
внезапных сильных песчаных бурь, которые так часто случаются в месяц Тол
с равнин Псидиса, чтобы окутать Мерсис красной удушающей дымкой.
Рэнсон миновал обычный электрический глаз, и вежливый голос робота
спросил его имя. Он назвал его, и внутренняя дверь открылась.
Улыбающийся маленький марсианский дворецкий встретил его в холле и проводил в
кабинет Халлера. Глава M.B.C. стоял в конце большой библиотеки,
стены которой были уставлены рулонами vivavox и старомодными
книгами. Когда Рэнсон вошел, он развернулся, нахмурившись, опустив руку
к карману, который безошибочно оттопыривался.
"Рэнсон, земная разведка". Специальный агент протянул свою визитку.
— Вы недавно отправляли на Землю запрос на оператора?
Джаред Халлер кивнул. Это был крупный мужчина с грубыми чертами лица и седыми львиной гривой волосами. Можно было подумать, что он — таран, пробивающий себе путь в жизни с помощью грубой силы и напора. Но, присмотревшись, Рэнсон увидел морщины беспокойства и страха, прорезавшие его крепкий рот, и нечто вроде ужаса в глазах под косматыми бровями.
"Да", - сказал Джаред Холлер. "Я послал за оператором. Вы добрались сюда
быстро, мистер Рэнсон!"
"Семь дней пути от Земли на экспресс-лайнере "Стрела"". - подумал Рэнсон
почему Халлер не перешёл к делу. Даже в штаб-квартире Земного Разума
в Нью-Йорке не знали, зачем на Марсе понадобился сотрудник Т.И.... но Халлер был одним из немногих достаточно важных персон,
чтобы за ним отправили оператора без объяснения причин, по которым он был нужен.
Рэнсон прямо спросил: «Зачем вам понадобилась помощь Т.И., мистер
Халлер?»
«Потому что мы столкнулись с чем-то слишком большим для мерсийской полиции,
чтобы справиться с этим». Сильные руки Джареда Халлера нервно постукивали
по столу. «Никто не уважает наши местные власти больше, чем я».
чем я сам. Капитан Максвелл — мой личный друг. Но я
понял, что у людей из Т.И. есть в распоряжении удивительные
приборы, замечательные изобретения, которые помогают им выслеживать
преступников.
Рэнсон кивнул. Это было правдой. Т.И. не позволяло другим
агентствам использовать свои секретные приборы, опасаясь, что о них
могут узнать преступники и нарушители закона Солнечной системы. Но Холлер все еще не сказал
, какое преступление имело место. На этот раз Рэнсон применил стимул
молчать. Это сработало.
- Мистер Рэнсон, - Холлер наклонился вперед, его лицо превратилось в серую мрачную маску,
«Кто-то, что-то пытается получить контроль над Марсианской
телерадиокомпанией! И мне не нужно говорить вам, что тот, кто контролирует
М.Т.К., контролирует Марс! Вот как это устроено! Наша компания, хотя и принадлежит государству, в значительной степени свободна от бюрократии, пока мы подчёркиваем, какую хорошую работу мы, земляне, делаем на Марсе, и не допускаем никакой революционной пропаганды в эфире. Если не считать меня и ещё полдюжины землян на ответственных должностях, наш персонал в основном состоит из марсиан.
Это соответствует нашей политике обучения Марса нашей цивилизации до тех пор, пока
он готов к автономности. Но пока не готов, по мнению некоторых. Как вы знаете.
Рэнсон кивнул, не сводя глаз с разворачивающейся картины.
"Хорошо, — отрезал Халлер. — Вы видите ситуацию. Уберите нас...
несколько землян на вершине M.B.C... и марсианский персонал будет работать, пока с Земли не прилетят новые люди, чтобы занять наши места. Но предположим, что в тот период, когда их деятельность не контролировалась, они начали распространять националистическую пропаганду. Часовая программа, в которой звучали старые марсианские военные песни и какой-нибудь подстрекатель кричал: «Вниз!»
с земными угнетателями, и начнётся революция. Миллионы
красных против нескольких полицейских, пары полков Иностранного
Легиона. Это будет просто.
«Но...» ... Рэнсон нахмурился ... «это всего лишь интересное предположение.
Красные — цивилизованные, миролюбивые».
— Внешне, — отрезал Халлер. — Но что ты или кто-то другой из землян
знаете о том, что происходит в их круглых красных головах? И доказательство того, что
запланировано какое-то восстание, кроется в том, что происходило в последние
несколько недель! Смотрите сюда! — Халлер наклонился вперёд, морщины вокруг его рта
крепче, чем когда-либо. "Три недели назад мой технический консультант, Роулинс,
покончил с собой. Всем на свете наплевать, но он покончил с собой.
Неделю спустя Харрис, глава телевизионного отдела, сошел с ума.
Объявил вражду всей планете, начал стрелять во всех, кого видел
. Полиция обстреляла его лучами в ходе борьбы. На следующей неделе Пеграм,
музыкальный руководитель, умер от сердечного приступа. Умер с самым
ужасающимся выражением лица, которое я когда-либо видел. Врач сказал, что причиной
сердечного приступа был страх. Вы начинаете понимать, что происходит? Трое мужчин,
каждый по жизненной силе в M.B.C. исчез в течение трех недель! И кто следующий?
Кто? Глаза Джареда Холлера горели от страха.
"Самоубийство, безумие, сердечный приступ". Рэнсон пожал плечами. "Все совершенно
нормально. Совпадение, что они должны были произойти в течение трех недель. Что
заставляет вас думать, что имело место нечестная игра?"
Долгое, хрупкое мгновение Джаред Холлер смотрел на изящный белый город.
город, бледный в свете двух лун. Когда он повернулся к
И снова глаза Рэнсона стали мрачными, как лунная равнина.
- Одна вещь, - медленно произнес он. - Музыка.
