Нити памяти

    Июль 2024 года- в городе жарко. Еду в транспорте в поисках нужной
 организации для решения  проблемы подключения дачного домика к энергосети

 бОльшей мощности.
 В троллейбусе народу мало. На следущей остановке в переднюю дверь
 
 втискивается фигура, гентерную принадлежность которой, с"разбега" установить
 было сложно.

 На полное тело надета футболка кислотного цвета, ниже-яркие расписные
 шорты, тяжёлые густые волосы, ниже плеч, чтобы не падали на лицо, перехвачены

 белым пластмассовым ободком, на широком  лице крупные очки.                - Идёт ли троллейбус по Суворовскому проспекту?-вопрос ко мне, поскольку сижу

 близко.-Обязательно- отвечаю.-Я езжу на метро и наземный транспорт знаю плохо-
 продолжал вошедший-. И только когда человек занял свободное место рядом со
 
 мной, стало понятно, что это молодой мужчина.
 Без малейшего смущения он немедленно сообщил, что у него сегодня день рождения.

 - Конечно же поздравляю.-
 -Мне с сегодняшнего дня 23 года. А ещё я только что закончил университет.               

 - Опять поздравляю-.
 -Университет Петра Великого- бывший политех. Факультет  менеджмент экономики.      

 Выбор не мой. Так настояли родители. Я неплохо знаю английский и хотел-бы
 работать переводчиком в какой-либо солидной кампании. Разослал резюме в семь

 мест, жду приглашения на собеседование-.               
 На Суворовском он вышел.-Как непросто будет работодателю принимать в штат

 сотрудника с такими внешними данными?-подумалось мне, или я излишне               
 консервативна? Пусть у него  всё  сложится хорошо.               

 Продолжаю свой путь до кольца троллейбуса в район Смольного, где жила в
 коммуналке с бабушкой и дедом, где ходила в младшие классы 157 школы, где

 любила гулять в Смольном саду.               
 Указанный номер дома по Синопской набережной привёл меня, к моему большому
 
 удивлению, ко входу в хорошо знакомое здание с детства, старинное здание
 красного кирпича,  прядильно- ниточного комбината имени С.М.Кирова.
 
 Оказалось, что фабрика переселена, а здание занимают всевозможные сторонние
 организации и головновной офис Россети , в том числе.
 
 Политика вывода серьёзных промышленных производств за пределы густо
 населённого мегаполиса себя оправдывает.

 Жаль только, что город теряет свой исторический облик. 
 К счастью, монументальное  строение фабрики признано промышленным памятником

 архетектуры и сносить его не стали.               
 А построил его в 1833 году барон Л.И.фон Штиглиц. Это была первая в стране

 фабрика по производству пряжи и ниток. Корпус для производства ниток был
 присстроин в 1888 году, по-соседству, самой богатой женщиной того времени, 

 приёмной дочерью сына Штиглица, Надеждой Михайловной Половцевой.               
 В Российской империи бОльшая часть военных мундиров шилась из сукна

 изготовленного из пряжи барона Штиглица.               
 Полученная в 1882 году серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже, и

 диплом Всероссийской художественно-промышленной выставке, давали право на
 маркировке продукции использовать Государственный герб России. Поставщик двора

 Николая 1 и Александра 1.               
 В 1919 году производство  национализировано. До первой мировой войны
 
 осуществлялся экспорт в Англию, Китай, Монголию.               
 С 1938 -комбинат имени С.М. Кирова.               

 Во время Отечественной войны и блокады Ленинграда -комбинат работал.
 Отшивал военную форму, изготавливал маскировочные сети для особо важных зданий
 
 города.
 Цеха обогревались вмёршим в землю паровозом и вмёршим в лёд Невы пароходом.

 300 работников комбината награждены медалью "За оборону Ленинграда" по
 окончании войны.               

 В 1966 -получена  медаль " Трудового красного знамени" в 1983            
 орден"Октябрьской  революции". Производство покрывает 60% потребности
 
 внутреннего рынка.               
 Экспорт  в страны: Англия, Китай, Монголия, Германия,Литва, Чехия, Финляндии,      

 Эстонии,Азербаджана, Беларусь,Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан.       
 В 2023 году завершён перевод предприятия в Кировский район, на Броневую

 улицу. Перевод занял семь лет и обошёлся казне в 9,9 миллардов рублей. Главная
 задача выполнена- сохранён трудовой коллектив комбината.               

