На, владей. Скрипка

               
В нашем  доме на  Лахтинской   умерла очередная  старушка. Что поделаешь. Из  родственников у неё  была  лишь племянница - дама  средних  лет. Я её только  один раз видел,  когда она квитанции из почтового ящика вынимала. Видимо ждала   когда  в наследство вступит. А как  вступила , сразу  же  всё бабулькино  вынесла из квартиры  на помойку. Вечером  пошёл  мусор выносить.Пара бомжей  копошилась   в контейнере и оживлённо переговаривалась.
 -Похоже пивка уже приняли, - подумал я.
Не стал им мешать; мусор высыпал в соседний бак, но тут из контейнера высунулась  лохматая голова.
 - Пацан, тебе скрипка нужна? - и суёт  мне футляр.
Молча взял футляр и отошёл в сторонку. Если бы я только знал, я бы сказал нет.
Но, я сказал :
 -Давай.
Принёс  футляр домой. Gewa Liuteria Concerto. Футляр  сравнительно новый. Мягкий темный  бархат. В нём спала,словно ещё нерождённое дитя, скрипка гриф которой  был буквально выломан из  корпуса, словно её били о стенку. Я дотронулся до скрипки. Она была тёплая.  Позвонил  другу Кольке.
 - Скрипка? А , ты  точно уверен? А какой размер? Альт? Лак светлый или тёмный,  а лучше фото мне скинь.
 -Да она вся  разбитая. Фото  сейчас  скину..
Скинул  ему  фото. Колька долго молчит. Наверняка скорбит, как  гитарист.Ведь  скрипка гитаре вроде как двоюродная племянница.  Наконец звонок.
 -Это не  Страдивари. Но вещь старая, судя  по   завиткам и колкам.  20-е годы . Скорее  всего немецкая . С войны тогда  много чего  везли.   Вот к примеру…
-Я тебя понял. Пока.  Без обид.
Инженер он и есть инженер. Если ничего не помогает  -  надо читать инструкцию. Прочитал в интернете   все  статьи о скрипках: "Сделай скрипку сам" , "Как мой дедушка из фанеры сделал мне скрипку" . Но никто не выложил  звучание   этих скрипок. А очень бы  хотелось их  послушать.  Про  клей  нашёл. Хоть что-то полезное сделал. Вот,  прекрасный итальянский рыбий клей от фирмы BormaWachs. Скачал "Трактат об изготовлении скрипки"  Джиованни Антонио Марки,1786 год.Пишут, что в нём утеряны страницы 72–73 и 84–85. Позвонил Колька. Зацепило всё же.
 -Это , наверняка клен, теперь гриф так не делают, Струны  правда  металлические, а   из кишок ягненка   делали  только   при Паганини . Клён для ремонта   надо  брать только  канадский.  Тут нам оборудование  "оттуда" прислали ,  сама  упаковка  сколочена   канадскими  винтовыми гвоздями ,и  древесина  вроде   клён. У них там   клены везде растут.
 - Как  гуталин на  гуталиновой фабрике,-   добавил   я .
 - Ладно.  Отложи   эти доски от упаковки   , а гвозди сохрани как память. .
 - Не боись,  -продолжал Колька, - мы  отсканируем  скрипку  на сканере, а  потом на принтере   с  фрезой     всё   вырежем   из досок.
 -А клей ?
 -Клей придётся покупать. Столярный не подойдёт.
Непонятную  тебе  книгу  надо прочитать  несколько раз,  пока ты не станешь понимать автора, или хотя  бы,   что он хотел , но так и не смог тебе объяснить. Вечером   прочитал  «Трактат  об изготовлении скрипок», там правда нескольких   станиц  не хватает, я  думаю  это  церковные  козни.  Там  в  одном месте, автор  трактата по католикам прошёлся. Вот  за это и выдрали  пару  страницы. Я так понял, этот  мастер  был реставратором. Скрипок  тогда изготавливалось очень много . Любая деревяшка на воздухе  живет  примерно столько же , что и мы, а самый большой вред любому музыкальному инструменту наносит  обычно  сам  музыкант: то  попой  на неё  сядет ,  то  уронит , то застудит и тогда  у неё   звук будет тише. Всё  как теперь  с нашими  смарфонами. Бедные мастера , они методом проб и ошибок  достигали совершенства: выбирали  правильный распил , само  дерево,  лак. И всё это было описано  в том  трактате. Но сделать  свою скрипку,  из всех  этих  полезных советов  автора ,  вряд ли  было   возможно.  Вот сейчас  , читаешь   статью 1924 -го  года :  «Как самим  построить  планер» .  И  диву даешься   как они там все не переубивались. Или  первые  детекторные приемники, где швейной иголкой  долго  искали наилучшую  точку детектирования на  кусочке  кристалла  сульфида свинца. То же  было и  в ядерной физике. И блуждал народ в потёмках до тех пор , пока умные люди не создали все теории, а другие, не менее  умные, всё это  на себе не проверили.
У скрипки всего  четыре  струны :  Ми (2)-659,3 Гц;  Ля(1)-440 Гц;  Ре(1)-293,7Гц;   Соль(м.о.)-196 Гц.
Выходит  скрипка     это два  плоских  резонатора  настроенных на  средние частоты  двух  рядом  натянутых струн? Деки   скрипок   наборные,  и  могут  быть склеены  из  разных пород  дерева, главное чтобы   на каждую взятую   ноту на поверхности  деки  образовался   резонирующий   островок , участок,   отзывающийся на эту частоту. И в момент  вибрации   этого   участка   его подхватывала   вся    дека. Поэтому вся   внутренняя поверхность  деки  буквально   истоптана    малюсенькими площадками, чтобы   настроить   каждый  её  сантиметр. Сейчас это  сделать проще.   А как это делали мастера прошлого   мы не знаем,  свои секреты   они  умели хранить.
А их гений   позволял   буквально   из любой древесины  извлечь прекрасный   и чистый звук .   Вот  автор  трактата   пишет,  что  волна звука в корпусе должна быть круглой. Ни в коем случае не квадратной. Звук должен вращаться в корпусе скрипки свободно,  а углы   будут этому мешать. Так и хочется ему сказать:-
Родной ты мой. Дай я тебя расцелую .
Человеческий голос-сопрано лежит очень близко к частотам скрипки- 262…..1046 Гц. А значит  их звуки под сводами церквей станут биться и переливаться между собой.   
Повторюсь про  интернет  : как самому сделать скрипку,  сделай сам, мой дедушка сделал скрипку.  Сразу  вспомнил старика Хоттабыча. Тот   для Вольки  сделал   телефон  из чистого мрамора , как он сам сказал: - Без единой трещинки. А что, там внутри  ещё что-то должно быть?
 Автор трактата  подметил  , что  нельзя   ставить внутри распорки , где попало, это влияет на звук. И как с ним не согласиться. Ставить надо  только в точках  с нулевыми   колебаниями  корпуса  скрипки.  Я их зауважал.  Как они  до всего этого  дошли своим умом. И ещё он пишет про распил дерева   для грифа и дек.  Радиальный  только   для грифа  вдоль волокон.  Для  дек - тангенсальный (горбыль по нашему),  чтобы проще было  потом убрать лишнее  и  сделать деку  округлым    сводом,  на который обопрутся  натянутые струны.  Немецкие мастера свои скрипки пропитывали чем-то, от плесени и жучков, а   вот   автор трактата   ругался и писал , что дерево должно оставаться  живым. Дед когда в армии служил, его как художника послали  клуб   красить.  А сослуживец ,  простой    деревенский    парень,   уговорил деда  гитару ему раскрасить  розочками  как на открытке.  Сохла гитара долго,  а когда наконец  высохла ,  стала красивая , но звук   балалаечный . Еле   потом  отскребли   всю  краску.  У Николая Гумилёва есть прекрасные строчки :

