йога времен постковида

Йога реально помогает. Иначе не представляю, как бы я справилась с серией чувствительных личных ударов последних лет и громадной болью войны. Не устаю благодарить индийских создателей этой чудодейственной пилюли.
Не  знаю, как получается, что, выполняя с виду несложные (в моем случае), но продуманные действия, ты получаешь спокойствие и даже, страшно сказать, радость. Учитывая, что я абсолютно не спортивный человек, и даже в детстве им не была. Всегда жила головой. Но вот еще одно доказательство, что мы часть животного мира. И, в буквальном смысле, переворот с ног на голову, меняет настроение и дает силы жить. 

возвращение
«Счастье – это такая вещь, которой нет, но которая в один прекрасный момент перестает существовать вовсе», – замечает неплохой подростковый писатель Тимоте де Фомбель.
И я думала, что счастья нет, пока во время ковида не закрыли залы йоги. Вот тогда мое тело ощутило, что счастье было.
Четыре месяца. Пожалуй, это худшее, что принес мне карантин. Конечно, что-то я делала дома, елозила по коврику, впрочем, как и всегда. Но в обычное время два еженедельных занятия в зале корректируют и собирают. Этим собранным телом легче управляться дома. Иначе напряжение накапливается и загоняется внутрь. Как результат – грудь-панцирь и тело-мыло.
И вдруг, ах – возвращение! Да еще неожиданное, успели настроиться на долгую разлуку. Сначала недоверчивое приглядывание. Пол размечен, коврики заранее уложены на выверенных местах, сунешься в кулер – воды нет (запретили). Но какая это ерунда по сравнению с возможностью повисеть на веревках в адхо мукха шванасане (дома такой роскоши точно нет), сделать сарвангасану на стуле, да просто вдохнуть запахи, увидеть знакомые лица. Послушать про тазобедренные суставы, завернутые бедра, вращающиеся плечи. Всю эту любимую йога-музыку. И пусть не учесть многие тонкости, но хотя бы насладиться обещанием возможного.
Конечно, на первых порах тяжело. Лена сострадательно, видя как я пыхчу: «Юля, чем вам облегчить жизнь?» И подкладывает второй болстер. Про себя отвечаю: «Спасибо, Лена, но сам факт занятия уже сильно облегчил мне жизнь».
В завершение убаюкивающее: «В этой асане мозг уже не главный».
Боже, какое счастье, что мозг, затюканный изоляцией, взорванный дистанционным обучением детей, подавленный невыносимой внутренней повесткой страны: обнулением, Норильском, «Седьмой студией», историческими изысканиями отца нации о причинах и итогах Второй мировой войны, – что он может наконец побыть не главным. Уняться. Охладиться.
Ом.


********
панцирь
Когда какое-то время не занимаешься йогой, первое, что чувствуешь – грудная клетка превращается в жесткий панцирь. Купол схлопывается, дыхание не раздвигает ребра. Выходит, что напор жизни, ее неласковый натиск сдерживаешь диафрагмой. Она же на такое давление отвечает окаменелостью и закрытостью. Приходит желание закурить, хотя, казалось бы, и так дышать нечем. Но стоит регулярным занятиям возобновиться, как верх туловища мягчеет, в нем появляется движение и шевелится энергия. И тогда уже удовлетворенно, а не с раздражением, вспоминаешь, что курить давно бросил.


********
игра
Утренняя йога в зале. Сидим, прикрыв глаза, в сукхасане, настраиваемся на практику.
Вбегает опоздавшая, начинает шумно вытаскивать коврик, шуршать, ронять кирпичи.
Преподаватель, обращаясь к остальным:
– Давайте представим, что мы участвуем в игре «нас это не касается».
Подумала, что вообще-то это наша национальная игра. И судя по тому, как с ней справлялись мои соседи по коврику, мы в ней лучшие.


********
кощеева игла
Вчера на йоге обнаружилось, где спрятана моя суть. Где хранится кощеева игла. «В сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, – смерть Кощея».
Это место было явлено в прогибе. Возникло чувство, что вторглись во что-то крайне личное. Потревожили запретную интимную зону. Как будто умер кто-то важный и близкий, возможно, ты сам.
Прогибы назад, даже самые простые (других я не делаю), всегда навевали на меня печаль, но такое острое экзистенциальное переживание – впервые. Лена соорудила такие подставки, что оно попало точно в цель.
Хорошо, что были Галя с Юрой, которые умеют развеселить. И уже через десять минут после занятия мы хохотали, как подорванные. Отчего кощеева игла спряталась в яйцо, а яйцо затаилось в грудине. До поры.


