Северный морской путь
Северный морской путь (коридор) (сокращенно, Севморпуть или СМП) это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. До начала XX века в западной литературе обычно именовал-ся Северо-Восточный проход. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Административно СМП на западе ограничен проходящим на север от мыса Желания, а на востоке до Берингова пролива. Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет свыше 14 тыс. км. (если через Суэц-кий канал - то свыше 23 тыс. км.). Расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль (23754 км.), то Северным морским путём только 5770 морских миль (10675 км.), т.е. в 2,5 раза путь короче. До 2019 г. навигация начиналась в июле, в 2020 г. навигация началась в конце мая. До недавнего времени сезон навигации заканчивался в ноябре, в 2021 г. продлился до конца января]. Предполагается, что к 2035 г. в Арктике в период проводки может растаять весь морской лёд[3], а к 2050 г. станет возможным круглогодичное судоходство без ледокольной проводки. В англоязычной специальной литературе и культуре большое внимание уделялось маршруту на запад вдоль, ставших в значительной мере англоязычными, территорий Канады и Аляски, а в России, конечно, восточному - Северным морским путём. О возможности практического использования Северо-Восточного прохода впервые высказался в 1525 г. русский дипломат Дмитрий Герасимов, который опирал-ся на результаты плаваний поморов с XIII века. Поморы плавали в Скандинавию с волоком через полуостров Рыбачий. По ямальскому волоку, они c XVI века ходили через Уральские горы, проникая в Обскую губу. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914 -1915 г. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией. Впервые за одну навигацию по Северному морскому путь из Архангельса до Беренгова пролива была совершена экспедицией Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 г. на ледорезе «Фёдор Литке». Первое транспортное сквозное грузовое плавание по Северному морскому пути выполнили лесовозы «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток в июле - октябре 1935 г. В 1933 г. была предпринята экспедиция ледокола «Челюскин», который был зажат льдами, сжатие которых привело к разрушению корпуса судна. Участники перехода успели высадиться на лед и были спасены полярными летчиками. За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.). В 1960 г. в состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 г. в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика». Освоение Северного морского пути было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск - Дудинка. В мая 1978 г. атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.
Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норникель»,
- 2 -
«Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка. Помимо обслуживания добычи полезных ископаемых, по Северному морскому пути идёт Северный завоз для 20 млн. человек на Крайнем Севере. В 2018 г. в России действовало четыре атомных ледокола -„Ямал“, „50 лет Победы“, „Таймыр“ и „Вайгач“; ожидают утилизации четыре атомных ледокола - „Арктика“, „Сибирь“, „Россия“ и „Советский Союз“. Также у России есть единственный в мире атомный лихтеровоз „Севморпуть“. В 1991 г. Сверный морской путь был открыт для международного судоходства. Однако, лишь спустя 15 лет, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании.. Так, если в 2009 г. через Севморпуть прошли всего два иностранных коммерческих судна, то в 2011 г. этот вариант выбрали уже 34 корабля. Россия омывается 13-ю морями и 3-мя океанами, но все же имеет статус скорее континентальной державы, нежели морской. Это не удивительно если учесть, что большая часть омывающих нашу страну морей относится к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод.
СМП объединяет более 70 портов и перевалочных баз. Самыми значимыми являются:
1. Крупные города с развитой структурой – это Мурманск, Архангельск,
Певек - самый северный город России, Петропавловск-Камчатский –
промышленный центр, Владивосток – гордость России.
2. Небольшие города с портовой структурой – это Игарка на Енисейском заливе,
Дудинка и Диксон на Енисее, Сабетта - новый порт на западном берегу
Обской губы.
3. Важные транзитных порты СМП: Байдарацкая Губа, Варандей, Зелёный мыс,
Мыс Каменный, Мыс Шмидта, Новая Земля, Харасавэй, Хатанга, Шпицберген,
Амдерма.