 Какие же причудливые событийные "выкрутасы", порой, не происходят в жизни!               
 В стенах комбината я оказалась спустя много лет, когда уже не было ни бабушки
 
 ни дедушки, я жила в другом месте и была студенткой вокального факультета
 училища при консерватории. Своё место в общежитии мне занять не пришлось
 
 т.к.подруга, по-болезни пропустившая  год учёбы, была выписана из общежития по
 истечении четырёх лет, обратилась ко мне с предложением о совместной аренде

 жилья. Такая роскошь требовала подработки. С этой целью студенты, нуждающиеся в
 ней, "становились на журнал", то есть, становились на учёт в Ленконцерте, в

 отделе областной филармонии, в Союзе композиторов и обществе "Знание".
 Небольшие студенческие концертные бригады обслуживали пансионаты, дома отдыха,

 санатории. В союзе композиторов я сотрудничала с композитором
 М.Я.Феркельманом. Самую известную его песенку "Челита", когда-то с большим
 
 успехом исполняла К.И.Шульженко. С композитором В.К. Сорокиным.Плавая на агит-
 теплоходе, обслуживали авторскими концертами работников речного транспорта на

 реке Свирь.
 В Советское время широко было распостранено обслуживание концертами трудящихся
 
 на производствах, в обеденный парерыв. При возникавшей необходимости
 уполномоченные по культуре этих организаций, обзванивали студентов с конкретным

 предложением. У кого из нас было "окно" в расписании, тот и принимал его.               
 Предложение выступить на комбинате приняла я, поскольку оказалась свободна от
 
 занятий и  хорошо знала где находится объект.
 Концерт благополучно был проведён в "Красном уголке",после чего участникам его

 была предложена экскурсия по комбинату.
 Экскурсия началась с внутреннего двора, куда вереницей заезжали высоко-

 гружёные|машины с огромными тюками хлопка-сырца, доставленного из Средней Азии.
 Широко распахнутые створки окон подвального этажа ненасытно поглошали тюки,
 
 опусквемые вниз по широким металлическим желобам.
 Там,внизу, хлопок мыли в огромных чанах, высушивали и по транспортёру
 
 передовали на следущий этаж, где его вычёсывали-освобождая от мусора и твёрдых
 частей коробочек,попадающих в него в результате мехонизированной уборки урожая.

 Далее, волокно попадает в прядильный цех. Здесь нити скручиваются в катушки
 разной толщины и длины.

 Нити, идущие на рукоделие, в
 красильный цех.

 Самый привлекательный цех на последнем этаже.   
 Здесь цветные нити "мулине",окрашенные в тончайшие оттенки цветов радуги,
 
 скручиваются в моточки, перехватываются золотыми полосками, укладываются в
 красивые коробочки с фотографией главного каскада Петродворца-такая продукция
 
 шла на экспорт.
 Хочу пояснить, что работали на данном предприятии девушки-лимитчицы,
 
 привезённые из провинциальных городков и посёлков, желающие перебраться в
 большой город.
 
 Они не имели квалификации, а потому получали низкие зарплаты. Взамен,
 работнику предоставлялось общежитие и временная прописка в городе.Позже, он мог

 получить постоянную прописку, встав на очередь на жилью, которая подходила лет
 через десять. Если кто-то увольнялся с работы до этого срока, он терял прописку

 и должен был уехать из города не позже, чем через семь дней.      
 Оборудование на  комбинате было дореволюционным, но исправно работало, издавая
 
 при этом дикий лязг и скрежет. Чтобы заглушать звуки работающих 
 станков, на полную мощь врубалась радио-точка.
 
 В этом звуковом аду девушки быстро лишались остроты слуха.
 А от мельчайших частиц обрабатываемого хлопка, заполнявшего всё пространство
 
 цехов, получали и проблемы с лёгкими.
 Не случайно, чёрные  концертные костюмы наших мужчин в конце экскурсии, стали
 
 серыми.По требованиям  охраны труда, работницы были обязаны работать в
 респираторах, но обойдя все цеха комбината, ни одного работника в респираторе,

 мы не встретили.
 Прекрасно помню, как в нашу коммунальную квартиру, в освободившуюся, самую
 
 маленькую, девятиметровую комнатку была заселена работница комбината.
 Эта была женщина, лет сорока, небольшого роста с фигурой, словно вырубленной
 