- Музыка? - Музыка? - Эхом повторил Рэнсон. - Послушайте, мистер Холлер, вы...
— Всё в порядке, — криво ухмыльнулся Джаред Халлер. — Я не сумасшедший. Пока что.
Послушайте, мистер Рэнсон! Есть только одна зацепка в этих загадочных смертях!
И это музыка! В каждом случае слуги рассказывали, что слышали очень тихую странную мелодию. Музыка, которая творила с ними странные вещи,
хотя они слышали её лишь смутно. Музыка, подобной которой они никогда не слышали. Словно дьявольские трубы, играющие на их душах, в то время как...
Боже Всемогущий!
Джаред Халлер застыл, его лицо посерело, а в глазах застыл ужас. Рэнсон
был словно в трансе, он наклонился вперёд, плотно сжав губы.
Это напоминало синюшный шрам. В комнате было тихо, как в могиле; снаружи доносился приглушённый гул города, отдалённый плеск лодок в канале, отрывистый рёв ракет, когда какой-нибудь земной грузовой корабль взлетал со космодрома. Знакомые, родные звуки, но под ними, как подводное течение безумия, звучала жуткая мелодия.
* * * * *
Рэнсон знал, что такой музыки никогда не было.
Это были трубы Пана, песнопения роботов, крики терзаемых душ. Это была туманная пурпурная дымка, окутывающая разум, это была
Серебряный нож, извлекающий из натянутых нервов жестокое облигато, был тонкой тёмной змеёй, извивающейся бесконечными кольцами в комнате.
Ни один из мужчин не двигался. Рэнсон знал все трюки визуального гипноза: вращающееся зеркало, взмахивающие руки, чернильную лужу... но это был гипноз звуком. Музыка звучала громче и чётче, в жутких обертонах, дрожащих всхлипывающих минорных нотах, яростных вибрирующих басах. Острые
звуковые волны пронзали их уши, глубокий пульсирующий ритм сотрясал
их, как кошка трясёт мышь.
"Боже!" — прорычал Халлер. "Что... что это такое?"
«Не знаю». Рэнсон почувствовал, как в нём нарастает странное раздражение. Он
негнущимися шагами подошёл к окну и выглянул наружу. В темноте
Ханский канал лежал безмятежно; звёзды, запутавшиеся в его тёмных сетях,
медленно плыли к берегу и разбивались о белый мрамор. Вдоль
насыпи росли большие ароматные кусты _файех_. Он решил, что именно среди них скрывается их неизвестный певец серенад.
Внезапно эльфийская мелодия изменилась. Она стала яростной, резкой, и Рэнсон почувствовал, как будто по его нервам скребут напильником. Он знал, что должен
Спуститься вниз, схватить невидимого музыканта внизу... но логика, факты и
долг — всё это ускользало из его сознания. Музыка была
поводом, подстрекающим его к дикому, неразумному гневу. Красные
туманы ненависти клубились в его мозгу, странная, неразумная жажда
крови нарастала вместе с диким ритмом дикой музыки. В каждой дрожащей
ноте звучала ярость берсерка, и Рэнсон почувствовал безумное
желание сорваться с места. Причинять боль, видеть, как течёт красная кровь,
убивать... убивать! Он слепо развернулся, нащупывая пистолет, а музыка
превратилась в неистовый предсмертный вопль.
Обернувшись, Рэнсон оказался лицом к лицу с Джаредом Халлером. Но
Высокий, суровый магнат теперь был другим человеком. Первобытная, атавистическая ярость исказила его черты, в глазах читалось безумное желание убивать. Музыка была его госпожой, и она доводила его до безумия. «Убей!» — кричал странный ритм, — «Убей!» И Джаред Халлер повиновался. Он выхватил из кармана огнемёт и направил его на Рэнсона.
Рэнсон так и не узнал, что это было — смертоносная мелодия снаружи или инстинкт самосохранения, — но он бросился на Халлера с мрачной яростью. Плазменный пистолет зашипел, наполняя комнату зеленоватым светом, его луч прошёл так близко к волосам Рэнсона, что опалил их. Рэнсон поднялся,
яростно ухмыльнулся, и через мгновение оба мужчины уже боролись, оскалив зубы в звериных ухмылках, задыхаясь, кружась в безумном танце смерти, пока жуткая музыка превращала их разум в смертельный яд.
Конец наступил с пугающей внезапностью. Рэнсон, вывернув руку противника, почувствовал обжигающий выстрел из огнемёта. Джаред
Халлер, ужасный почерневший труп, рухнул на пол.
В этот момент смертоносный ритм снаружи резко изменился. Вместо
яростного, сводящего с ума ритма, который был несколько минут назад, аккорды стали
манящий, соблазнительный тон. Казалось, это был призыв, непреодолимый, мягкий, с тысячей обещаний. Это была песня, которую сирены пели Улиссу,
зов Крысолова, песнопения гурий в раю. В воображении Рэнсона возникали картины... картины волшебной страны,
изысканно прекрасных сцен, женщин, прекрасных сверх всякой меры. Все
надежды человека, все его мечты были в этой музыке, и она манила Рэнсона, как мотылька манит пламя. Звуки свирели Пана, хрупкие фантазии детства, голоса тех, кто уже покинул этот мир... Рэнсон шёл, напряжённо выпрямившись.
к источнику музыки, как человек под действием наркотика.
Когда он приблизился к окну, мелодия стала громче. Он знал гипнотизм
звука, но ему было все равно. Это было захватывающе, неотразимо.
Как лунатик, он вскарабкался на подоконник, остановился на фоне высокого
окна. Двадцать футов до земли, почти верная смерть ... но Рэнсон
потерялся в золотом мире, который вызвала в воображении эльфийская мелодия. Он
расправил плечи и уже собирался выйти,
когда внезапно раздался рёв атомных двигателей и замигали огни.
Полицейский катер, поднимая брызги, промчался по каналу.
