На, владей. Скрипка...
В нашем доме на Лахтинской умерла очередная старушка. Что поделаешь. У неё из родственников была лишь племянница - дама средних лет. Я её только один раз видел, когда она забирала квитанции из почтового ящика. Видимо ждала когда вступит в наследство. А как вступила , то вынесла всё бабулькино из квартиры на помойку. Вечером пошёл мусор выносить, слышу в нашем мусорном контейнере пара бомжей о чём-то оживлённо беседует. Не стал им мешать- кинул пакет в соседний мусорный бак, и тут из контейнера высунулась лохматая голова в вязанной шапочке и спросила:
— Пацан, скрипка нужна? — и суёт мне грязными ручищами футляр.
Если бы я знал, то сказал бы "нет", но я сказал:
— Давай, — взял футляр и отошёл с ним в сторонку.
Принёс домой, футляр "Gewa Liuteria Concerto" был сравнительно новым: мягкий тёмный бархат, а в нём спала, словно ещё не рождённое дитя, скрипка, гриф которой был буквально выломан из корпуса, будто били её о стенку. Я дотронулся до скрипки — она была тёплая. Позвонил другу Кольке.
— Скрипка, говоришь? Ты уверен? А какой размер? Альт? Лак светлый или тёмный? Скинь мне фото.
— Да она вся разбитая. Фото сейчас скину...
Скинул ему фото. Колька долго молчит. Наверняка скорбит, как гитарист. Ведь скрипка приходится гитаре вроде как двоюродной племянницей. Наконец, звонок.
— Это, конечно, не Страдивари, но вещь старая, судя по завиткам и колкам, 20-е годы. Возможно, немецкая. Тогда много чего с войны привозили. Вот, к примеру...
— Я тебя понял. Без обид. Пока.
И что же мне с ней делать?
Инженер он и в Африке инженер: если ничего не помогает, читаем инструкцию. Прочитал все статьи в интернете: «Сделай скрипку сам», «Как мой дедушка из фанеры сделал мне скрипку». Но почему-то никто не выложил звучание всех этих самоделок, а очень бы хотелось их послушать. Правда, нашёл статью про клей — хоть что-то сделал полезное: «Прекрасный итальянский рыбий клей от фирмы BormaWachs». Ещё скачал «Трактат об изготовлении скрипки» Джованни Антонио Марки, 1786 год. Написано, что в нём утеряны страницы 72–73 и 84–85.
Позвонил Колька. Видать, зацепило.
- Теперь грифы так не делают. Это , скорее всего, клён и для ремонта надо брать только клён. Нам недавно лифтовое оборудование "оттуда" прислали , сама упаковка сколочена винтовыми канадскими гвоздями, а древесина - точно клён. У них там клёны везде растут.
— Как гуталин на гуталиновой фабрике, — не удержался я.
— Ладно. Доски от упаковки припрячь, а гвозди сохрани на память.
— Не бойся, — продолжил Колька, — мы твою скрипку отсканируем 3D-сканером, а потом на 3D-принтере вырежем фрезой из досок.
— А клей?
— Клей придётся покупать. Столярный тут не подойдёт.
Непонятную книгу принято читать несколько раз, пока ты не станешь понимать автора, или хотя бы, что он хотел , но так и не смог тебе объяснить. Вечером прочитал «Трактат об изготовлении скрипок», там правда нескольких станиц не хватает, я думаю это церковные козни. Там в одном месте, автор трактата насмешливо прошёлся по католикам. Вот за это и выдрали ему пару страницы. Я так понял, что этот мастер был простым реставратором. Скрипок тогда изготавливалось очень много, а любая деревяшка на воздухе живет примерно столько же , что и мы, и самый большой вред любому музыкальному инструменту обычно наносит сам музыкант: то на неё сядет , то уронит , то застудит и тогда звук у неё будет тише. Всё как теперь с нашими смартфонами. Бедные мастера, они методом проб и ошибок достигали совершенства: выбирали правильный распил древесины , лак. И всё это было описано в том трактате. Но сделать скрипку, из всех этих полезных советов автора , вряд ли было возможно. Вот читаешь сейчас статью 1924 -го года: «Как самим построить планер» . И диву даешься как они там все не переубивались. Или про первые детекторные приемники, где швейной иголкой долго искали наилучшую точку детектирования на кусочке кристалла сульфида свинца. То же было и в ядерной физике. И блуждал народ в потёмках до тех пор , пока умные люди не создали все теории, а другие, не менее умные, всё это на себе не проверили.
У скрипки всего четыре струны : Ми(2)-659,3 Гц; Ля(1)-440 Гц; Ре(1)-293,7Гц; Соль(м.о.)-196 Гц.
