Семилетия. Часть2. Мгновения

                Семилетие. Часть 2. Мгновения
                Остановись, мгновенье,
                ты прекрасно»!
                Иоганн Вольфганг  Гёте
                Вступление
  В автобиографии, которую я назвала «Семилетия», написанной онегинской строфой, я отразила вехи моей жизни до 50 лет. В каждом семилетии отбирала самое важное, интересное в моей жизни. О проблемах писала, но только о тех, которые я смогла решить, из которых выходила с честью. Заметила ещё, что я не держу в памяти встречи с плохими людьми. Мимолётом вспоминала, что предавали и не раз. Но рассказать конкретный случай предательства никогда не было желания.
  А теперь я перешла на прозу, решила, что буду описывать отдельные моменты своей жизни, размышлять, вспоминать события,  о которых хочется сказать словами Иоганна Вольфганга  Гёте: « Остановись, мгновенье, ты прекрасно»!

                ГЛАВА 1               
               
                Не знающий себя,
                не знает ничего.
                Джакомо Казанова
   Прав ли Джакомо Казанова, известный итальянский авантюрист, писатель восемнадцатого века, вошедший в историю, как женский обольститель, что «не знающий себя, не знает ничего».

   "А познав себя, может ли  человек изменить себя, избавиться от своих недостатков»?—подумала я.

  Читая дневники Л. Толстого, я обратила внимание на его дневниковую запись  в шестнадцать лет. Он очень подробно и безжалостно оценивает себя. Приведу этот текст целиком. Вдруг кто-то, прочитав эту  дневниковую запись Л. Толстого, предложит своим детям или внукам поразмышлять о себе.
   Из дневника Л.Н. Толстого:  «Я дурён собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпелив, стыдлив, как ребёнок.  Что я знаю, тому я выучился сам, урывками, без толку и то мало. Я невоздержан,  нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди.  Я нехрабр.  Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти необходимой привычкой.  Я умён, но ум мой ещё никогда и ни в чём не был основательно  испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового.  Я честен, люблю добро, сделал привычку  любить  его, но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

 О Толстом не скажешь, «не знающий себя, не знает ничего». Он уже в шестнадцать лет мог оценивать свой характер, критично относиться к своим недостаткам. Три достоинства он признавал в себе: ум, честность, доброту. А своими главными недостатками считал: бесхарактерность, раздражительность, лень. И тщеславие.
   Все ли недостатки, которые видит в себе Толстой, он преодолел? Огромное творческое наследие гениального писателя ( 90 томов! текстов, художественных, публицистических, документальных)  убеждает в том, что Толстой преодолел бесхарактерность и лень.  Но, как говорят родные, раздражителен был всегда.

   О его тщеславии говорят православные старцы, к которым не раз, будучи уже пожилым человеком, приезжал Л. Толстой.   Старец Оптиной пустыни после встречи с писателем говорил: «Горд очень», а архимандрит Леонид, который не раз беседовал с Толстым, с горечью  констатировал: «Заражён такою гордыней, какую я редко встречал». 
  Значит, даже знающий себя, не всегда может победить в себе греховные качества, то есть не всегда властен над собой.

   Да, человек греховен. Но, я думаю, что благородные цели, которые ставит человек  и  достигает результата своим каждодневным, честным  трудом, требующим больших телесных и умственных усилий, помогают формированию нравственно пригожего человека. По мнению А.П. Чехова, без труда нет чистой жизни.
 
    Теперь я, проживая свою жизнь второй раз в воспоминаниях,могу конкретно, 
 спокойно оценивая себя, сказать, что я умела самостоятельно, без колебаний, ни с кем не советуясь, принимать решения даже в детском возрасте. Когда я заняла первое место по гимнастике среди всех четвероклассников города Ленинграда, я взяла эту грамоту и с этой визитной карточкой поступила  в спортшколу. Больших результатов в спорте я не добилась, но тело и волю укрепила.  Эта грамота  до сих пор украшает одну из стен моего деревенского дома.   

    Я наблюдательна, безнравственного человека угадывала не только по его поведению и поступкам, но и по мыслям, высказанным вслух. 