остановился. Рэнсон встряхнулся, как человек, пробуждающийся от кошмара,
увидел фигуры в форме, прыгающие на берег. Из тени кустов
файе_ выскочила легкая фигура, петляя по насыпи.
Огнеметы разогнали мрак, но хрупкая фигура повернула налево,
исчезла среди извилистых узких улочек. Покрывшись холодным потом,
Рэнсон вернулся в комнату, где лежало неподвижное, ужасное тело
Джареда Халлера. Рэнсон уставился на него, словно видел впервые. Снаружи слышался топот ног; это были патрульные с канала
Рэнсон пробежал через весь дом в кабинет. А потом, чувствуя, что его мозг словно
выбили дубинкой, Рэнсон безвольно сполз на пол.
* * * * *
Штаб-квартира Марсианского патруля была ярко освещена дюжиной больших дуговых прожекторов. Капитан Максвелл пожевал свои седые усы, с любопытством глядя на Рэнсона.
"Значит, вы признаете, что убили Холлера?" спросил он.
"Да". Рэнсон мрачно кивнул. "В ходе борьбы. Самооборона. Но даже
если бы это не была самооборона, я, наверное, боролся бы с ним.
Что музыка-это безумие, я вам скажу! Безумие! Ответственность никто не когда
под его влиянием! Я.."..
"Ты убил Халлер," капитан Максвелл. - И ты винишь во всем эту
предполагаемую музыку. Я мог бы поверить тебе, Рэнсон, но сколько других людей
поверили бы? Даже представители земной разведки не являются sacro sanctuary. Мне придётся задержать вас до суда.
— Задержать меня до суда? — Рэнсон наклонился вперёд, его измождённое лицо было напряжено.
— Пока настоящий убийца, тот, кто играет эту музыку, сбежит? Послушайте!
Выпустите меня отсюда на двенадцать часов! Это всё, о чём я прошу! А если я не…
выследите того, кто был возле дома Холлера, вы можете....
"Извините". Капитан Максвелл покачал головой. "Вы знаете, я бы хотел, Рэнсон.
Но это убийство. Пусть признавшийся в убийстве, хотя он
Т. И. человек, выйти на свободу, - это невозможно". Капитан глубоко вздохнул,
указал на два серо-одетый в форму патрульных. — Возьмите мистера Рэнсона.
И тогда Стив Рэнсон начал действовать. Одним молниеносным движением он перегнулся через стол и выхватил пистолет капитана Максвелла из кобуры. Прежде чем капитан и двое патрульных поняли, что произошло,
случилось так, что они оказались лицом к лицу с уродливым дулом огнемёта.
"Извини, — напряжённо сказал Рэнсон. — Но это нужно было сделать. На Марсе творится чёрт знает что, дьявольская музыка! И это нужно остановить, пока она не перевернула эту планету с ног на голову!"
"Тебе это с рук не сойдёт, Рэнсон!" — капитан Максвелл покачал головой.
«Это только усложнит тебе задачу, когда мы снова тебя схватим! Будь благоразумным!
Положи пистолет».
«Не выйдет. Нужно действовать быстро». Рэнсон попятился к двери с пистолетом в руке. «Если эта безумная музыка выйдет из-под контроля, это будет смерть для всех».
земляне на Марсе! И я собираюсь это остановить! До свидания, капитан! Если хотите, можете судить меня за убийство после того, как я выполню свою работу!
Рэнсон забрал ключ от массивной пластиковой двери, пятясь назад через вход. Оказавшись в коридоре, он захлопнул дверь и запер Максвелла и его людей в комнате. Затем, сунув пистолет в карман, он быстро побежал по коридору к главному входу в штаб-квартиру. В холле патрульный с подозрением посмотрел на него,
остановил, но взмах удостоверения Рэнсона отвёл его в сторону.
Выйдя из штаб-квартиры, Рэнсон побежал. Через несколько мгновений он
Он знал, что Максвелл и его люди, прежде чем взорвать путь к свободе, отправились в погоню. Словно худощавая серая тень, Рэнсон бежал, петляя и уклоняясь, по узким улочкам, направляясь к дому Халлера. Мерсис был городом-мечтой в тусклом свете лун. По одной с каждой стороны неба, они отбрасывали странные двойные тени на колышущиеся каналы и бесцельные улицы. Глянцевые катеры с рёвом мчались по тёмным водным путям, поднимая
облака брызг, а по набережным бродили молчаливые, непостижимые
маленькие краснокожие существа с выпученными глазами, сами являясь частью
вечной тайны Марса.
Дом Халлера стоял тёмный и мрачный у канала. Люди капитана
Максвелла закончили осмотр, и место опустело. Рэнсон шагнул в тень
кустов _файе_, где стоял неизвестный музыкант; он чувствовал, что
патрульные вряд ли будут искать его в доме Халлера.
Капитан не слишком верил в избитые фразы о том, что убийца
возвращается на место преступления.
Рэнсон на мгновение застыл неподвижно, пока мимо проплывала лодка, а затем
достал из кармана тяжёлую чёрную трубку. Он потянул за неё, и она вытянулась.
телескопически трости около четырех футов в длину. Тростник был полым, а
пробка, и голова его была большой, как два человека кулаки и прикрыл
с небольшими циферблатами, указатели. Это был самый заветный секрет T.I.
знаменитая "электрическая ищейка", с помощью которой можно было выслеживать преступников.
Рансон тронул рычаг, и крошечный электрический мотор в головке
трость просвистела, рисование воздуха вверх по трубе. Он постучал по банке, на которой стоял
неизвестный музыкант, не сводя глаз с датчиков. Молекулы
вещества, оставленные таинственным исполнителем серенад, всасывались в трубку,
запечатлелось на чувствительной пластинке, точно так же, как нежные цветовые оттенки запечатлеваются на пластинке цветной камеры.
