Год 1993-й, июнь

На полях района разворачивался сенокос, в помощь товариществам ещё смогли сформировать последний раз кормозаготовительные отряды из города, из тех организаций, что традиционно обслуживали село. Чтобы не лишать не только смысла, но и надежды столь важный труд крестьянина я распорядился начинать подготовку к слёту передовиков труда, запланировав его на начало следующего года, пока без предварительных критериев отбора участников, тем более что два предыдущих года район своих передовиков уже чествовать перестал.
Как-то само собою за текучкой дел всплыло на поверхность то обстоятельство, что, оказывается, все магазины района продают спиртное покупателям чуть ли не с младенческого возраста и прежнюю администрацию это словно не заботило. Так появилось на свет в районной газете распоряжение о запрете продажи алкогольных напитков лицам моложе 18-ти лет.
То, что контрольно-ревизионный отдел финансового управления регулярно проводил свои проверки, это являлось само собою разумеющимся. Де-юре ревизоры относились к вышестоящему отделу областного управления, но де-факто планы их работы утверждались в моём кабинете, а их результаты часто оказывались хорошим подспорьем в повседневной работе. Чтобы излечить от иллюзий о формализме в этом вопросе, дескать, «рука руку моет», когда по окончании плановой проверки в управлении образования выяснились такие неприглядные вещи, как оплата за счёт бюджета личных телефонных разговоров, нарушения в учёте, хранении и списании материальных ресурсов и даже самовольное распоряжение основными средствами, то о выговоре начальнику управлении и строгом – главному бухгалтеру тут же узнал весь район через районную газету.
 К этому же времени подоспела проверка того, как идёт земельная реформа в Линовском сельском Совете. А это уже была собственно моя инициатива, так как по докладам специалистов, по обращениям граждан складывалось мнение, что здесь налицо мини-заговор, точнее сговор. На селе это не было редкостью вот и в Линове председатель товарищества и глава администрации сельского Совета были супругами, а посему последняя тормозила вопросы выделения земли как только могла, да и ещё полностью запустила учёт в этом вопросе и тоже не случайно. За что и получила публичный выговор в районке.
А чуть позже, когда также в ходе плановой проверки окажется, что директор «Горкомхоза» нарушил финансовую дисциплину при расчётах с подрядчиком в ходе ремонта асфальтового покрытия одной из улиц, то, кроме административного взыскания, читателей проинформировали о том, что материалы проверки передаются в прокуратуру района для оценки его действий. Наверное, можно сказать, что с этого времени мы также публично объявили, что нет, мы не «выносим сор из избы», мы просто собираемся и будем содержать её в порядке.
***
Приближался праздник Троицы. Накануне её ожиданий, волнений, гаданий по обеим сторонам границы более, чем предостаточно. Как уже отмечалось раньше, российская сторона готова была к максимальным упрощениям, латвийская – наоборот, но общими усилиями, в том числе и коллег в приграничных районах Латвии, пробить брешь в этом тихом сопротивлении удалось. Не заранее, а буквально накануне праздника латвийская пограничная служба дала добро на двухдневный льготный режим на согласованных пунктах пропуска.
После праздника в городском Доме культуры провели уже ставшую традиционной встречу с жителями на этот раз райцентра. Хотя формат встречи уже был обкатан на селе, шли не без волнения – проблемы горожан знали не понаслышке. Кое-кто из имевшейся, как водится, пятой колонны высказывал самые мрачные прогнозы и предположения, но на деле разговор, продолжавшийся больше часа, был, да, местами резким, но никогда агрессивным или даже угрожающим. Ни один из сделанных нами за полгода шагов не подвергся осуждению, а вот домашних заданий работники администрации получили много.
Словно угадывая пожелания жителей, а, скорее, мысля одинаково с ними, администрация района пошла на ещё один нетривиальный шаг. Уже практически у всех на устах крутилось много новых слов, часто непонятных, в числе которых и «инфляция», и с нею как раз всё оказалось предельно ясно – она читалась на ценниках в магазинах, ощущалась по лёгкости кошельков, а сказывалась в меню на обеденном столе. Без укора в чей-то адрес мне, как народному депутату, лучше была понятна подноготная многих явлений, мы понимали, что область слишком сильно финансово зависит от столицы, а там в это время активно варилась своя каша. Начальник финансового управления Администрации области чуть ли не жил в Москве, или практически жил между Псковом и Москвой, периодически в Минфин ездил первый заместитель Туманова Звонков, но в приёмной Минфина от таких ходоков не протолкнуться было. Да и министры финансов в ту пору менялись так часто, что некоторых, работавших не то, что несколько месяцев, а буквально несколько недель, не успевали даже запомнить. Парадокс для нашей области заключался ещё и в том, что сначала в Верховном Совете, а позже в Минфине работал наш земляк, удержавшийся там при всех сменах первых лиц министерства, но он, будучи не вхож изначально в эту кадровую обойму, так боялся за своё место, что сразу пресёк всякие попытки вовлечь его в выбивание средств для области.
 И как выход, мы приняли решение о том, что район возьмёт в банке кредит на закупку топлива, а пресловутая инфляция съест за это время те проценты, что заплатим банку, да, глядишь, ещё и останемся в плюсе.
***
Июнь отметился в районе серьёзными лесными пожарами. Причин для них хватало. Это могли быть, при стоявшей в том году суши, в равной степени и брошенный окурок, и сознательный поджог. Увы, но уже становилось актуальным, когда пускали вот такой верховой пожар, чтобы потом получить выгоревшее место в качестве делянки под вырубку леса в удобном месте у дороги. Леса и до этого, в том числе государственные, содержались не ахти как, а в последние годы и подавно. Потушить первое серьёзное возгорание в Долгоборье силами лесников оказалось не реально, и я поехал к командиру стройбата Ершову с просьбой о помощи и услышал в ответ:
- Если я доложу об этом наверх, мне запретят однозначно, но, понимая вашу ситуацию, отказать тоже не могу. Поэтому мы сделаем так: на пожар вместе с бойцами поеду сам, а доложу уже потом, когда, надеюсь, всё благополучно закончится.
Из Шелино я отправился в отряд, и здесь тоже отнеслись с пониманием и свободных от наряда пограничников выделили и из города, и с близлежащих застав. Как итог, даже при том, что пожарных ранцев им не досталось, молодость, азарт, подручные средства, количество людей, после соответствующего инструктажа сделали своё дело – с огнём справились за пару дней. А на другой день поехал благодарить солдат и офицеров, захватив какие-то символические подарки в виде сладостей, которые в рацион питания в армии не входят. Когда так же ни с того, ни с сего загорелся лес на Баластнице, которая пользовалась популярностью у горожан как место летнего отдыха, с пожаром и здесь справились быстро.