   Всегда сторонилась дурных людей.  Например: говорит мне моя знакомая: «Мы жили в достатке. Муж работал на мясокомбинате».   Про себя я подумала: «Мой отец тоже работал на мясокомбинате, но мы жили очень бедно». Я знала, что мой отец жил честно и научил этому меня. А женщина, которая благодаря воришке-мужу  жила в достатке, не могла войти в круг моих добрых знакомых. 

   Хороших людей я могла узнать по одной фразе. Однажды у меня произошёл разговор с моими племянниками-двойняшками, им  было по 25 лет: « Вы в деревне проводите весь отпуск, что вы там делаете?» – спросила я. – «ПОМОГАЕМ», – очень просто ответили они. В деревне жили две их бабушки. Я поняла тогда, что в этих юношах  нет эгоизма, они не ищут выгоды, пользы для себя,  им важнее делать добрые дела для своих родных людей. Их ответ я запомнила на всю жизнь. Тогда я поняла, как важно, чтобы сердце о ком-нибудь болело, а иначе жизнь пуста.
 
   Больше всего я узнавала о себе от других людей.

   Моя старшая сестра  после Великой отечественной  войны водила меня в детский сад. Годы были голодные,  всё время хотелось есть. Сестра хвалила меня, говорила, что я расту доброй девочкой. Из двух конфеток, которые нам давали на завтрак, вторую я берегла для неё. Уже в молодости я поняла, чем больше думаешь о других и помогаешь им жить, тем счастливее становишься сам.

   Помнится, когда я переписывалась с молодыми люди, они отмечали во мне, ещё совсем юной, такие качества, как  достоинство и простота. 
  А я искренне удивлялась этому, потому что никогда не могла эти качества отнести  к себе.   Достоинством и простотой, по моим понятиям, обладали мой любимый писатель Антон Павлович Чехов, мой любимый герой Евгений Базаров. А я?
 
   Попав в студенческую среду, я сразу ощутила свой комплекс неполноценности: застенчивая, скромная, не очень-то красивая, молчаливая, потому что очень уж боялась казаться глупой, неуверенная  себе. Правда, завистливой не была. Такой я и слылА  среди моих однокурсников: добрая, но недалёкая. 

  Помню, на первом курсе филологического факультета Пединститута, куда я поступила, преодолев огромный конкурс, между студентами на перемене зашёл оживлённый  разговор. Обсуждали прочитанные произведения из предложенного лектором списка книг по русской литературе,   Среди рекомендаций была повесть К. Аксакова « Детские годы Багрова внука».  Какими умными мне казались мои однокурсницы! Всё рекомендованное  читали, свободно рассуждали, восхищались, высказывали своё мнение. А я тупо мочала, не зная, что сказать. Вдруг кто-то спросил: «Ну, а ты, что читала».  Мне было стыдно признаться, что мною прочитано мало книг, я и  ляпнула: «Детские годы – читала, а Багрова внука нет». Их презрительно-гомерический хохот я запомнила на всю жизнь.

  И я начала учиться, учиться с упоением. Посещение публичной библиотеки после занятий в институте  было почти ежедневным. По воскресеньям с подругами – театр, филармония или музей. А потом обсуждение увиденного и услышанного.
     Постоянное умственное и духовное развитие помогало мне избавиться от комплекса неполноценности.  Как-то на втором курсе  на семинаре  по литературе  каждый студент представлял своё маленькое исследование по особенностям стилистики творчества И.С.Тургенева. Я выбрала тему «Роль пейзажа в произведениях Тургенева».  В конце семинара совершенно неожиданно для меня преподаватель назвал моё исследование лучшим.  Как я молча гордилась этим! Забыть это  невозможно.
  Потом на протяжении учёбы я не раз слышала такое же мнение преподавателей о моих ответах на экзаменах. Это способствовало самоуважению.  Как писал К. А. Ушинский, «литература может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке».
Я познавала себя постепенно. К счастью, высокомерием и тщеславием  не заразилась. 
   О том, что у меня есть чувство собственного достоинства, подсказал мне один случай. 
  После окончания института я по распределению  работала в сельской школе. Как-то после уроков учителя сидели в учительской, каждый  был занят своим делом. Вошла математичка (дети дали ей прозвище « восторженная гипотенуза») и категорично объявила: «У меня украли кошелёк! Никто не выходит из учительской, я буду всех обыскивать»!
   Меня подозревают в воровстве?! Я молча встала и вышла, не рассуждая, не думая о том, как мой поступок будет оценён, что обо мне могут подумать.   Мы сами не всегда знаем, как поступим в определённой ситуации. Но интуиция, как говорят, шестое чувство, меня не подвела. Она позволила принять решение быстро, неожиданно, правда, с риском для себя… К счастью, кошелёк нашёлся.  А если бы не нашёлся? Как бы развивались события? Я не думала об этом. С тех пор я поняла, что способна защищать свою честь. 
               