Рэнсон осторожно постучал тростью по земле, избегая тех мест, где он стоял. Мало кто переходил эту заросшую насыпь, и можно было с уверенностью сказать, что никто, кроме странного музыканта, не был здесь недавно. Запах был отчётливым, и на циферблате
набалдашника трости было написано R-2340-B — цифровая классификация
крошечных частиц, оставленных неизвестным. Теория, лежащая в основе этого,
была довольно проста. Ученые из T.I. предположили, что обоняние
запах - это просто эффект взвешенных в воздухе молекул, действующих
на чувствительные нервные волокна, и они знали, что любой нормальный человек
может пойти по следу какого-нибудь сильного запаха, такого как духи или бензин,
в то время как животные, обладающие более чувствительным восприятием, могут следовать по
менее четким следам. Дублировать это механически оказались более
сложнее, чем электрический глаз или искусственный слуховой аппарат, но в
в итоге они победили. Их усилия привели в машине
Теперь можно сказать, что пронесло.
С самого начала судебное разбирательство шло гладко. Рэнсон постучал по длинной трубке на
Он шёл по земле, как слепой, не отрывая глаз от циферблата. Вдоль набережной, по
боковой улице, он пробирался вперёд. В этом старом квартале города
было малолюдно; со стороны космопорта доносился рёв грузовых
кораблей, грохот машин, но здесь, на узких извилистых улочках,
слышался лишь тихий шёпот голосов за решётчатыми окнами,
шелест ветра, хруст песка из красной пустыни за городом.
* * * * *
По мере того, как Рэнсон углублялся в старый марсианский квартал, тропа становилась
все более запутанной, пересекаясь с десятками других троп, оставленных
прохожие. Он был вынужден остановиться, огляделся, как ищейка, простукивая
каждый квадратный фут улицы, прежде чем стрелка R-2340-B на циферблате показала
, что он снова уловил слабый, неуловимый запах.
Все глубже и глубже Рэнсон погружался в темные трущобы Мерсиса. Прокуренные
игорные притоны, притоны, полные пьяных космонавтов и стройных краснокожих
девушки, сентиментальное пение... даже жёлтые блики запрещённых
сан-лучей, проникавших сквозь занавешенные окна. По улицам
пробирались нетвёрдые шаги. Могучие юпитерианские бластеры,
Венцы, шумные земляне... и маленькие марсиане, мягко ступающие по земле, закутанные в свои свободные пыльные мантии.
В конце переулка, где фиолетовые тени лежали, как стоячие водоёмы, Рэнсон остановился. Переулок был тупиком, а это означало, что человек, за которым он следил, должно быть, вошёл в один из домов. Он очень тихо постучал длинной трубкой по земле. Снова, неуверенно покачивая стрелками, R-2340-B появился на низкой ступеньке перед одним из полуразрушенных домов в форме купола. Рэнсон прищурился. Значит, тот, кто играл безумную мелодию убийства, вошёл в этот дом!
Может быть, все еще там! Он быстро сложил "электрическую ищейку",
сунул ее в карман и достал огнемет.
В старом доме было темно, и от него веяло нездоровым, смертельным спокойствием
. Рэнсон подергал дверь и обнаружил, что она заперта. Быстрый рывок от его
огонь-пистолет расплавил замок; он огляделся по сторонам, чтобы убедиться, что никто не
наблюдаются зеленоватые блики, затем шагнул внутрь.
В коридоре было темно, стены были увешаны древними марсианскими гобеленами,
которые, судя по их вычурным символическим идеограммам, были созданы во времена
строителей каналов. Однако в конце коридора
света летают через полуоткрытую дверь. Рансон переехала к нему, молчит
как фантом, мышцы напряглись. Сжимая его пламя-пистолет, он толкнул дверь
широкий ... и внезапное восклицание сорвалось с его губ.
Перед ним была сверкающая лаборатория, уставленная флаконами со странными
жидкостями, блестящими пробирками и странными приборами. Рядом со столом,
наливая черную жидкость из мензурки в пробирку, стоял мужчина.
Наполовину землянин, наполовину марсианин, он казался получеловеком-полумарсианином с большой безволосой головой
красной планеты и правильными чертами лица землянина. Его глаза,
за их стёклами, были похожи на зелёный лёд, а рука, наливающая чёрную жидкость, даже не дрогнула при появлении Рэнсона.
Рэнсон ахнул. Странная фигура принадлежала доктору Элату Таену,
великому учёному, которого Т.И. тщетно разыскивал на протяжении многих лет! Элат Таен,
преступник и отступник, чьим единственным желанием было истребить всех
землян на Марсе, возродить древнюю славу красной планеты. Рассказы о нём были невероятными, и этот человек стоял за нечестивой музыкой!
"Добрый вечер, мистер Рэнсон," — улыбнулся Элат Таен. "Если бы я знал, что Т.И.
Если бы люди были на Марсе, я бы принял гораздо больше мер предосторожности.
Однако..."
Пока он говорил, его рука внезапно дернулась, словно он хотел швырнуть пробирку в Рэнсона. Каким бы быстрым он ни был, человек из Т.И. оказался быстрее. Из его пистолета вырвалась струя пламени, разбившая пробирку. Тёмная жидкость с шипением, дымясь, потекла на пол.
— Хорошо, мистер Рэнсон, — спокойно кивнул Элат Таен. — Если бы кислота попала на вас, вы бы ослепли.
— Хватит с меня ваших фокусов! — прорычал Рэнсон. — Пойдёмте, доктор
Таен! Мы идём в штаб!
— Раз вы настаиваете, — Элат Таен снял свой халат химика и начал очень медленно стягивать резиновые перчатки.
— Хватит тянуть время! — рявкнул Рэнсон. — Начинайте! Я... — слова замерли на губах человека из Т.И. Издалека донеслись тихие, жутковатые звуки музыки!
"Боже милостивый!" Глаза Рэнсона заметались по лаборатории. "Это ... это
то же самое, что и у нас с Холлером ...."
