На, владей. Скрипка

               
В нашем  доме на  Лахтинской   умерла очередная  старушка. Что поделаешь. Из  родственников у неё  была  лишь племянница - дама  средних  лет. Я её только  один раз видел,  когда она квитанции забирала из почтового ящика. Видимо ждала   когда в наследство вступит. А как вступила , то всё бабулькино  вынесла из квартиры  на помойку. Пошёл вечером мусор выносить, слышу в контейнере пара бомжей оживлённо о чём-то беседует.
 -Похоже пивка уже тяпнули, - подумал я.
Не стал им мешать- высыпал мусор в соседний бак, и тут из контейнера высунулась  лохматая голова.
 - Пацан, тебе скрипка нужна? - и суёт  мне футляр.
Если бы я знал, я бы сказал нет, но я сказал:
 -Давай , - и отошёл с ней в сторонку.
Принёс  футляр домой. "Gewa Liuteria Concerto". Футляр был сравнительно новый: мягкий тёмный  бархат, а в нём спала, словно ещё не рождённое дитя, скрипка гриф которой был буквально выломан из корпуса, будто били её о стенку. Дотронулся до скрипки; она была тёплая. Позвонил  другу Кольке.
 - Скрипка, говоришь? Ты уверен? А какой размер? Альт? Лак светлый или тёмный. Ты мне скинь фото.
 -Да она вся  разбитая. Фото сейчас скину...
Скинул  ему  фото. Колька долго молчит. Наверняка скорбит, как  гитарист.Ведь  скрипка приходится гитаре вроде как двоюродной племянницей. Наконец звонок.
 -Это конечно не Страдивари, но вещь старая, судя  по завиткам и колкам. 20-ые годы . Скорее всего немецкая . Тогда с войны много чего привозили. Вот к примеру…
-Я тебя понял. Без обид. Пока.
И что же мне с ней делать?
Инженер он и в Африке инженер: если ничего не помогает - читаем инструкцию. Прочитал все статьи в интернете о скрипках: "Сделай скрипку сам" , "Как мой дедушка из фанеры сделал мне скрипку" . Но почему-то никто не выложил звучание всех этих самоделок. А очень бы хотелось их послушать. Правда нашёл про клей- хоть что-то сделал полезное: "Прекрасный итальянский рыбий клей от фирмы BormaWachs". Ещё скачал "Трактат об изготовлении скрипки"  Джиованни Антонио Марки,1786 год. Пишут, что в нём утеряны страницы 72–73 и 84–85.
Позвонил Колька. Зацепило его всё же.
 - Теперь грифы так не делают. Это , скорее всего, клён и для ремонта надо брать только клён. Нам тут оборудование "оттуда" прислали , сама  упаковка сколочена винтовыми канадскими гвоздями, а древесина - точно клён. У них там клёны везде растут.
 - Как  гуталин на гуталиновой фабрике, - не удержался я.
 - Ладно. Доски от упаковки припрячь , а гвозди сохрани как память. .
 - Не боись, - продолжал Колька, - мы скрипку отсканируем 3D сканером, а  потом на 3D принтере с фрезой вырежем всё из досок.
 -А клей ?
 -Вот клей придётся покупать. Столярный  тут не подойдёт.
Непонятную книгу принято прочитать  несколько раз,  пока ты не станешь понимать автора, или хотя  бы, что он хотел , но так и не смог тебе объяснить. Вечером   прочитал  «Трактат  об изготовлении скрипок», там правда нескольких станиц не хватает, я думаю это церковные козни. Там в одном месте, автор  трактата насмешливо прошёлся по католикам. Вот за это и выдрали пару страницы. Я так понял, этот  мастер был простым реставратором. Скрипок  тогда изготавливалось очень много . Любая деревяшка на воздухе живет примерно столько же , что и мы, а самый большой вред любому музыкальному инструменту обычно наносит сам музыкант: то  попой  на неё сядет , то уронит , то застудит и тогда  у неё звук будет тише. Всё  как теперь  с нашими  смартфонами. Бедные мастера , они методом проб и ошибок  достигали совершенства: выбирали  правильный распил древесины , лак. И всё это было описано  в том  трактате. Но сделать  свою скрипку, из всех  этих  полезных советов  автора ,  вряд ли  было   возможно.  Вот сейчас  , читаешь   статью 1924 -го  года :  «Как самим  построить  планер» .  И  диву даешься   как они там все не переубивались. Или  первые  детекторные приемники, где швейной иголкой  долго  искали наилучшую  точку детектирования на  кусочке  кристалла  сульфида свинца. То же  было и  в ядерной физике. И блуждал народ в потёмках до тех пор , пока умные люди не создали все теории, а другие, не менее  умные, всё это  на себе не проверили.
У скрипки всего  четыре  струны :  Ми (2)-659,3 Гц;  Ля(1)-440 Гц;  Ре(1)-293,7Гц;   Соль(м.о.)-196 Гц.
Выходит  скрипка     это два  плоских  резонатора  настроенных на  средние частоты  двух  рядом  натянутых струн? Деки   скрипок   наборные,  и  могут  быть склеены  из  разных пород  дерева, главное чтобы   на каждую взятую   ноту на поверхности  деки  образовался   резонирующий   островок , участок,   отзывающийся на эту частоту. И в момент  вибрации   этого   участка   его подхватывала   вся    дека. Поэтому вся   внутренняя поверхность  деки  буквально   истоптана    малюсенькими площадками, чтобы   настроить   каждый  её  сантиметр. Сейчас это  сделать проще.   А как это делали мастера прошлого   мы не знаем,  свои секреты   они  умели хранить.
А их гений позволял буквально из любой деревяшки извлечь прекрасный и чистый звук. Вот автор трактата пишет, что волна звука в корпусе должна быть круглой. Ни в коем случае не квадратной. Звук должен вращаться в корпусе скрипки свободно,  а углы   будут этому мешать. Так и хочется ему сказать:-
Родной ты мой. Дай я тебя расцелую .
Человеческий голос-сопрано лежит очень близко к частотам скрипки- 262…..1046 Гц. А значит  их звуки под сводами церквей станут биться и переливаться между собой.   
Повторюсь про  интернет  : как самому сделать скрипку,  сделай сам, мой дедушка сделал скрипку. Сразу вспомнил старика Хоттабыча. Тот для Вольки сделал телефон  из чистого мрамора , как он сам уверял: - Без единой трещинки.
 Автор трактата  подметил , что  нельзя ставить внутри распорки , где попало, это влияет на звук. И как с ним не согласиться. Ставить надо  только в точках  с нулевыми   колебаниями  корпуса  скрипки.  Я их зауважал.  Как они  до всего этого  дошли своим умом. И ещё он пишет про распил дерева   для грифа и дек.  Радиальный  только   для грифа  вдоль волокон.  Для  дек - тангенсальный (горбыль по нашему),  чтобы проще было  потом убрать лишнее  и  сделать деку  округлым    сводом,  на который обопрутся  натянутые струны.  Немецкие мастера свои скрипки пропитывали чем-то, от плесени и жучков, а   вот   автор трактата   ругался и писал , что дерево должно оставаться  живым. Дед когда в армии служил, его как художника послали  клуб   красить.  А сослуживец ,  простой    деревенский    парень,   уговорил деда  гитару ему раскрасить  розочками  как на открытке.  Сохла гитара долго,  а когда наконец  высохла ,  стала красивая , но звук   балалаечный . Еле   потом  отскребли   всю  краску.  У Николая Гумилёва есть прекрасные строчки :
  «Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
  Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
  И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
  И когда пылает запад и когда горит восток…»

