На, владей. Скрипка
В нашем доме на Лахтинской умерла очередная старушка. Что поделаешь. Из родственников у неё была лишь племянница - дама средних лет. Я её только один раз видел, когда она квитанции из почтового ящика вынимала. Видимо ждала когда в наследство вступит. А как вступила , сразу же всё бабулькино вынесла из квартиры на помойку. Вечером пошёл мусор выносить.Пара бомжей копошилась в контейнере и оживлённо переговаривалась.
-Похоже пивка уже приняли, - подумал я.
Не стал им мешать; мусор высыпал в соседний бак, но тут из контейнера высунулась лохматая голова.
- Пацан, тебе скрипка нужна? - и суёт мне футляр.
Молча взял футляр и отошёл в сторонку. Если бы я только знал, я бы сказал нет.
Но, я сказал :
-Давай.
Принёс футляр домой. Gewa Liuteria Concerto. Футляр сравнительно новый. Мягкий темный бархат. В нём спала,словно ещё нерождённое дитя, скрипка гриф которой был буквально выломан из корпуса, словно её били о стенку. Я дотронулся до скрипки. Она была тёплая. Позвонил другу Кольке.
- Скрипка? А , ты точно уверен? А какой размер? Альт? Лак светлый или тёмный, а лучше фото мне скинь.
-Да она вся разбитая. Фото сейчас скину..
Скинул ему фото. Колька долго молчит. Наверняка скорбит, как гитарист.Ведь скрипка гитаре вроде как двоюродная племянница. Наконец звонок.
-Это не Страдивари. Но вещь старая, судя по завиткам и колкам. 20-е годы . Скорее всего немецкая . С войны тогда много чего везли. Вот к примеру…
-Я тебя понял. Пока. Без обид.
Инженер он и есть инженер. Если ничего не помогает - надо читать инструкцию. Прочитал в интернете все статьи о скрипках: "Сделай скрипку сам" , "Как мой дедушка из фанеры сделал мне скрипку" . Но никто не выложил звучание этих скрипок. А очень бы хотелось их послушать. Про клей нашёл. Хоть что-то полезное сделал. Вот, прекрасный итальянский рыбий клей от фирмы BormaWachs. Скачал "Трактат об изготовлении скрипки" Джиованни Антонио Марки,1786 год.Пишут, что в нём утеряны страницы 72–73 и 84–85. Позвонил Колька. Зацепило всё же.
-Это , наверняка клен, теперь гриф так не делают, Струны правда металлические, а из кишок ягненка делали только при Паганини . Клён для ремонта надо брать только канадский. Тут нам оборудование "оттуда" прислали , сама упаковка сколочена канадскими винтовыми гвоздями ,и древесина вроде клён. У них там клены везде растут.
- Как гуталин на гуталиновой фабрике,- добавил я .
- Ладно. Отложи эти доски от упаковки , а гвозди сохрани как память. .
- Не боись, -продолжал Колька, - мы отсканируем скрипку на сканере, а потом на принтере с фрезой всё вырежем из досок.
-А клей ?
-Клей придётся покупать. Столярный не подойдёт.
Непонятную тебе книгу надо прочитать несколько раз, пока ты не станешь понимать автора, или хотя бы, что он хотел , но так и не смог тебе объяснить. Вечером прочитал «Трактат об изготовлении скрипок», там правда нескольких станиц не хватает, я думаю это церковные козни. Там в одном месте, автор трактата по католикам прошёлся. Вот за это и выдрали пару страницы. Я так понял, этот мастер был реставратором. Скрипок тогда изготавливалось очень много . Любая деревяшка на воздухе живет примерно столько же , что и мы, а самый большой вред любому музыкальному инструменту наносит обычно сам музыкант: то попой на неё сядет , то уронит , то застудит и тогда у неё звук будет тише. Всё как теперь с нашими смарфонами. Бедные мастера , они методом проб и ошибок достигали совершенства: выбирали правильный распил , само дерево, лак. И всё это было описано в том трактате. Но сделать свою скрипку, из всех этих полезных советов автора , вряд ли было возможно. Вот сейчас , читаешь статью 1924 -го года : «Как самим построить планер» . И диву даешься как они там все не переубивались. Или первые детекторные приемники, где швейной иголкой долго искали наилучшую точку детектирования на кусочке кристалла сульфида свинца. То же было и в ядерной физике. И блуждал народ в потёмках до тех пор , пока умные люди не создали все теории, а другие, не менее умные, всё это на себе не проверили.
У скрипки всего четыре струны : Ми (2)-659,3 Гц; Ля(1)-440 Гц; Ре(1)-293,7Гц; Соль(м.о.)-196 Гц.
Выходит скрипка это два плоских резонатора настроенных на средние частоты двух рядом натянутых струн? Деки скрипок наборные, и могут быть склеены из разных пород дерева, главное чтобы на каждую взятую ноту на поверхности деки образовался резонирующий островок , участок, отзывающийся на эту частоту. И в момент вибрации этого участка его подхватывала вся дека. Поэтому вся внутренняя поверхность деки буквально истоптана малюсенькими площадками, чтобы настроить каждый её сантиметр. Сейчас это сделать проще. А как это делали мастера прошлого мы не знаем, свои секреты они умели хранить.
