На, владей. Скрипка...

               
В нашем доме на Лахтинской умерла очередная старушка. Что поделаешь. У неё из родственников была лишь племянница - дама  средних  лет. Я её только один раз видел, когда она забирала квитанции из почтового ящика. Видимо ждала когда вступит в наследство. А как вступила , то вынесла всё бабулькино из квартиры на помойку. Вечером пошёл мусор выносить, слышу в нашем мусорном контейнере пара бомжей о чём-то оживлённо беседует. Не стал им мешать- кинул пакет в соседний мусорный бак, и тут из контейнера высунулась лохматая голова в вязанной шапочке и спросила:
 - Пацан, скрипка нужна? - и суёт мне грязными ручищами футляр.
Если бы я знал, то сказал нет, но я сказал:
 -Давай , - взял футляр и отошёл с ним в сторонку.
Принёс домой, футляр- "Gewa Liuteria Concerto" был сравнительно новый: мягкий тёмный бархат, а в нём спала, словно ещё не рождённое дитя - скрипка, гриф которой был буквально выломан из корпуса, будто били её о стенку. Я дотронулся до скрипки-она была тёплая. Позвонил другу Кольке.
 - Скрипка, говоришь? Ты уверен? А какой размер? Альт? Лак светлый или тёмный. Скинь мне фото.
 -Да она вся  разбитая. Фото сейчас скину...
Скинул ему фото. Колька долго молчит. Наверняка скорбит, как  гитарист.Ведь  скрипка приходится гитаре вроде как двоюродной племянницей. Наконец звонок.
 -Это конечно не Страдивари, но вещь старая, судя  по завиткам и колкам, 20-ые годы. Возможно немецкая. Тогда много чего с войны привозили. Вот к примеру…
-Я тебя понял. Без обид. Пока.
И что же мне с ней делать?
Инженер он и в Африке инженер: если ничего не помогает - читаем инструкцию. Прочитал все статьи в интернете: "Сделай скрипку сам" , "Как мой дедушка из фанеры сделал мне скрипку". Но почему-то никто не выложил звучание всех этих самоделок. А очень бы хотелось их послушать. Правда нашёл статью про клей- хоть что-то сделал полезное: "Прекрасный итальянский рыбий клей от фирмы BormaWachs". Ещё скачал "Трактат об изготовлении скрипки"  Джиованни Антонио Марки,1786 год. Написано, что в нём утеряны страницы 72–73 и 84–85.
Позвонил Колька. Видать зацепило.
 - Теперь грифы так не делают. Это , скорее всего, клён и для ремонта надо брать только клён. Нам недавно лифтовое оборудование "оттуда" прислали , сама  упаковка сколочена винтовыми канадскими гвоздями, а древесина - точно клён. У них там клёны везде растут.
 - Как гуталин на гуталиновой фабрике, - не удержался я.
 - Ладно. Доски от упаковки припрячь, а гвозди сохрани на память.
 - Не боись, - продолжил Колька, - мы твою скрипку отсканируем 3D сканером, а  потом на 3D принтере вырежем  фрезой из досок.
 -А клей?
 -Клей придётся покупать. Столярный тут не подойдёт.
Непонятную книгу принято прочитать несколько раз, пока ты не станешь понимать автора, или хотя бы, что он хотел , но так и не смог тебе объяснить. Вечером   прочитал «Трактат об изготовлении скрипок», там правда нескольких станиц не хватает, я думаю это церковные козни. Там в одном месте, автор  трактата насмешливо прошёлся по католикам. Вот за это и выдрали ему пару страницы. Я так понял, что этот  мастер был простым реставратором. Скрипок тогда изготавливалось очень много, а любая деревяшка на воздухе живет примерно столько же , что и мы, и самый большой вред любому музыкальному инструменту обычно наносит сам музыкант: то на неё сядет , то уронит , то застудит и тогда звук у неё будет тише. Всё как теперь с нашими смартфонами. Бедные мастера, они методом проб и ошибок достигали совершенства: выбирали  правильный распил древесины , лак. И всё это было описано в том трактате. Но сделать скрипку, из всех этих полезных советов автора ,  вряд ли было   возможно. Вот читаешь сейчас статью 1924 -го года: «Как самим  построить  планер» . И  диву даешься как они там все не переубивались. Или про первые  детекторные приемники, где швейной иголкой долго искали наилучшую  точку детектирования на кусочке кристалла сульфида свинца. То же было и в ядерной физике. И блуждал народ в потёмках до тех пор , пока умные люди не создали все теории, а другие, не менее  умные, всё это на себе не проверили.
У скрипки всего четыре струны : Ми (2)-659,3 Гц;  Ля(1)-440 Гц;  Ре(1)-293,7Гц; Соль(м.о.)-196 Гц.
Выходит  скрипка это два плоских резонатора настроенных на средние частоты  двух рядом натянутых струн? Деки скрипок наборные, и могут быть склеены  из  разных пород дерева, главное чтобы на каждую взятую ноту на поверхности  деки  образовался резонирующий островок , участок,отзывающийся на эту частоту. И в момент вибрации этого участка его подхватывала вся дека. Поэтому вся   внутренняя поверхность деки буквально истоптана малюсенькими площадками, чтобы настроить каждый её сантиметр. Сейчас это сделать проще. А как это делали мастера прошлого мы не знаем, свои секреты они умели хранить.
А их гений позволял буквально из любой деревяшки извлечь прекрасный и чистый звук. Вот автор трактата пишет, что волна звука в корпусе должна быть круглой. Ни в коем случае не квадратной. Звук должен вращаться в корпусе скрипки свободно,  а углы   будут этому мешать. Так и хочется ему сказать:-
Родной ты мой. Дай я тебя расцелую .
Человеческий голос-сопрано лежит очень близко к частотам скрипки- 262…..1046 Гц. А значит  их звуки под сводами церквей станут биться и переливаться между собой.   
Автор трактата подметил , что нельзя ставить внутри распорки , где попало, это влияет на звук. И как с ним не согласиться. Ставить надо только в точках  с нулевыми колебаниями корпуса скрипки. Я их зауважал. Как они до всего этого  дошли своим умом. И ещё он пишет про распил дерева для грифа и дек.  Радиальный только для грифа вдоль волокон. Для дек - тангенсальный(горбыль), чтобы проще было потом убрать лишнее и сделать деку с округлым сводом на который обопрутся натянутые струны. Немецкие мастера свои скрипки пропитывали чем-то, от плесени и жучков, а вот автор трактата ругался и писал , что дерево должно оставаться  живым. У Николая Гумилёва есть прекрасные строчки:

  «Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
  Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
  И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
  И когда пылает запад и когда горит восток…»

Нет, нам самим ремонт этой скрипки не осилить- придётся сдаваться  мастерам...
Напротив Русского музея был Большой зал филармонии. Вот туда-то мы и направились с нашей скрипкой. Долго всех выспрашивали и наконец-то, дядька  с контрабасом назвал нам улицу Ленина и дом скрипичного мастера. Это было совсем рядом с моим домом. Нашли этот дом, позвонили... Нам открыла приветливая дама с седыми волосами. Мельком взглянув на  наш  футляр, она крикнула:
 -Лёва! К тебе пришли. Проходите молодые люди. Обувь можно не снимать.
Сухонький седой  старичок в очках смотрел телевизор, потом убавил  звук и спросил:
 -Что у вас молодые люди?
 -Вот,- и я  протянул  ему футляр.
 Он открыл его и позвал  жену :
 -Наташа, иди посмотри, что мне принесли.
Подошла жена: - Значит Мария умерла. А эта стерва вcё выкинула.
 Да, - сказал я честно, - нам её отдали бомжи.
 -Вы присаживайтесь. Я всё вам расскажу про эту скрипку. Это скрипка ученика  Иоганна Штосса. Когда мы с Игорьком ворвались таки  на танке в чешский городок Елди и вылезли чтобы осмотреться , видим в разрушенном рядом доме на стене висит футляр . Я не удержался:
 -Командир, пойду гляну. Что за вещь.
 -Пулю  шальную  схлопочешь, отвечай потом за тебя.
 -Я пулей.
И вынес я из развалин  вот эту  скрипку. Мы в сорок четвёртом в танк попали прямо из филармонии . Совсем сопляки, но сражались мы отчаянно. А Игорь. Он играл те же ноты, что и я , но  как-то по-другому.  Ему и скрипка эта  досталась. А я после ранения стал заниматься ремонтом.
Игорь много гастролировал . Талант необыкновенный.Первой скрипкой надо родится. А вот с комитетчиками  он что-то не поделил. Кто-то из них ударил этой скрипкой о стенку. А Игорёк...Он после этого заболел и умер.  Разбитую скрипку его жена Мария хранила как память и не давала её восстанавливать. Вот и Марии теперь не стало. Вы скрипку мне оставьте, мальчики. Я её соберу , но не быстро. Я вам не Гварнери. Через год заходите.
Когда ровно через год мы пришли за скрипкой, та же женщина вынесла нам её и сказала, что мастер умер. Мы вышли на улицу. Колька открыл футляр — там лежала прекрасная и абсолютно целая скрипка, а под струны был вложен листок с текстом:
      
  На, владей волшебной скрипкой,
  Что рыдает и смеётся.
  Словно тайная* улыбка,
  Звук её средь ночи льётся.
  В недрах мрака, в тёмном хоре,
  Звёзды в музыку вплетает.
  С ней забудешь смерть и горе,
  По тебе она скучает ...

*найдите на YouTube "Experience" Эйнауди,  для скрипки...


Рецензии
Прекрасный и очень занимательный рассказ!
С большим удовольствием читала его!
Благодарю , Денис!
Новых творческих успехов Вам!
Что ещё порекомендуете?
С уважением.

Наталия Ильяшенко   02.12.2024 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Натали!

Денис Штерн   12.01.2025 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.