  «Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
  Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
  И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
  И когда пылает запад и когда горит восток…»

Нет, нам самим, ремонт этой   скрипки не осилить. Надо идти сдаваться  мастерам…
Напротив  Русского  музея   был   большой   зал филармонии. Вот туда-то мы и направились с нашей скрипкой. Долго  всех выспрашивали, и нам наконец-то  дядька  с контрабасом  назвал    улицу Ленина и дом  скрипичного  мастера. Это было   совсем  рядом с моим домом.   Нашли этот дом  . Позвонили.   Открыла приветливая  дама с седыми волосами.  Посмотрела на  наш  футляр и  крикнула  :
 -Лёва , к тебе пришли. Проходите молодые люди. Обувь можно не снимать.
Сухонький седой  старичок в  очках смотрел телевизор,  потом убавил  звук  и спросил:
 -Что у вас молодые люди?
 -Вот,  - и я  протянул  ему    футляр.
 Он открыл его и позвал  жену :
 -Наташа, иди  посмотри,  что мне принесли.
Подошла жена:   - Значит Мария умерла. А эта   стерва   вcё  выкинула.
 Да, -  сказал я честно, -   нам   её отдали  бомжи.
 -Вы присаживайтесь. Я вам всё расскажу про эту скрипку. Это скрипка ученика  Иоганна Штосса. Когда мы с  Игорьком  ворвались таки  на танке  в чешский городок Елди и вылезли из танка осмотреться , видим в  разрушенном рядом доме  на стене  висит футляр . Я  не удержался :
 -Командир,  я пойду    гляну.
 - Пулю  шальную  схлопочешь, отвечай  потом за тебя.
 -Я пулей.
И  вынес я из развалин  вот эту  скрипку. Мы в 44-ом  в танк попали прямо  из филармонии . Сопляки совсем. Но сражались  мы отчаянно. А Игорь. Он играл те же ноты, что и я , но  как-то по-другому.  Ему и  скрипка  досталась. А  я  после ранения   стал заниматься ремонтом.
Игорь много  гастролировал . Талант необыкновенный - первой скрипкой надо родится. А вот с комитетчиками что-то  не поделил. Кто-то из них  ударил этой скрипкой о стену. А Игорёк...Он после этого заболел  и умер.  Разбитую скрипку его жена Мария  хранила как память , и не давала мне её восстановить. Вот и Марии теперь не стало.  Вы  мне скрипку    оставьте  мальчики. Я её соберу , но не  быстро. Приходите через год.
Когда  ровно через год мы пришли  за скрипкой, та же женщина вынесла нам  её ,  и   сказала, что  мастер умер.Мы вышли на улицу. Колька открыл  футляр- там лежала прекрасная и  абсолютно целая скрипка ,а под струны был вложен листок с текстом:
      
  На, владей волшебной скрипкой,
  Что  рыдает и  смеётся.
  Словно  *тайная улыбка,
  Звук её средь ночи льётся...
  В недрах ночи, в тёмном хоре,
  Звёзды  в музыку  вплетает.
  С  ней забудешь смерть и горе,
  По тебе она скучает ...

*найдите на YouTube "Experience" Эйнауди,  для скрипки...


Рецензии
Прекрасный и очень занимательный рассказ!
С большим удовольствием читала его!
Благодарю , Денис!
Новых творческих успехов Вам!
Что ещё порекомендуете?
С уважением.

Наталия Ильяшенко   02.12.2024 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Натали!

Денис Штерн   12.01.2025 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.