- 3 -
В мире существует только один атомный ледокольный флот, принадле-жащий Российской Федерации. Его задача – обеспечение функционирования главной транспортной арктической коммуникации РФ в высоких широтах – Северном морском пути (СМП). Ледокольным судам нужно пройти путь через Арктику, который составляет 5770 морских миль (10675 км.), затрачиваемое на переход время – 18 суток. Если торговые суда пойдут своим путем, без сопровождения ледоколов через Европу, азиатские страны и через Суэцкий канал, то в этом случае судам нужно пройти 12 840 морских миль (23754 км.) в течение, как минимум, 37 суток. (Л1)
Сейчас в активной эксплуатации находятся атомные ледоколы 2-х типов: тип "Арктика" (суда "Ямал" и "50 лет Победы") с двумя реакторами; ти-па "Таймыр" (суда "Таймыр" и "Вагач") с одним реактором. Суда второго типа, в отличие от первых, имеют меньшую осадку и могу заходить в устья круп-ных рек. Также в составе атомного флота есть контейнеровоз «Севморпуть». Оператором все судов является ФГУП «Атомфлот», которое входит в госкорпорацию «Росатом».
- 4 -
Начало эксплуатации головного универсального атомного ледокола "Арктика" началось в мае 2020 г.
Основные характеристики головного атомного ледокола "Арктика":
мощность – 60 мегаватт (на валах); скорость хода – 22 узла по чистой воде, (41 км.\час), длина – 173,3 м., длина – 173,3 м., ширина – 34 м., высота – 15,2 м., осадка – 10,5 м. до 8,65 м., максимальная ледопроходимость – 2,8 м., полное водоизмещение – 33 540 т.
Атомоход, относящийся к типу «Арктика» спущен на воду в 1989 г. в 1992 г. ледокол уже был переименован в "Ямал". преодолевает ровный лёд предельной толщиной 2,8 м., с устойчивой скоростью 1-2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях. Полное водоизмещение: 23 460 т., длина 147,9 м., ширина: 30,0 м., высота 55,0 м, осадка 11,0 м. Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 турбины ТГГ-27,5 ОМ5 с генераторами переменного тока, 3 гребных электродвигателя, мощность: 55 МВт (75000 л.с.) на валах. Движитель 3 гребных винта, скорость хода 21,0 узел по чистой воде (39 км.\час). Автономность плавания: 4 года (переза-грузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии), экипаж 145 человек, уменьшен до 106 человек, пассажировместимость 128 человек.
Атомоход, относящийся к типу «Арктика», спущен на воду в 1993 г., его переименовали в "50 лет Победы". Однако достроен и введен в эксплуатацию он был только в 2007 г. Ледокол преодолевает толщину льда до 2,8 м. Наряду с обеспечением прохода караванов, он используется в качестве арктического круизного судна. На судне есть спортзал, библиотека, бассейн, ресторан и т.д.
В плане технического оснащения "50 лет Победы" сильно отличается от предшественников наличием автоматического управления, для чего используется современная цифровая система безопасной работы атомной установки и комплексом биозащиты. Полное водоизмещение 25 840 т., длина: 159,6 м., ширина 30,0 м., высота 55,0 м. осадка 11,0 м. двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 г., мощностью 2 x 27 600 КВт, мощность 55 МВт (75 000 л. с.) на валах. Движитель на 3 гребных винтах. Скорость хода 21,0 узел по чистой воде (39 км.\час), автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по провизии). Экипаж 138 человек, уменьшен до 106 человек, пассажировместимость: 128 человек. Ледоколы типа «Арктика» обеспечивают свободный от льда фарватер шириной 37 м. Для сравнения – раньше, чтобы получить такую ширину, необходимо было задействовать два ледокола предыдущего поколения. Стоимость строительства такого ледокола составляет 600 мил. долларов (50 миллиард. рублей). (Л2)
Литература.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. (https://ru.wikipedia.org/ wiki/
Северный_морской_путь).
2. РИА Новости. Иносми. Павел Львов «Арктический атомный флот». 22.06.
2023 г. (https://inosmi.ru/20230622/ledokoly-263818501.html).
3. Арктик Россия. История Севморпути: четыре века от замысла до
первого успеха. Проложить путь через арктические моря оказалось
более сложной задачей, чем полететь в космос. Февраль 2020 г.
zamysla-do-pervogo-uspekha-/)
Материал подготовил Львов Ю.М. 25.11.2023
Свидетельство о публикации №224111600767