Аккинцы и Шарой, Шаройцы

«По некоторым чеченским преданиям шаройцы первично были выходцами из Нашха, древней прародины чеченских племён». К примеру, по преданию, селение Химой было основано неким Цулцой из Нашха. Цулца с семью сыновьями ушёл из района озера Галанчож, что находится на западе горной Чечни, спасаясь от кровной мести. Добравшись до ущелья, где сегодня располагается селение Химой, путники остановились на склоне горы, к западу от него. Здесь Цулца построил башню. Это место называется Цулца-гу, «склон Цулцы». Позже, закрепившись в этом ущелье, Цулца построил для своих сыновей на правом берегу Шаро-Аргуна семь жилых башен. Позже к ним переселились переселенцы из Нашха и других районов Чечни. В Средневековье селение Химой было настоящей крепостью, с боевыми башнями, окружённое со всех сторон высокой каменной стеной. Здесь пересекались дороги из западных и северных районов Чечни в Грузию, Дагестан, Чеберлой. «По другим некоторым чеченским преданиям, в шаройский ареал некогда давно переселялись также и орстхоевцы и аккинцы. Есть также и отголоски того, что в древности шароевцы считались частью аккинцев». При всём этом пишет интересные вещи в своей книге даргинский историк Уздият Башировна Далгат, она в своей книге пишет — Чеченские предания гласят, что от трёх братьев — Га, Ако и Шото, — образовались три общества: — Галгай, Ако и Шото; первое — в верховьях Ассы, второе — в верховьях Гехи, третье — в верховьях Чанти-Аргуна и Шаро-Аргуна, притоков Сунжи. От этих трёх обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселившихся на восток, север и запад. (ИСТОЧНИК — Книга — У. Б. Далгат. Героический эпос чеченцев и ингушей.) А эта информация, если подумать, хорошо согласуется с тем, что шароевцы вполне возможно в давние времена могли считаться частью аккинцев, кстати, про это есть и другая информация.

От чеченских историков А. Адилсултанова и А. Сулейманова есть информация, что шароевцы в древности считались аккинцами. Чеченский историк А. А. Адилсултанов пишет в своей книге, что шаройцы имеют отношение к аккинцам, он пишет — Одна из групп аккинцев из общества Пхьарчхой, известная под названием «Шарой», освоила в течение XVI–XVII века плоскостные земли в низовьях Терека — по линии современных дагестанских селений — Хамаматюрт — Бабаюрт — Татаюрт — Шава и вплоть до реки Терек. В настоящее время от этой группы аккинцев почти никого не осталось. По свидетельствам старожилов, они были поголовно уничтожены царскими войсками, а остатки шаройцев ассимилировались среди других аккинских тайпов и кумыкских фамилий. Равнинные земли пхьарчхоевцев, освоенные отдельными аккинскими группами носили соответствующие названия: «Шарой-Мохк» (Земля (группы) Шарой), «Шебарлой-Мохк» и «ЧIонтой-Мохк». В настоящее время в памяти аккинцев (преимущественно пхьарчхоевцев) эти названия сохраняются. Вплоть до конца XVIII века среди местного населения представители аккинских групп Шарой и Шебарлой являлись профессиональными рисоводами. К сожалению, нам неизвестно количество выращиваемого ими риса, однако примечательно высказывание местных старожилов о том, что шароевцы и шебарлойцы снабжали и вполне обеспечивали потребности всех аккинцев в названном продукте. (ИСТОЧНИК — Книга — А. А. Адилсултанов. Акки и аккинцы в 16-18 веках. Сайт — Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. Сулейманов, также в своей книге пишет — «Земли аккинцев-христиан (язычников)» — территория, лежащая от слияния реки Сунжи с Тереком до самого Каспийского моря. Название возникло в XV веке, когда по правому берегу Терека расселялись аккинцы-беженцы. По правому берегу Терека жили представители аккинского этнографического общества шарой. (ИСТОЧНИК — Книга — А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЬ-ФА. 1997 год.) Из этого всего можно заключить, что, видимо, шароевцы в древности считались частью чеченцев аккинцев. Возможно, у аккинцев ранее было и 3 подразделения, горные аккинцы, аккинцы-ауховцы и также аккинцы-шарой, аккинцы-шароевцы. При том учитывая то, что как считается по чеченским преданиям, что аккинцы (наряду конечно с другими чеченцами), но именно аккинцы сыграли самую большую роль в формировании арштхоевцев, (орстхоевцев, карабулаков), то видимо, было и четвёртое подразделение — аккинцы-карабулаки. И так далее. Но видимо со временем аккинцы-шароевцы и аккинцы-карабулаки сильно обособились.


Рецензии