"Совершенно верно, мистер Рэнсон". Элат Таен слабо улыбнулся. "Послушай!"
Музыка была ласковой, мягкой, как женская кожа. Медленный, сонный, как
жужжание пчёл жарким летним днём. Успокаивающий, усыпляющий, в
мечтательные, напевающие аккорды. Колыбельная, которая, казалось, свинцовыми гирями давила на веки. Звуковой гипноз, такой же сильный, как наркотик. Мелодия становилась всё яснее с каждой секундой, приближаясь к лаборатории.
«Давай... давай, — хрипло сказал Рэнсон. — Нужно выбираться отсюда».
Но его слова не имели силы, и Элат Таен сонно кивал под
влиянием странной музыки сновидений. Рэнсон знал, что должен действовать,
быстро, пока есть возможность, но даже движение одной мышцы казалось
невыносимым усилием. Ему казалось, что его кожу трут.
вместе с бархатом странное мурлыкающее ощущение заполнило его мозг. Он пытался
думать, двигаться, но его воля, казалось, была зажата в мягкие тиски. Музыка
тянула его все ниже, в серый туман забвения.
В другом конце лаборатории Элат Таен рухнул на пол со смутной
торжествующей улыбкой на лице. Рэнсон повернулся в направлении
музыки, попытался поднять пистолет, но оружие выскользнуло у него из
пальцев, он упал на колени. Сон ... вот и всё, что имело значение ...
сон. Музыка была подобна хлороформу, её ноты ласкали его мозг.
Сквозь полуприкрытые веки он увидел, как в дальнем конце лаборатории
открылась дверь, и в комнату вошла стройная смуглая девушка. На
шее у неё висел квадратный футляр с клавишами. Рэнсон долго
смотрел на смуглую загадочную девушку, наблюдая, как её руки
танцуют над клавишами, извлекая тихую убаюкивающую музыку. Он
заметил, что на голове у неё была странная медная
шлем, которого он никогда раньше не видел. А потом девушка, Элат
Таен, лаборатория — всё слилось в калейдоскопический вихрь. Рэнсон почувствовал
Он почувствовал, как падает в серую мглу, и сознание померкло.
* * * * *
Стив Рэнсон очнулся и обнаружил, что по-прежнему находится в лаборатории, крепко связанный по рукам и ногам. Напротив него Элат Таен с трудом поднимался на ноги, опираясь на помощь темноволосой девушки-кошки.
"Я... Я в порядке, Зейла," — пробормотал Таен. «Мне тоже нужно было услышать мелодию сна, чтобы одолеть нашего любопытного друга. Но посмотрите — он приходит в себя!»
Золотистые глаза девушки обратились к Рэнсону, бесстрастно изучая его.
Элат Таен насмешливо улыбнулся.
— Моя дочь Зейла, мистер Рэнсон, — пробормотал он. — Утешение в мои преклонные годы. Она тоже посвятила свою жизнь великому делу марсианской свободы, свержению Терры!
— Чего и следовало ожидать от вашей дочери, — проворчал Рэнсон. — Я мог бы догадаться, что вы замешаны в этом, Таен! Убить чиновников Марсианской телерадиовещательной компании!
— Убить? — Таен улыбнулся и взглянул на странную шкатулку, висевшую на шее девушки. — Мы только пели им серенады. Вызывали необходимое настроение для убийства, самоубийства, безумия. Ты сыграла наши мелодии оставшимся двоим, Зейла?
Девушка бесстрастно кивнула. "Картрайт, к сожалению, покончил с собой
жизнь", - сказала она. "Рэнкин услышал "песнь ненависти", впал в неистовство и был
убит. Ила-ту, один из наших сотрудников, отвечает за M.B.C., пока
с земли не прибудут другие земные руководители."
"К тому времени мы сыграем наши мелодии всему Марсу", - пробормотал Таен
. "Одно быстрое, беспощадное восстание, и красная планета свободна!
Час или около того по сети M.B.C.".
"Ты спятил!" Рэнсон рассмеялся. "Если вы думаете..."
"Я не думаю", - улыбнулся Элат Таен. "Я знаю", мистер Рэнсон. Перед
ночь на исходе, все земляне на Марсе будут заключены в тюрьму или мертвы. Нашему
народу нужно только что-то, что пробудит их, пробудит их ненависть! И
Я могу это сделать! Я повелитель настроений! Он взял с полки медный шлем
похожий на тот, что носила девушка, надел его на голову.
"Щит от сверхзвука", - объяснил он. "Он производит вибрации
которые нейтрализуют те, что созданы _соновоксом_. — Он повернулся к ленивой
Зейле. — Играй, дитя! Убеди мистера Рэнсона в наших способностях!
И снова пальцы девочки затанцевали по клавишам в дикой мелодии
ненависть. Перед глазами Рэнсона встала красная пелена, и он стал бороться с удерживавшими его узами. Затем песня сменилась траурной мелодией, и Рэнсон провалился в чёрную бездну отчаяния. Он знал, что это было нечто большее, чем просто музыка; это было нечто более глубокое, что затрагивало душу. Снова зазвучали ноты, и Рэнсона охватил ползучий страх, пока его не затошнило от ужаса перед неизвестностью. Одно чувство сменяло другое, и если бы он не был беспомощен, связан, то поддался бы настроению, охватившему его мозг. Он был подобен инструменту, на котором играет тысяча
Звучала музыка... и всё это время Элат Таен улыбался с отстранённым видом,
в то время как глаза девушки впивались в его собственные.
Внезапно Элат Таен поднял руку. «Довольно, Зейла, — сказал он. — Он
устал».
Музыка стихла, и Рэнсон устало откинулся назад, изнурённый бурей
эмоций, которые волнами накатывали на него.
— Ты... Ты победил! — выдохнул он. — Что это за дьявольщина?
