Мнг. лагшин и ав. лага, дарг. лига

Халха-мнг. ЛАГШИН "тело, персона ( устарелое), ЛАГС "грузный", лагс хуьн "грузный человек": ав. диал. ЛАГЪ " первый позвонок позвоночника"; ЛАГЪ 2 "раб,невольник"; ЛАГА "орган, часть организма"; "тело, телосложение". Дарг. ЛИГА "кость".

Мы пологаем, что примерно по этой схеме (но без "раб,и невольник"), образован этноним НОХЧИ для которого есть убедительное дагурское соответствие в виде НОКЧ "спинной мозг", "костный моз", "внутренняя полость кости" "позвонок". Далее проходит целый ряд монгольско-ауарских совпадений со значением "место сгиба кости"; ср. ав. НАКУ "колено" и чеч. НЕКЪЕ "род" (устарелое).

Выдающийся иранист Бэйли предпологал для нахско-дагъестаеского ЛАГЪ иранское заимствование со значением "мужчина, мужлан" и т.п. Наличие соответствия в мнг. языках однако ставит по сомнение возможность заимствования из иранских языков.

ЛЕГИ/ЛЕКИ упомянуты в античных источниках как одно из племён Кавк. Албании. Бейли специально указывает на то, что судя по данным ауарского языка это никакой не социальный термин, а этноним. В частности он выделяет ауарское оформление термина ЛАГЪ в виде "лагъзадерил", т.е. "лагов". В ауарском суффикс "--der-" указание на принадлежность к ауарской группировке.

ЛАГЪЗАН - не до конца выясненная этническая группа в иранских источниках, южнее другой - ХОНЗАН.

Распространённая в лезгинской среде точка зрения, что ЛАГ/ ЛАК якобы "орёл" не выдерживает критики. Это обозначение КОСТИСТОЙ и ТЯЖЁЛОЙ НА ПОДЪЁМ ПТИЦЫ, ср. азерб. ЛЕЙЛАЬК "аист". И любая птица здесь не в тему, так как это явно вторичное явление.


Рецензии