А их гений позволял буквально из любой древесины извлечь прекрасный и чистый звук . Вот автор трактата пишет, что волна звука в корпусе должна быть круглой. Ни в коем случае не квадратной. Звук должен вращаться в корпусе скрипки свободно, а углы будут этому мешать. Так и хочется ему сказать:-
Родной ты мой. Дай я тебя расцелую .
Человеческий голос-сопрано лежит очень близко к частотам скрипки- 262…..1046 Гц. А значит их звуки под сводами церквей станут биться и переливаться между собой.
Повторюсь про интернет : как самому сделать скрипку, сделай сам, мой дедушка сделал скрипку. Сразу вспомнил старика Хоттабыча. Тот для Вольки сделал телефон из чистого мрамора , как он сам сказал: - Без единой трещинки. А что, там внутри ещё что-то должно быть?
Автор трактата подметил , что нельзя ставить внутри распорки , где попало, это влияет на звук. И как с ним не согласиться. Ставить надо только в точках с нулевыми колебаниями корпуса скрипки. Я их зауважал. Как они до всего этого дошли своим умом. И ещё он пишет про распил дерева для грифа и дек. Радиальный только для грифа вдоль волокон. Для дек - тангенсальный (горбыль по нашему), чтобы проще было потом убрать лишнее и сделать деку округлым сводом, на который обопрутся натянутые струны. Немецкие мастера свои скрипки пропитывали чем-то, от плесени и жучков, а вот автор трактата ругался и писал , что дерево должно оставаться живым. Дед когда в армии служил, его как художника послали клуб красить. А сослуживец , простой деревенский парень, уговорил деда гитару ему раскрасить розочками как на открытке. Сохла гитара долго, а когда наконец высохла , стала красивая , но звук балалаечный . Еле потом отскребли всю краску. У Николая Гумилёва есть прекрасные строчки :
«Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток…»
Нет, нам самим, ремонт этой скрипки не осилить. Надо идти сдаваться мастерам…
Напротив Русского музея был большой зал филармонии. Вот туда-то мы и направились с нашей скрипкой. Долго всех выспрашивали, и нам наконец-то дядька с контрабасом назвал улицу Ленина и дом скрипичного мастера. Это было совсем рядом с моим домом. Нашли этот дом . Позвонили. Открыла приветливая дама с седыми волосами. Посмотрела на наш футляр и крикнула :
-Лёва , к тебе пришли. Проходите молодые люди. Обувь можно не снимать.
Сухонький седой старичок в очках смотрел телевизор, потом убавил звук и спросил:
-Что у вас молодые люди?
-Вот, - и я протянул ему футляр.
Он открыл его и позвал жену :
-Наташа, иди посмотри, что мне принесли.
Подошла жена: - Значит Мария умерла. А эта стерва вcё выкинула.
Да, - сказал я честно, - нам её отдали бомжи.
-Вы присаживайтесь. Я вам всё расскажу про эту скрипку. Это скрипка ученика Иоганна Штосса. Когда мы с Игорьком ворвались таки на танке в чешский городок Елди и вылезли из танка осмотреться , видим в разрушенном рядом доме на стене висит футляр . Я не удержался :
-Командир, я пойду гляну.
- Пулю шальную схлопочешь, отвечай потом за тебя.
-Я пулей.
И вынес я из развалин вот эту скрипку. Мы в 44-ом в танк попали прямо из филармонии . Сопляки совсем. Но сражались мы отчаянно. А Игорь. Он играл те же ноты, что и я , но как-то по-другому. Ему и скрипка досталась. А я после ранения стал заниматься ремонтом.
Игорь много гастролировал . Талант необыкновенный - первой скрипкой надо родится. А вот с комитетчиками что-то не поделил. Кто-то из них ударил этой скрипкой о стену. А Игорёк...Он после этого заболел и умер. Разбитую скрипку его жена Мария хранила как память , и не давала мне её восстановить. Вот и Марии теперь не стало. Вы мне скрипку оставьте мальчики. Я её соберу , но не быстро. Приходите через год.
Когда ровно через год мы пришли за скрипкой, та же женщина вынесла нам её , и сказала, что мастер умер.Мы вышли на улицу. Колька открыл футляр- там лежала прекрасная и абсолютно целая скрипка ,а под струны был вложен листок с текстом:
На, владей волшебной скрипкой,
Что рыдает и смеётся.
Словно *тайная улыбка,
Звук её средь ночи льётся...
В недрах ночи, в тёмном хоре,
Звёзды в музыку вплетает.
С ней забудешь смерть и горе,
По тебе она скучает ...
*найдите на YouTube "Experience" Эйнауди, для скрипки...
Свидетельство о публикации №224111701504
С большим удовольствием читала его!
Благодарю , Денис!
Новых творческих успехов Вам!
Что ещё порекомендуете?
С уважением.
Наталия Ильяшенко 02.12.2024 19:52 Заявить о нарушении