— Дьявольщина? — рассмеялся доктор Таен. — Но это так просто. Музыка, даже обычная музыка, может создавать настроение. Возвышающая древняя земная песня «Марсель»,
меланхоличная «Вальс-трист», страстная
«Болеро». Действительно, много лет назад на Терре была странная песня под названием «Мрачное воскресенье», которая привела к многочисленным самоубийствам среди тех, кто её слышал. Что касается инструмента, то это просто электрогенератор звука, такой как ваш электроорган, терменвокс и так далее. Но к нему я добавил полный диапазон сверхзвуковых нот, которые, хоть и неразличимы, но действительно меняют настроение.
— Сверхзвуковые? — воскликнул Рэнсон. — Вы хотите сказать, что именно они вызвали во мне
эти эмоции?
— Именно, — кивнула Элат Таен. — Звучащая музыка помогает, но именно
Сверхзвуковые волны, определяющие эмоции! Они воздействуют на
мозг, и ничто не может их заглушить, кроме контрнот, которые создают наши шлемы! — Он постучал по медному куполу, закрывавшему его голову. — Влияние сверхзвуковых волн на эмоции интересно, мистер
Рэнсон. Впервые я услышал об этом на старых записях двадцатого века на самой Терре. Я читал, что во времена кинематографа, до появления телевидения, одна из ваших голливудских компаний добавила в звуковую дорожку фильма сверхзвуковую ноту в надежде создать атмосферу
в определённый момент фильма. Но ужас, вызванный на закрытом показе, был настолько велик, что сверхзвуковую ноту сразу же вырезали из саундтрека, а записи этого случая убрали в архив. Именно обнаружение и изучение этих записей навело меня на след сверхмузыки. Так что с космической иронией, мистер Рэнсон, Земля создала оружие, которое её уничтожит! Сверхзвуковые волны!
Рэнсон в замешательстве уставился на Элат Таен. Сверхзвуковые технологии, вызывающие эмоции!
Именно это привело Халлера и его самого в ярость, заставило другого
чиновники M.B.C. были приговорены к различным видам смерти! И теперь, когда M.B.C. оказалась в руках последователей Таэна, они планировали поднять на восстание безмолвных маленьких марсиан!
"Но зачем?" — спросил Рэнсон. "Земляне принесли на Марс новую жизнь, новый прогресс! Мы построили дороги, каналы, космопорты, научили ваш народ
нашей науке....
"Вы инопланетяне!" - Воскликнул Элат Таен. - Вы должны быть уничтожены!" Он достал из кармана
свисток, пронзительно свистнул. Послышался топот
ног, и приземистый марсианин с руками, покрытыми ожогами от огнемета, вошел
в комнату.
"Поместите землянина в безопасное место", - приказал Элат Таен. "Внимательно следите за
ним". Он взглянул на мигающий красный индикатор времени на стене
. - Пойдем, Зейла! Пора идти!
Девушка кивнула, взяла соновокс. У двери она остановилась,
оглянулась на Рэнсона.
— Музыка для жителей Марса, — пробормотала она. — Когда мы вернёмся, наши люди будут править этой планетой! — Её взгляд, устремлённый на землянина, был непроницаемым. — _Алота_, Стивен Рэнсон!
Затем они с отцом покинули лабораторию, и дородный охранник потащил Рэнсона к маленькой двери с железной решёткой в задней части
комната. Связанный, беспомощный, он, пошатываясь, вошел в камеру, услышал, как лязгнула дверь.
захлопнулась за ним. Уродливый охранник со шрамами расположился в другом конце лаборатории
откуда он мог присматривать за камерой.
* * * * *
Рэнсон лежал в тени, внезапно озлобленный. Хороший беспорядок он устроил
во всем! Капитан Максвелл разыскивал его за убийство, Элат Таен и его дочь обманули его, когда он их схватил, и теперь он здесь в плену, а они посылают своё музыкальное безумие, свои смертоносные сверхзвуковые ноты по всей планете. Рэнсон знал, к чему это приведёт
В смысле. Если не считать Иностранного легиона и нескольких эскадрилий ракетопланов, Марс был беззащитен. Если бы сверхзвуковые ракеты Элата Таена подняли краснокожих на восстание, его мечта стать императором Марса наконец-то осуществилась бы.
Рэнсон бросил взгляд на своего охранника. Маленький марсианин со шрамами откинулся на спинку стула, не сводя глаз с двери камеры. Но казалось маловероятным, что он мог видеть, что происходит в тёмной камере. Одним быстрым движением человек из Т.И. разбил свои наручные часы о стену, затем, подцепив кончиками пальцев осколок стекла, начал пилить свои путы.
Наконец верёвки упали с затекших рук Рэнсона. Он быстро освободил ноги. Охранник всё ещё сидел в хорошо освещённой лаборатории,
неподвижный. Рэнсон взглянул на дверь. Стальные прутья, через которые невозможно
проникнуть. И секунды тикают!
На худощавом лице Рэнсона появилась мрачная боевая ухмылка. Был один
шанс. Дикий, отчаянный шанс, но если он сработает... Он поспешно снял ботинки и поставил их на пол рядом с собой. Затем, сунув руку в карман пиджака, он оттопырил ткань, изображая пистолет.
- Не двигаться! - сказал он по-марсиански. - Брось свой огнемет! Попробуй
что-нибудь сделать, и я выстрелю!
Охранник вскочил на ноги, его выпуклая безволосая голова поблескивала в ярком свете.
Его зеленые глаза были холодны от ярости. Как и ожидал Рэнсон, он
не подал никаких признаков капитуляции. Вместо этого он поднял оружие и выстрелил.
В тот момент, когда охранник нажал на спусковой крючок, землянин отскочил в сторону, пытаясь укрыться за стеной у двери. Из пистолета вырвалась дикая зеленоватая вспышка, и по камере прокатилась ужасная волна жара. Полуослепший, страдающий от палящего жара, Рэнсон лежал на полу.
повернул за угол и наблюдал за дверью. Под огненным ударом железные прутья
побелели, потекли, пока между ним и свободой не остались только лужи расплавленного металла.