Нет, самим нам ремонт этой скрипки не осилить -придётся сдаваться  мастерам...
Напротив Русского музея был Большой зал филармонии. Вот туда-то мы и направились с нашей скрипкой. Долго всех выспрашивали  и наконец-то, дядька  с контрабасом  назвал нам улицу Ленина и дом скрипичного мастера. Это было совсем рядом с моим домом. Нашли этот дом, позвонили... Нам открыла приветливая дама с седыми волосами. Мельком взглянув на  наш  футляр, она крикнула:
 -Лёва! К тебе пришли. Проходите молодые люди. Обувь можно не снимать.
Сухонький седой  старичок в  очках смотрел телевизор,  потом убавил  звук  и спросил:
 -Что у вас молодые люди?
 -Вот,  - и я  протянул  ему    футляр.
 Он открыл его и позвал  жену :
 -Наташа, иди  посмотри,  что мне принесли.
Подошла жена:   - Значит Мария умерла. А эта   стерва   вcё  выкинула.
 Да, -  сказал я честно, -   нам   её отдали  бомжи.
 -Вы присаживайтесь. Я вам всё расскажу про эту скрипку. Это скрипка ученика  Иоганна Штосса. Когда мы с  Игорьком  ворвались таки  на танке  в чешский городок Елди и вылезли из танка осмотреться , видим в  разрушенном рядом доме  на стене  висит футляр . Я  не удержался :
 -Командир,  я пойду    гляну.
 - Пулю  шальную  схлопочешь, отвечай  потом за тебя.
 -Я пулей.
И  вынес я из развалин  вот эту  скрипку. Мы в 44-ом  в танк попали прямо  из филармонии . Сопляки совсем. Но сражались  мы отчаянно. А Игорь. Он играл те же ноты, что и я , но  как-то по-другому.  Ему и  скрипка  досталась. А  я  после ранения   стал заниматься ремонтом.
Игорь много  гастролировал . Талант необыкновенный - первой скрипкой надо родится. А вот с комитетчиками что-то  не поделил. Кто-то из них  ударил этой скрипкой о стену. А Игорёк...Он после этого заболел  и умер.  Разбитую скрипку его жена Мария  хранила как память , и не давала мне её восстановить. Вот и Марии теперь не стало. Вы скрипку мне оставьте, мальчики. Я её соберу , но не  быстро. Я вам не Гварнери. Приходите через год.
Когда  ровно через год мы пришли  за скрипкой, та же женщина вынесла нам  её ,  и   сказала, что  мастер умер.Мы вышли на улицу. Колька открыл  футляр- там лежала прекрасная и  абсолютно целая скрипка ,а под струны был вложен листок с текстом:
      
  На, владей волшебной скрипкой,
  Что рыдает и смеётся.
  Словно тайная* улыбка,
  Звук её средь ночи льётся...
  В недрах мрака, в тёмном хоре,
  Звёзды в музыку вплетает.
  С ней забудешь смерть и горе,
  По тебе она скучает ...

*найдите на YouTube "Experience" Эйнауди,  для скрипки...


Рецензии
Прекрасный и очень занимательный рассказ!
С большим удовольствием читала его!
Благодарю , Денис!
Новых творческих успехов Вам!
Что ещё порекомендуете?
С уважением.

Наталия Ильяшенко   02.12.2024 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Натали!

Денис Штерн   12.01.2025 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.