********
крепкие нервы
Что йога животворящая делает.
Вышла вечером после занятия. Славно позанимались, закончили долгой шавасаной.
Бреду в приятной задумчивости по Мясницкой в сторону центра. Думаю почему-то о котиках. А о чем еще думать, когда хорошо и спокойно. Вдруг навстречу расхристанный такой тип, из сильно пьющих. Неожиданно распахивает объятия, раскидывая свои «клещи» во всю ширь улицы, и орёт как припадошный зэк: «Руки вверх!»
Две студентки завизжали от ужаса, причем в той же тональности, что и тип. Дородная дама от неожиданности подпрыгнула и приземлилась всем весом и острым каблуком точно на мой кроссовок.
«Страшно?» – прорычал довольный эффектом шутник.
«Неа», – ответила я. В этот момент почувствовав, как громко стукнуло сердце. Но всего один раз! Тук.
Вот что значит йога, дарующая крепкие нервы. Ну и мыслительные котики.


********
все больше и больше
На йоге. Лежим на спине на опоре (в сету бандха сарвангасане – для тех, кому это о чем-то говорит).
Преподаватель, поправляя меня:
– Некоторые привычно не замечают, как криво располагают себя в пространстве и как все больше, и больше скатываются вниз…
– И не только с болстера, – мрачно думаю я.


********
глубина
Чтобы по-настоящему почувствовать себя живым, надо найти в себе глубину. Уйти на дно, как рыба-удильщик.
Сделать это одной силой мысли невозможно. – Оскорбительный факт для умоцентричного сознания!
Тем не менее путь на глубину лежит через странную активизацию рук и ног, повороты, наклоны, скручивания. Через нелепые, в моем случае уж точно не эстетичные, движения.
Но именно благодаря им, сопровождаемым негромким голосом разума, оказываешься в месте обретения не пустоты, но формы.


********
провода
Йога выстраивает внутренние связи. Соединяет оборванные провода. Находит опорные точки, на которые накручиваются смыслы. Из ночи производит хотя бы сумерки.


********
одна из граней
Недавно обсуждали с хорошим человеком, что не складывается общение с людьми иных политических взглядов. Даже в обычных житейских ситуациях, никак с политикой не связанных. Хороший человек удивлялся, а для меня эта закономерность очевидна. Ведь общественная позиция человека – это не что-то внешнее, искусственно к нему приставленное. Это одна из граней его личности. И повернувшись другой гранью, он эту чуждость вам непременно продемонстрирует.
До поры до времени с этим можно мириться, убеждая себя, что в этом конкретном человеке есть много чего прекрасного, но разногласия будут накапливаться, и ваше общение однажды прекратится. (Исключение составляют родные, здесь придется терпеть.)
Скажу больше: мне даже йогой некомфортно заниматься с преподавателем – условным «крымнашевцем», каким бы опытным и заслуженным он ни был. Хотя на занятии никогда не затрагиваются злободневные темы, да и редко какие окромя йоги. Но комментарии преподавателя, манера вести урок, отношение к ученикам не дадут ошибиться. Это все интуитивно считывается, а после занятия легко проверяется – достаточно упомянуть любую новостную тему. Конечно, практиковать возможно, и я это много раз (и даже лет) делала. (Кстати, среди московских преподавателей йоги большое количество сторонников нынешней власти, противников, явных или скрытых, европейских ценностей. Почему – отдельный разговор.) Но йога – это достаточно глубокое взаимодействие, проникновение и обмен энергий. И хотя в обычных городских залах декларируется, в основном, лайт-работа с телом и дыханием, так может быть только в начале пути. Позже психика, сознание, ум непременно будут вовлечены. Поэтому трудно впускать в себя человека далекого по духу, утешаясь, что это только про телесное. Со временем эта инородность станет чувствительна.
К счастью, альтернатива есть, и мне в этом смысле повезло, и костяк группы подобрался соответствующий. Благодаря этому можно действительно «соединять» (в главном значении йоги – «соединение»), а не охранять себя, разделяя на части.
В конечном же итоге становится ясно, что это все не «политика», о которой «ой, давайте не будем говорить», а сущностный взгляд на мир.


Рецензии