Это наша с тобой биография... Алексей Плаксин
И не помнить об этом не вправе я,
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография.
А. Монастырев и О. Писаржевская
Когда собираешь материалы о ветеранах прокуратуры, интересно узнать о судьбах людей, которые оставили глубокий след не только в истории нашего города и края, но и всей страны.
К сожалению, многие их этих имен забываются и известны они лишь узкому кругу историков, краеведов и архивариусов. Однако мы считаем, что те, кто прожил замечательную жизнь, должны быть увековечены в нашей памяти. Их пример может служить маяком для молодых поколений и кто начинает свой путь в прокуратуре. Примером в том, что честность, порядочность, героизм и любовь к Родине — это самые важные ценности.
Алексей Ильич Плаксин родился в 1908 году и в своих воспоминаниях, переданных мне, делится яркими событиями из своей жизни. Его путь был наполнен разнообразными испытаниями: гражданская партизанская война, Сибирь, Великая Отечественная,Казахстан и Мордовия, послевоенный Сталинград.
«Когда мне было три года, отец переехал из Самарской губернии а Сибирь, в Енисейскую губернию (ныне Красноярский край), в самый северный район этого края Бирилюсский.
Семья состояла из шести братьев и отца с матерью. Старшие четыре брата были призваны царской армией и участвовали в боях Первой империалистической войны с Германией в 1914 году. Два старших брата, Григорий и Трофим вступили в партию большевиков в армии.
В 1917 году Григорий вернулся домой, а Трофим направлен в органы ЧК г. Петрограда и служил в комендатуре Смольного, комендантом которого был тов. Мальков. Комендатура несла охрану штаба Октябрьской революции и ее вождя В.И. Ленина.
В начале 1918 года Трофим также прибыл к нам в Сибирь с поручением заготовки хлеба для голодающих Москвы и Ленинграда. Но вскоре Чехословацкий корпус поднял мятеж, а Сибирь была захвачена белым адмиралом Колчаком.
Все братья и я были вынуждены уйти в подполье, а затем вступить в партизанский отряд под командованием Петра Щетинкина, который совершал налеты на белогвардейские карательные отряды и гарнизоны.
Мне приходилось по поручению командования в 11-12 лет ходить в разведку в населенные пункты, занятые белогвардейскими отрядами, под видом ученика школы. За что был награжден почетным оружием ( наган) с надписью " Самому юному разведчику партизанского отряда - Алеше Плаксину».
Пётр Щетинкин был известным деятелем партизанского движения в Енисейской губернии. Под руководством его и других командиров партизаны совершили невероятный 700-километровый переход через тайгу и заняли Минусинск — важный центр Сибирского края. Возможно, в глубинах архивах Сибири отыщутся документы о участии в нём нашего активного героя.
Алексей Плаксин сражался бок о бок с братом Трофимом, который командовал в своих местах Бирилюсским партизанским отрядом. Затем Трофим занял должность начальника милиции в этом краю. Алексей знал, что брат воюет с бандами из белых казаков, которые промышляют разбоями и нападениями под лозунгом: «Всех коммунистов перебить!»
После окончания гражданской Алексей в 1924 году вступил в ряды комсомола. Через три года местный Арчинский окружком партии направил его в советско-партийную школу в Барнаул. Он бережно хранил фотографию, на которой запечатлён вместе со своим другом в форме во время учёбы. Сейчас эта фотография лежит передо мной на столе. Это удивительный привет из комсомольской эпохи - словно вышедший из романа «Как закалялась сталь» стойкий Павка Корчагин.
Теперь обратимся к страницам его воспоминаний.
«После окончания совпартшколы был направлен на комсомольскую работу. В этот период в стране происходила перестройка сельского хозяйства на социалистический путь развития и мне приходилось принимать активное участие в коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса».
Вспомним, что 1927 году в голодающей стране разразился кризис хлебозаготовок. Сюда, в зажиточный сибирский край срочно и секретно прибыл И. В. Сталин. Он дал жёсткие указания по резкому увеличению вывоза зерна, вплоть до беспощадного наказания по уголовным делам в случае их невыполнения. В итоге все планы были перевыполнены, но какой ценой...
В своих воспоминаниях Алексей Плаксин не поясняет об этом сложном периоде. Он лишь сообщает, что в январе 1930 года был принят в члены партии, а затем…
«В конце 1931 года в числе одной тысячи комсомольских работников я был передан (так в оригинале - Н.Б.) в Красную Армию на Дальний Восток, к границе с Манчжурией, где японцы оккупировали пограничную часть Китая.
Вскоре был избран секретарем полкового бюро комсомола (118-й полк 40-й Красноярской дивизии), которая дислоцировалась в Раздольном Дальневосточного края.
После окончания краткосрочных военно- политических курсов в г. Владивостоке назначен политруком роты и вместе с ротой станковых пулеметчиков направлен на границу.
В 1933 году назначен комиссаром штаба Приморской группы войск Особой Дальневосточной Краснознаменной армии в г. Никольск-Уссурийский.
В следующем году уволился из армии по состоянию здоровья (потеря зрения) и прибыл в распоряжение Запсибкрайкома ВКП (б) г. Новосибирск, решением которого был направлен для работы в органы прокуратуры.
В начале 1935 года назначен прокурором Нарымского округа, а затем в целях освоения профессии около года работал народным следователем г. Колпашево. После вернулся в окружную прокуратуру в связи с назначением на должность заместителем прокурора округа.
В начале 1937 года был освобожден от работы прокурор Кривошеинского района Нарымского округа, и я стал прокурором этого района.