свобода.
Приземистый марсианин выключил луч, приблизился к светящейся двери
осторожно, чтобы выяснить, есть ли жизнь в неподвижном теле Рэнсона. Там
было ... больше, чем рассчитывал малыш Редди. Рука землянина взметнулась по дуге, и один из его ботинок, пролетев сквозь пробитую, расплавленную дверь, попал маленькому марсианину в запястье и выбил из его руки огнемёт. Другой ботинок, быстро последовавший за первым, приземлился рядом с ним.
голова, заставив его пошатнуться и отступить назад, к полке с пробирками и мензурками.
«И вот так мы делаем это на Земле!» — ухмыльнувшись, Рэнсон перепрыгнул через лужи расплавленного металла и нырнул в обугленные, дымящиеся остатки двери. . Прежде чем уродливый маленький охранник успел прийти в себя, жёсткий земной кулак ударил его в подбородок и повалил на пол без сознания.
[Иллюстрация: _Прежде чем уродливый маленький охранник успел прийти в себя,
крепкий земной кулак ударил его в подбородок._]
Рэнсон быстро оторвал провода от множества сложных механизмов,
Он связал безжизненного краснокожего, затем, схватив огнемёт, выбежал из
дома.
Петляя, он добрался до набережной Псидианского канала.
В поле зрения появилось изящное водное такси с гудящими атомными двигателями. Рэнсон
окликнул его, держа руку на пистолете, но морщинистый краснокожий за рулём,
по-видимому, не слышал безумной мелодии Элат Таен.
— «Марсианское радиовещательное здание», — проскрежетал Рэнсон. — «Жми на газ!»
Водитель кивнул и, когда пассажир оказался на борту, погнал лодку по каналу, поднимая облака брызг. Мчался, ревел,
Уворачиваясь от тяжело гружёных грузовых судов, такси мчалось по тёмной холодной воде, которая текла по запутанным сетям каналов от полярных шапок.
* * * * *
По мере приближения к центру города атмосфера накалялась.
На набережных патрулировали небольшие отряды наземной полиции, эскадрилья реактивных самолётов гудела над возвышающимся мегаполисом, отбрасывая причудливые тени. Время от времени раздавались крики,
вспыхивали зелёные огоньки огнеметов, вырывавшихся из темноты, и толпы краснокожих
собравшиеся перед своими радиоприемниками в домах, магазинах и на общественных площадях люди
кипели от возбуждения. Рев моторов такси заглушал звуки музыки
и ликующий голос Элат Таен, но водитель
заерзал.
"Похоже, что-то случилось", - пробормотал он. "Я посмотрю, сможем ли мы получить"
бюллетень".
Прежде чем Рэнсон успел его остановить, он включил радио в
кабине. Дикая, неистовая музыка заполнила маленькую кабину, разрывая
сознание обоих мужчин, а голос Таена призывал к восстанию. Затем, под
влиянием сверхзвуковых частот, в них вспыхнуло красное пламя ненависти
их мозги, изгоняющие все мысли, логику. Маленький марсианский водитель
развернулся, только для того, чтобы рукоятка пистолета Рэнсона обрушилась на
его голову. Наклонившись вперед, он всем телом ударился о радиоприемник, разбив вдребезги
его хрупкие трубки. Рэнсон встряхнулся, когда адская музыка резко оборвалась
.
Прямо перед ними лежало здание M.B.C. Рэнсон развернул такси к набережной
и выскочил наружу. Высокое пластиоидное здание возвышалось над каналом, белое и
призрачное. Рэнсон ворвался в дверь.
Несколько краснокожих охранников бросились вперёд, но
пистолет террестиала очистил большой холл. Он прыгнул в лифт,
нажал на кнопку, и кабина рванулась вверх.
Лифт остановился на верхнем этаже, где располагались студии радиовещания
. Рэнсон промчался по коридору, нырнул в дверь
. Перед ним была большая комната, перекрытая с одного конца толстым,
двойным стеклом. А по другую сторону стекла стоял Элат
Таен, сидя на корточках перед телевизором, пробегал пальцами по клавишам _соновокса_, его лицо сияло от восторга, пока он изливал
сверхзвуковые волны своей песни ненависти. Музыкальное безумие для жителей Марса,
заставив их забыть всё, что Терра сделала для Красной планеты, доведя их до безумных массовых убийств! И пока он играл на _соновоксе_, Таен
говорил в микрофон, призывая их к восстанию! Они уже начали своё правление террором; когда он достигнет кульминации, они выйдут из своих домов, чтобы убить всех, в чьих жилах течёт земная кровь. Если только...
Рэнсон прыгнул вперёд. Даже сверхзвуковые волны не проникали в помещение из-за двойных стеклянных панелей с вакуумной изоляцией. Элат Таен был похож на безмолвную марионетку в радиорубке, его зелёные глаза мерцали
с опаской, его голова была защищена медным шлемом.
«Бросьте оружие, мистер Рэнсон!» — раздался позади него голос Зейлы.
Рэнсон обернулся; девушка стояла за дверью, незамеченная, когда он ворвался в комнату. Её экзотическое лицо было бледным, но огнемет в её руке был неподвижен. Рэнсон подчинился, улыбаясь.
"Как хочешь", - сказал он. "Но Т. И. был один из трюков, которые мы используем в качестве последнего
курорт. Смотри!" Из кармана он извлек плоский металлический корпус. - Предположительно
сигареты, но на самом деле это самое мощное взрывчатое вещество, созданное нашими
лабораториями. Выстрели в меня из этого огнемета, и он взорвется от высокой температуры.
Тебя, твоего очаровательного отца и меня разнесет на атомы. Так что ты
не посмеешь стрелять!
Зейла уставилась на него, ее губы превратились в алую полосу на лице.
"Тебе это с рук не сойдет!" - воскликнула она. "Это блеф!"