 топором,"без шеи", с крупными чертами лица. Она была замкнута и молчалива. С
 соседями не общалась. Мужчины её не посещали. Иногда, достаточно редно,
 
 приходила подруга. Всё, что мы знали о ней, это то, что зовут её Маша. Сколько
 лет она "протрубила" в тяжелейших условиях, чтобы зароботать свой угол- мы так
 
 и не узнали.
 Мы-детвора послевоенных коммуналок,всё свободное от занятий время проводили на
 
 улице. Были обследованы все доступные подвалы и чердаки, но однажды, кто-то из
 наших, позвал нас на набережную Невы. С левой стороны от Охтинского моста
 
 набережная высокая и очень крутая. Тогда она не была "одета" в гранит, как
 сейчас, а была земляной с растущей на ней травой.. Огромная металлическая дверь
 
 размером с тоннель метро прикрывала какой-то таинственный ход. 
 Наше любопытство возросло,когда в нижней левой части "двери" была обнаружена

 пробоина от снаряда времён войны.
 Пробоина была не большая с вывернутыми острыми краями наружу.
 
 Как известно, Охтинский мост неоднократно подвергался бомбёжкам,но ни
 один снаряд его не повредил, а вот осколок одного из них угодил в нашу
 
"дверь". Как же нам хотелось узнать, что там за ней? Решено было
 расширить лаз. И потому каждый из нас должен был приходить на набережную с

 булыжником.
 С этим "орудием труда" проблем не было ,так как вокруг были булыжные мостовые.         

 Сколько времени понадобилось на то,чтобы отогнуть толстые рваные металлические
 "лепестки" хотя -бы чуть-чуть,сказать трудно-датирование не велось.Всем уже
 
 изрядно надоел монотонный труд, пока самый маленький из на нас не просунулся в
 отверстие. Тут все решили, что работа завершена и обдирая одежду и кожу на

 руках и ногах, каждый норовил протиснутся внутрь.
 Но, оказавшись по ту сторону "двери" никто ничего не смог разглядеть, ввиду

 обступившей нас кромешной тьмы. Было очень страшно. Толкая  друг друга,
 выскочили наружу. Чтобы окончательно выяснить, что внутри, несмотря на
 
 сковывающий нас ужас, решили явиться сюда снова, но с раздобытыми фонариками.               
 Когда мы увидели освещённое пространнство-оно нас очень разочаровало. Высокий
 
 свод сооружения и его стены были мастерски выложены красным кирпичём. На ровном
 полу,кое-где,попадались кирпичные обломки. Пройдя метров 50 вперёд, наши

 фонарики высвятили глухую стену, перекрывающую проход дальше. С правой стороны
 стены, на полу, белел кем-то забытый унитаз.
 
 Ничего интересного для нас обнаружено не было и мы на время забыли об объекте,
 а когда вспомнили и пришли на набережную-наш выстраданный лаз был крепко
 
 заварен.
 Видимо смотрители Охтинского моста засекли нашу "тусовку" и сообщили куда

 следует.
 И только через много, много лет я узнала, что под Смольным находился секретный
 
 бункер и один из его тоннелей выходил на набережную Невы.               
 Более 80 лет бункер под Смольным был строго засекречен.Даже работники Смольного
 
 не все знали о его существовании.
 Строился он в 1935-1937 годах на всякий случай. Никакой войны тогда не

 ожидалось.
 Но как же он пригодился в Отечественную и Блокаду! Двухярусный
 
 бункер в 800 кв.м.укрывал высшее руководство города.       
 Тогдашний глава города А.А. Жданов очень боялся авианалётов и при тревоге      
 
 спускался в укрытие. Теперь там музей. Самый закрытый музей города.
 Для его посещения необходимо  записываться заранее и предоставлять паспортные

 данные.
 А что касается комбината им. Кирова-в его стенах совсем другая жизнь. Магазина,
 
 гле продовалась продукция от произволителя, и куда устремлялись все мастерицы
 города -давно нет. На мой вопрос-Где он теперь?-Ищите в интернете!-был ответ. 
 
 Во дворе, куда заезжали гружёные машины - эммиграционный центр, в котором
 скапливаются все приехавшие в мегаполис, в надежде найти  в городе место для

 себя.
 Не  стоит искать в настоящем следы детства и юности- их смыло время. Но с нами

 всегда, пока мы живы, нити памяти!
































































               


Рецензии