Выходит скрипка это два плоских резонатора настроенных на средние частоты двух рядом натянутых струн? Деки скрипок наборные, и могут быть склеены из разных пород дерева, главное чтобы на каждую взятую ноту на поверхности деки образовался резонирующий островок , участок,отзывающийся на эту частоту. И в момент вибрации этого участка его подхватывала вся дека. Поэтому вся внутренняя поверхность деки буквально истоптана малюсенькими площадками, чтобы настроить каждый её сантиметр. Сейчас это сделать проще. А как это делали мастера прошлого мы не знаем, свои секреты они умели хранить.
А их гений позволял буквально из любой деревяшки извлечь прекрасный и чистый звук. Вот автор трактата пишет, что волна звука в корпусе должна быть круглой, ни в коем случае не квадратной. Звук должен вращаться в корпусе скрипки свободно, а углы будут этому только мешать. Так и хочется ему сказать:
"Родной ты мой! Дай я тебя расцелую!"
Человеческий голос-сопрано лежит очень близко к частотам скрипки 262 - 1046 Гц. А значит их звуки под сводами церквей станут биться и переливаться между собой.
Автор трактата подметил, что нельзя ставить внутри распорки , где попало, это влияет на звук. И как с ним не согласиться. Ставить надо только в точках с нулевыми колебаниями корпуса скрипки. Я их зауважал. Как они до всего этого дошли своим умом. И ещё он пишет про распил дерева для грифа и дек. Радиальный только для грифа вдоль волокон. Для дек - тангенсальный(горбыль), чтобы проще было потом убрать лишнее и сделать деку с округлым сводом на который обопрутся натянутые струны. Немецкие мастера свои скрипки пропитывали чем-то, от плесени и жучков, а вот автор трактата ругался и писал , что дерево должно оставаться живым.
Нет, самим нам ремонт этой скрипки не осилить- придётся сдаваться настоящим мастерам...
Напротив Русского музея был Большой зал филармонии. Вот туда-то мы и направились с нашей скрипкой. Долго всех выспрашивали и наконец-то, дядька с контрабасом назвал нам улицу Ленина и дом скрипичного мастера. Это было совсем рядом с моим домом. Нашли этот дом, позвонили... Нам открыла приветливая дама с седыми волосами. Мельком взглянув на наш футляр, она крикнула:
— Лёва! К тебе пришли. Проходите, молодые люди. Обувь можно не снимать.
Сухонький седой старичок в очках смотрел телевизор, потом убавил звук и спросил нас:
— Что у вас, молодые люди?
— Вот, — и я протянул ему футляр.
Он его открыл и позвал жену:
— Наташа, иди посмотри, что они мне принесли.
Подошла жена:
— Значит, Мария умерла. А эта стерва всё выкинула.
— Да, — сказал я честно, — нам её отдали бомжи.
— Вы присаживайтесь. Я сейчас всё вам о ней расскажу...Это скрипка ученика Иоганна Штосса. Когда мы с Игорьком ворвались таки на танке в чешский городок Елди и вылезли, чтобы осмотреться, видим: в разрушенном рядом доме на стене висит футляр. Я не удержался:
— Командир, пойду гляну, что за вещь.
— Пулю шальную схлопочешь, отвечай потом за тебя.
— Я пулей!
И вынес я тогда из развалин вот эту самую скрипку. Мы в сорок четвёртом в танк попали прямо из филармонии. Совсем сопляки, но мы сражались отчаянно. А Игорь... Игорёк играл те же ноты, что и я, но как-то по-другому. Ему и скрипка эта досталась. А я после ранения стал заниматься ремонтом.
Игорь много гастролировал. Талант необыкновенный. Первой скрипкой надо родиться. А вот с комитетчиками он что-то не поделил. Кто-то из них ударил этой скрипкой о стенку. А Игорёк... Он заболел после этого и умер. Его разбитую скрипку жена Мария хранила как память и ни кому не давала восстанавливать. Вот и Марии теперь не стало. Вы мне скрипку оставьте, мальчики. Я соберу её, но не быстро. Я вам не Гварнери. Заходите за ней через год.
Когда ровно через год мы пришли за скрипкой, нам её вынесла та женщина и сказала, что мастер умер. Мы вышли на улицу. Колька открыл футляр — там лежала прекрасная и абсолютно целая скрипка, а под струны был вложен листок с текстом:
"На, владей волшебной скрипкой,
Что рыдает и смеётся.
Словно тайная улыбка,
Звук её средь ночи льётся.
В недрах мрака, в тёмном хоре,
Звёзды в музыку вплетает.
С ней забудешь смерть и горе,
По тебе она скучает..."
*найдите на YouTube "Experience" Эйнауди, для скрипки...
Свидетельство о публикации №224111701504
С большим удовольствием читала его!
Благодарю , Денис!
Новых творческих успехов Вам!
Что ещё порекомендуете?
С уважением.
Наталия Ильяшенко 02.12.2024 19:52 Заявить о нарушении