   Я не могу пройти мимо несправедливого поступка, нечестного мнения о других людях. Сразу высказываю свое несогласие, ищу контраргументы.

    А вот  критику в мой адрес не любила и до сих пор не люблю, всегда воспринимаю её болезненно. Обижаюсь, внутренне веду с критиком монологи, стараюсь найти  опровержения.  Как писал Ф.М. Достоевский, всех умней тот, кто хоть раз в месяц самого себя дураком назовёт – способность ныне неслыханная».  Дурочкой мне не хотелось называть себя,…. но как только, щёлкнув себя  ладонью по лбу, произнесу: «Балда»! Сразу становится легче: это значит, мне стало понятно, в чём Я ошиблась, в чём была не права. И сразу на душе становилось легко и приятно.А критиковавшего меня снова обожаю. 
               
   С годами стала я категоричней, профессия всё-таки отложила свой отпечаток. Но может, благодаря своей профессии я научилась слушать и слышать других людей? (Впрочем, я нередко встречала учителей, которые не умеют слушать других людей, но с удовольствием слушают себя).
  Однажды я ехала целый день в поезде.   Сидящая напротив девушка с большими грустными глазами печально смотрела в окно. Мы молча пили чай. И вдруг она стала рассказывать мне драматичную историю своей несчастной любви. Я слушала её с вниманием и сочувствием. На станции она вышла прогуляться. Вернувшись,  протянула мне маленький флакончик апельсинового масла…Это был знак её благодарности мне. Она почувствовала во мне неравнодушие к её горю.

  И ещё ОДИН НЕЗАБЫВАЕМЫЙ случай. Я уже работала в институте развития образования. Приезжает на аттестацию учительница лет тридцати пяти,  работающая в сельской школе. Беседую с ней. Умный педагог, хвалю реферат. Как-то незаметно перешли на особенности жизни сельского учителя. И она поведала мне свою горестную судьбу, рассказав о муже-пьянице и о своём желании уехать. Я поддержала её и посоветовала обратиться в Комитет образования. Мы расстались.

   А спустя семь лет в мой кабинет вошла молодая, красивая, элегантно одетая женщина с огромным букетом хризантем.  Я узнала в ней учительницу,  которая когда-то поведала мне свою горестную судьбу. « Я счастлива, Лариса Кирилловна, – благодаря вам. Вы поддержали меня в трудную минуту. Я уехала из деревни в Ленинград, мои дети выросли, у них хорошие профессии. А я встретила достойного человека, полюбила его,  выхожу за него замуж». Несказанная радость была в моей душе. Думала ли я, что моё внимание, сочувствие,  КОТОРОЕ МНЕ НИЧЕГО НЕ СТОИЛО, помогло человеку сделать решительный шаг в жизни  и изменить судьбу.
 
Думаю, прав Джакомо Казанова, который писал, что «не знающий себя, не знает ничего», потому что человек, не способный посмотреть на себя со стороны, критично оценить свои способности, поступки, возможности, – эгоистичен.  Он думает только о себе, кажется себе безгрешным, ценит себя выше других, стремится к собственной пользе и выгоде, заискивает перед нужными людьми, не считается с окружающими, как правило, любит обвинять в своих проблемах других людей.

     Мне кажется, что именно поэтому такие люди имеют большие проблемы в жизни.
 
 А хороший человек тот, к кому тянутся друзья. Кто бескорыстно помогает другим людям, не ищет пользы и выгоды только для себя, кто постоянно анализирует своё поведение и  поступки, самосовершенствуется.
 Наверное, это нескромно, но я сознательно и бессознательно стремилась жить именно так.

 «Если радость ушла от тебя, ищи, где ТЫ ошибся». Это высказывание, Л. Толстого смолоду запало мне в душу, помогло критически оценивать своё поведение и поступки. И хотя я  грешна, как  все люди, всё же по совести, думаю, я поступала чаще… 


 

 


Рецензии