***
Под занавес месяца район навестил всегда желанный гость – директор Российского аграрного института Никонов. Александр Александрович, являясь уроженцем района, никогда не был «Иваном, не помнящим родства». После Великой Отечественной войны он быстро сделал карьеру, начав с работы в районе, а потом в правительстве Латвийской ССР, где в течение десяти лет был министром сельского хозяйства. В ходе возникших в партийных верхах разногласий и кадровых чисток оказался в Ставропольском крае, где успешно занимался прикладной научной деятельностью, что позволило ему, к тому времени доктору экономических наук и академику, занять должность президента ВАСХНИЛ. В Москву его перетащил вслед за собою Горбачёв, когда встал у руля власти, - на Старопольщине они сблизились за годы совместной работы. А в годы перестройки он сам проявил инициативу и в хорошем смысле взял под опеку тогдашнего первого секретаря Пыталовского райкома КПСС Николая Воробьёва, впоследствии избранного народным депутатом СССР. В районе появилась научная лаборатория академии сельскохозяйственных наук, а скоро и первые фермеры. Конечно, не всегда помощь Никонова району была именно материальной, вещественной, подчас, больше эффекта давали его связи и влияние. А ещё – мудрые советы и грамотные своевременные подсказки побуждали обращаться к нему и сохраняли его связь с родиной.


Рецензии