"Тогда стреляй", - сказал Рэнсон. «Разнеси вдребезги всю верхнюю часть этого здания!» Он потянулся за её пистолетом.
Взгляд девушки был прикован к металлическому футляру, и в нём читался страх. Рэнсон сделал ещё один шаг к ней. Элат Таен не мог смотреть, потому что был вынужден следить за замысловатой клавиатурой _соновокса_.
— Разнесёт в клочья, — с сарказмом повторил Рэнсон. — Я тоже, но, по крайней мере,
я уберу лидеров восстания. Эта взрывчатка — последнее средство
людей из Т.И. Нажми на спусковой крючок, и тепло приведёт её в действие!
А теперь отдай мне пистолет!
Зейла поводу внезапно, содрогнувшись при мысли, что ее яркий
красота разорван в клочья взрывом.
"Взять его!" она зарычала. "Уже поздно, так или иначе! Марс восстает!
Теперь их никто не остановит! Дурак! Мой отец станет императором после
восстания! Ты мог бы быть принцем.
* * * * *
Рэнсон не стал ждать продолжения. Один выстрел из теплового пистолета, и
стеклянная перегородка разлетелась на тысячу осколков.
- Ничего хорошего, мистер Рэнсон. Элат Таен оторвал руки от клавиатуры,
тонко улыбаясь. "Пламя зажжено, и его нельзя потушить! Красное пламя
восстания! Мой народ уже сражается! Громкоговорители на каждой
площади разносили звуки безумной, слепой ярости! Я — повелитель
настроения!
— Вернись к этой звуковой коробке! — прорычал Рэнсон. — Сыграй эти
усыпляющие ноты! Сыграй, или я взорву твою милую дочь здесь
в пепел! Ты утверждаешь, что ты мастер настроения! Что ж, если твои проклятые
сверхзвуки начали это, они могут покончить с этим! Он взмахнул пистолетом, чтобы прикрыть
Изящная фигура Зейлы. "Играйте, доктор Таен! Я еще ни разу не убивал женщину,
но это ее жизнь или жизни всех землян на Марсе! Вернись к своему
_соновоксу_!
Элат Таен долго смотрел на свою дочь, затем мрачно кивнул
своей лысой головой.
"И снова вы победили, мистер Рэнсон," — тихо сказал он. "Я должен был убить вас
или переманить на свою сторону давным-давно." Повернувшись к _соновоксу_, он начал
играть.
Рэнсон стоял, напряжённо прикрывая девушку пистолетом. Мягкий, убаюкивающий
музыка, сверхзвуковые ноты, которые, казалось, ласкали его мозг, заполнила
комнату. Сонный стук дождя по крыше, шелест листьев,
успокаивающий ночной ветер ... все это было переплетено в мелодии. Покой,
отдых, сон ... казалось, что каждый нерв расслабился, каждый мускул обмяк,
когда сказочный музыкальный гипноз подействовал.
Элат Таен и девушка украдкой наблюдали за ним. На мрачном лице доктора появилась едва заметная улыбка. Дулли Рэнсон пытался понять, почему Элат Таен улыбается, но почему-то его разум отказывался
функция. Эти облачные туманы, поднимающиеся перед его глазами! За много миль отсюда Таен говорил, перекрывая усыпляющие звуки.
"Очень плохо", - говорил он. - Ты забыл, что независимо от того, что эти сверхзвуковые волны могут сделать с моими людьми, они влияют и на тебя. Мы с Зейлой защищены от коротковолновых излучений нашими шлемами. Но вы, мистер Рэнсон, нет, нет! Ты уже беспомощен, и через мгновение ты уснёшь, как
это было в нашей лаборатории! Тогда, когда ты будешь в безопасности, я снова
воззову к своему народу!Рэнсон попытался пошевелиться, попытался действовать, но музыка была шёлковой петлёй обязательными его, и он не имел силы воли не осталось. Спи ... больше ничего не важно.... Как во сне он увидел Зейла идущего к нему, почувствовал себя,валятся на полу. Он смутно помнил яркие вспышки, крики, а затем всё погрузилось в серое забытье.
"Рэнсон! Рэнсон!" Слова, словно кулаки, били по его одурманенному наркотиками мозгу.
Человек из Т.И. беспокойно зашевелился; из клубящегося тумана выплыло суровое лицо капитана Максвелла.
"Что случилось?" — спросил полицейский. "Сначала красные взбесились,
а потом начали падать в обморок! Мы сами чуть не сошли с ума,
в штаб-квартире, прислушиваясь! Но потом музыка убийства прекратилась, и мы
услышали твой голос, разговаривающий с Элат Таен! Так что мы быстро приехали сюда. Как раз вовремя.— Таен! И Зейла! — выдохнул Рэнсон. — Где они?
— Ушли, — капитан Максвелл указал на дверь в задней части комнаты.
— Сбежали по лестнице. Взорвали кабелей при ударе
дне, так что мы не могли следовать". Он покачал головой. "Вы были
прямо о том, что музыка! Неудивительно, что вы и Халлер взбесился! Не
беспокоиться о каких-либо предстанет перед судом за убийство! Марс был безумный, в эту ночь!"
Рэнсон с трудом поднялся на ноги. Таен и его дочь сбежали! С
секретом сверхзвуковых нот! Но пройдет много времени, прежде чем они
осмелятся вернуться на Марс. Все еще сонная, Рансон обратил металла сигареты
случай из своего кармана."Как вам удалось попасть сюда?" Капитан Максвелл
требовали. - Чтобы заставить их сменить мелодию и подавить восстание?
Рэнсон открыл металлический кейс.
"Блеф, — сказал он, доставая из контейнера сигарету и закуривая.
— Вот что спасло Марс! Просто... блеф!"Ухмыляясь, он выпустил облако дыма.
***************************
Конец «Крысолова с Марса» Фредерика А. Куммера из проекта «Гутенберг»
Свидетельство о публикации №224111600608