Что такое Пробуждение в буддизме
Подобно сказочному мечу-кладенцу, дихотомическое (двойственное) сознание в процессе восприятия рассекает надвое истинное единое и неделимое бытие, Высшую нераздельную и недифференцированную реальность, мир психофизического Единого, что и приводит к погружению человека в сонное царство сознания и психическое королевство кривых зеркал. Как луч света преломляется на границе двух сред, создавая превратное, искажённое, «кривое» представление о реальности, так и истинная реальность психофизического Единого преломляется сквозь призму колдовского дихотомического сознания и кривое зеркало ума.
В этом психическом дихотомическом королевстве кривых зеркал субъект восприятия (человек) отделён от объекта восприятия (от атома до Вселенной), что неизбежно приводит к искажению восприятия, вызванному колдовской работой дихотомического сознания. Подобным образом искажается как собственное отражение, так и окружающий мир при взгляде на водную поверхность, по которой бегут волны. Эти психические «волны» порождает именно колдовская работа дихотомического сознания, покрывающего истинную реальной Единого пеленой Майи. Искажение восприятия приводит к заблуждениям человеческого разума, работа которого основана именно на анализе информации, которые дают органы чувств. Кандалы разума, выкованные дихотомическим сознанием, приковывают человека, подобно Прометею, к миру психических иллюзий и ментальных конструктов, не имеющих ничего общего с Высшей реальностью Единого. Таким образом дихотомическое сознание, двумя основными инструментами которого служат восприятие и разум, обрекает человека на невежество, на незнание истины (Авидья).
Всю колдовскую работу сознания выполняют дхармы, элементарные частицы психики, которые существуют наряду с элементарными частицами физики (кварками, протонами, нейтронами, электронами и т.д.). Их действие подобно бурному воздействию молекул воздуха, которые гонят ветер и поднимают волны на зеркальной глади моря. Когда психический шторм-ураган дихотомического сознания стихает и волнение дхарм успокаивается, то на зеркальной глади психики отражается истинно сущее мира, мир такой, каков он есть на самом деле, мир в своей нераздельной, недифференцированной и недихотомической Таковости (Татхата). Это и есть психическое состояние Пробуждения, или блаженного покоя нирваны, которое описывается как угасание огня или затихание ветра, то есть состояние мёртвого психического штиля, не омрачённого ни единым дуновением невежества, страстей и аффектов.
Пробуждение от сладких грёз со-знания, со-причастного истинному Знанию, но неравного ему (со-Знание есть со-причастность Знанию, но не само это Знание), означает обретение самого Высшего Знания, или чистого Знания-Видения (санскрит — Джняна-Видья), которому доступна без работы органов зрения и головного мозга неискажённая Высшая реальность Духа. В акте трансперсонального Пробуждения психика выходит за пределы головного мозга, часть становится психическим голографическим Целым (Параматма), в результате чего ликвидируется двойственность сознания, делящего мир на «я» и «не-я», на субъект и объект, на наблюдателя и наблюдаемое, на человека и Вселенную.
Когда дихотомия сознания устранена, тогда психика и физика сливаются в Высшее состояние Единого Ума (Экачитта), пребывающего не в голове, а в иной, трансцендентной и трансперсональной реальности Единого. Это и есть состояние нирваны — состояние Свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Эту полноту бытия древние греки, любители мудрости, называли Плерома.
Когда дихотомия сознания устранена, тогда субъект (человек) сливается с объектом (Вселенной) в Единое Целое. Тут впору молвить слова индуистского мудреца Уддалаки: “tat twam asi” («то ты еси», или, что равнозначно, «ты — это то»). В индуистской философской школе адвайта-веданте (недвойственной веданте) это великое изречение (махавакья) означает слияние индивидуального духа — атмана — со Вселенским Духом — Брахманом. Таким образом, Пробуждение и покой нирваны буддизма равнозначны Мокше, Великому Освобождению в индуизме. Именно Пробуждение дарует Освобождение из бесконечного круговорота жизни-смерти под названием «сансара» и обретение блаженного покоя нирваны.
А человек, достигший Пробуждения, становится Буддой (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит, наряду с латынью, немецким, литовским и многими другими славянскими, германскими, романскими и т.п. языками, относится к индоевропейской языковой семье).
Счастливого Пробуждения!
17 ноября 2024 года
Свидетельство о публикации №224111700257