В 1938 году назначен прокурором Нарымского округа.
На этом посту пришлось вести значительную работу по исправлению отмеченных в решении ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1939 года «Извращений закона в работе органов НКВД и прокуратуры».
Испытывая недостаток специальных юридических знаний, по моим просьбам был направлен в 1940 году в Москву на высшие юридические курсы переподготовки руководящих работников суда и прокуратуры.
В июле 1941 года в начале Великой отечественной войны эти курсы окончил. Одновременно поступил в заочный Московский Всесоюзный юридический институт и был назначен первым заместителем прокурора Новосибирской области.
Совмещая деятельность заместителя прокурора области, я во главе с оперативной группой 25 человек занимался контролем за выпуском боеприпасов фронту оборонной промышленностью Новосибирской области, ( Госкомитетом обороны контроль был возложен на органы прокуратуры). Это была большая, трудная и напряженная работа всех людей, занятых в оборонной промышленности, в том числе нас, контролеров.
В 1943 году после освобождения органов прокуратуры от контрольных обязанностей по боеприпасам, приказом Прокурора Союза был переведен на ту же должность заместителя прокурора области в Чкаловскую областную прокуратуру (ныне Оренбургская область).
После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году закончил Всесоюзный юридический институт.
После чего приказом Прокурора Союза был назначен прокурором Кустанайской области Казахской ССР».
Из записок современника.
«Утром 12 августа 1951 г. поезд с молодыми юристами прибыл в Кустанай. На вокзале их встречал сам прокурор области Плаксин... Непростое это было время. Еще сталинское».
В Казахстане Плаксин, руководя вверенным ему прокурорским корпусом,успешно боролся с преступностью и разлными хозяйственными правонарушениями. Он достойно отработал пятилетний срок, и здесь впервые его волосы начали седеть.
Затем последовало перемещение его на должность прокурора Мордовской АССР.
В те годы авторитет прокуратуры не был высок. Партийные органы и руководство страны воспринимали её как второстепенную ветвь власти.
Плаксин стремился повысить роль надзора, в том числе в органах милиции. Прямо осуждал попытки некоторых сотрудников МВД «обойтись» без прокуратуры и «лишить прокуроров их законного права осуществлять надзор».
Одновременно настаивал на наведении порядка в системе подчинённой ему прокуратуры, осознавая, что это серые последствия культа личности. Наступила хрущевская "оттепель".
На пленуме Мордовского обкома КПСС в 1954 году он заявил: «Следует признать, что в работе органов прокуратуры и суда Мордовской АССР всё ещё имеются серьёзные недостатки, особенно в соблюдении ими самих требований закона. До сих пор не искоренены такие нетерпимые факты, как необоснованное привлечение к уголовной ответственности граждан, а иногда даже содержание их под стражей».
В 1957 году, когда страна отмечала сорокалетие со дня образования Советской власти, он занял пост первого заместителя прокурора Сталинградской области.
Вот что известно из архивных документов, хранящихся в прокуратуре нашей Волгоградской области.
Под руководством Алексея Ильича трудились крупнейшие подразделения областного аппарата: многоплановый и оперативный отдел общего надзора, а также два других отдела — по надзору за рассмотрением в судах уголовных и гражданских дел. Эти отделы контролировали деятельность районных и городских прокуроров и оказывали им практическую помощь, взаимодействовали с судебной системой.
К тому времени он обладал огромным профессиональным опытом, который помогал улучшить работу как подчиненных, так и коллег на местах. Лично анализировал и обобщал состояние этой многообразной деятельности, принимал меры не только для устранения недостатков, но и для повышения результативности.
Алексей Ильич твердо стоял на защите интересов государства и прав граждан. Нередко выступал в суде в качестве государственного обвинителя по сложным уголовным делам, как умышленное убийство нескольких лиц, групповые разбои и грабежи. Его уверенность и профессионализм служили примером для молодых сотрудников.
Так на этому посту он проработал десять лет. С 1 июня 1967 года наш ветеран вышел на пенсию.
Однако мы часто видели его в здании областной прокуратуры и считали настоящей легендой. Он оставался таким же крепким, высоким и ладно скроенным. Я и мои молодые коллеги с большим интересом слушали его увлекательные выступления на партийных собраниях и служебных совещаниях. Он охотно делился историями и казусами из своей насыщенной жизни. На одной из фотографий он запечатлён в красном уголке облпрокуратуры перед выступлением. Уже совсем седой.Сидит рядом с известным ветераном-фронтовиком А.П. Алиминым, прокурором Ворошиловского района Волгограда.
В результате поисков мне удалось обнаружить в родном краю А.И Плаксина его фотографию. Она хранилась в Бирилюсском краеведческом музее Красноярского края. Любезно высланая, она пополнила мое досье этого удивительного человека.
А теперь давайте прочтем окончание мемуаров Алексея Ильича.
«В данный момент являюсь персональным пенсионером республиканского значения, ветеран труда, ветеран партии, ветеран работников прокуратуры.
Моя трудовая деятельность отмечена: Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
А так же медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «ХХХ лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « 60 лет Вооружённых Сил СССР"», «Ветеран труда».
10.05.82. Подпись А. И. Плаксин"
Таким был Алексей Ильич Плаксин — пришедший к нам из времени романа «Как закалялась сталь». Он стал одним из лучших сотрудников прокуратуры, беззаветно служивших закону, Отечеству и людям на разных должностях, в различных регионах и в разные времена.
Свидетельство о публикации №224111701771
