О радостях и скорбях

                Отъятием искушений, отнимается защита благодати, и человек остается весьма уязвимым перед дьяволом. Это происходит от того, что внимание отвлекается и расслабляется благополучным течением мирских дел или удачным стечением дел, доставляющих радость и удовольствие. "Природа человеческая, когда наслаждается слишком многим счастьем, забывает благородство, и не удерживается в своих пределах", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Лукавый особенно яростно нападает в таких случаях, желая не только похитить или испортить благодать, но и отвлечь разум от богомыслия. И очень часто радость сменяется унынием и разочарованием, что служит доказательством действия вражьей силы. Поэтому, в приятных моментах и счастливых обстоятельствах необходимо особенно внимательно следить за помыслами, чтобы не позволить врагу проникнуть в душу. Всякую случающуюся радость нужно встречать разумно, чтобы, перейдя в страсть, она не усыпила бдительность сердца.  Это, скорее теория, чем практический совет, ибо человек слаб и немощен в силу падшей природы. Поэтому не проявлять чувства и эмоции ему крайне сложно. Но знать пагубное действие не контролируемых страстей – от горького плача до бурной радости каждый обязан. В Книге Екклесиаста сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу». (Екк.7:2). Это сказал не человек, а Бог. Смысл поучения пророка сводится к следующему. В момент радости душа испытывает наслаждение и удовольствие, а они, как известно, порождают страсть, то есть устойчивое стремление к объекту наслаждения. По сути, страсть – это усиленная вожделением привычка, которая, как гласит поговорка, есть вторая натура. И это вполне обоснованно. Преподобный Максим Исповедник по этому поводу замечает: «Привычка – есть вновь приобретенная природа». Поэтому действие страстей направлены на разрушение божественной или бесстрастной природы человека, каковой он обладал в раю, и замена ее – греховной, падшей. Именно последняя является «вновь приобретенной природой». При этом, не важно, какие страсти действуют: приносящие наслаждения или душевную боль. Однако между ними есть существенная разница. Привычка к удовольствиям свойственна каждому – от мороженного до океанской яхты, а вот привычки к страданиям нет ни у кого. Следовательно, насаждает греховную природу не плачь, а веселье. Именно так следует понимать пророка Екклесиаста, который не восхваляет рыдания, а советует не предаваться радости излишне. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Душа, принявшая на себя попечение о добродетели, и живущая с осторожностью и в страхе Божьем, не может быть без печали каждый день, потому что добродетели сопряжены с печалями».  Имеющего перед глазами скорбь, ничто уже огорчить не может, а радующиеся, очень легко низвергаются в печаль и отчаяние; и состояние их непрочно, как трость, колеблемая ветром,  а душа – подвержена переменам и страхам.
                Господь наш Иисус Христос, будучи распинаемый на кресте, взял на Себя скорби всех людей, для того чтобы, пострадав один раз, уничтожить страдание навсегда. После Его Воскресения, смерть попрана, ад разрушен, грех уничтожен. Человеку больше нечего бояться, потому что ему дана вечная жизнь в радости с Богом. Какие могут быть после этого скорби или беды?! Их нет. Есть искаженное грехом воображение и произволение, рисующее в уме всевозможные ужасы будущего. Все беды и страхи живут только в сознании, и больше нигде. Святитель Иоанн Златоуст  писал: «Верующего ничто настоящее огорчить не может». В любой скорби он видит милость и Божию, зная, что после скорбей наступит утешение и радость духовная.  "Ничто, обычно, не доставляет спокойствия, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских", - замечает святитель Иоанн Златоуст. А святитель Григорий Нисский продолжает: «Через действие Святого Духа Господь утешает нас во всякой скорби нашей, чтобы спасти и сделать нас причастниками духовных благ и своих даров». Поэтому, поистине, благословен тот, кто не ищет веселья и удовольствий, и рассудительно встречает скорби; ибо вкусивший благодати, происходящей от терпения в бедах, никогда не променяет ее на радость чувственную и плотскую. Он принимает печаль, зная, что ее сменит радость о Господе. И это составляет суть опытного православия. Преподобный Макарий Египетский говорил: «Все сыны Жизни [святые] в скорбях радовались, в невзгодах и нуждах веселились, обретая духовный покой в несчастьях и трудах, и, далее, - И чем больше ты подвергаешься испытанию  невзгодами, страданиями, болезнями и глумлениями, тем сильнее ты должен веселиться и радоваться им».  Отцы учили: когда человек страдает, рядом с ним всегда Бог. Хочешь иметь Бога рядом с собой – терпи страдания и скорби. В искушениях и скорбях Гочподь стоит рядом и Его благодать, согревает и освящает сердце, потому что душа вопиет к Богу как к Помощнику и Заступнику и ищет Его. Таким образом, искушения – необходимое условие духовного возмужания человека и его приближения к Богу. Преподобный Авва Аммон (III-IVв.) говорил: «Если не нападет на вас искушение явное или тайное, то не можете вы продвинуться в своем духовном преуспевании сверх меры, уже достигнутой вами». А в удовольствиях и беспечности человек забывает Бога,  и Господь отходит от него, а невнимательный становится легкой добычей врага. Поэтому, эйфории и радостей нужно бояться больше, чем скорбей и искушений, ибо благоденствие это испытание, посланное Богом: сохранит человек верность Ему и не забудет ли он Создателя во дни благоденствия. Радость чувств таит в себе множество опасных подводных камней, несущих гибель. Однако, выдержавший испытания скорбью, благословляется Господом, и Он будет споспешествовать во всех делах его, а не выдержавший – предается дьяволу для дальнейших скорбей и искушений, чтобы научился не забывать Бога ни при каких обстоятельствах и всегда хранить преданность своему Творцу и Подателю всех благ.   


Рецензии