Вспоминая Иоганна Гете и других
Вспоминая Иоганна Гете и других…
В 2024 году почти не замечено прошло 275-летие со дня рождения величайшего немца,Цезаря поэзии Иоганна Вольфганга Гете.В творчестве Гете особое место занимала тема праздника. Он считал, что человек на празднике испытывает то чувство, которое объединяет всех в минуты радости. «Церковь и праздник всегда должны быть вместе».Возродившаяся в 1994 году Евангелическо-лютеранская община г. Баку согласилась с этим утверждением и решила устроить праздник,посвященный лютеранину Иоганну Гете. Вспомним как это было.
29 октября 1999 года в Зале органной и камерной музыки (б. молитвенный зал евангелическо-лютеранской церкви Спасителя) прошел большой благотворительный литературно-музыкальный вечер, посвященный 250–летию со дня рождения Гете.
Под звон сохранившихся церковных колоколов(ценой расстрела членов церкви-http://proza.ru/2013/02/18/1620 )ведущая-председатель общины Тамара Гумбатова начала рассказ о том, что 28 августа 1749 года в полдень с двенадцатым ударом колокола во Франкфурте на Майне у действительного советника Его Римского Императорского Величества Священной Римской Империи Немецкой Нации доктора права Иоганна Каспара и его жены Катарины –Элизабет ур.Текстор появился первый ребенок.
В пятницу 29 августа главный пастор лютеранской церкви Святой Катарины Александрийской (Katharinenkirche) Фрезениус, который ранее венчал родителей и конфирмировал (в первый раз причащал) мать, совершил таинство крещения младенца именем- Иоганн Вольфганг Гете. Восприемником (крестным отцом) был дедушка по матери, высокочтимый шультгейс Иоганн Вольфганг Текстор. В последствие в семье были еще пятеро детей, но в живых осталась только сестра Корнелия.
Семья исповедовала лютеранство. Отец окончил известную лютеранскую гимназию »Казимир-шуле» и всю жизнь придерживался тех теологических истин, которые там усвоил. Мать отличалась искренней набожностью. Дядя Штарк был пастором, а брат матери- богословом. Воскресное посещение церкви семьей было обязательным. Любили в семье и лютеранские песнопения.
С трех лет Иоганн начал учебу в школе для маленьких детей. В шесть с половиной лет он мог читать, считать и писать. Упражнения в чтении и письме строились на библейском материале и христианском вероучении. Франкфуртский букварь содержал различные рифмованные молитвы, краткие вопросы из катехизиса доктора Лютера и некоторые изречения по случаю высоких празднеств.
Новый завет Иоганн читал свободно, »ибо по воскресеньям, чтобы и в этот день не оставаться праздным, повторял Евангелие и Послания, переводил с греческого и комментировал». К одиннадцати годам он изучил латынь, французский, итальянский и английский.
Мальчиком он часто посещал церковь. После смерти Иоганна Фрезениуса, которого почитал за примерного пастора и отличного проповедника, он слушал проповеди нового пастора Плитта- красивого и величественного человека, который обладал даром возвышать не только души слушателей, но и поучать их. Иоганн часто записывал проповеди и вручал их больному отцу, чем приводил его в истинный восторг. Этот период жизни и свои впечатления он описал в «Письме пастора», где убедительно развил идеи веротерпимости: » у каждого своя религия».
Для того, чтобы ознакомится с оригиналом Ветхого Завета, »своеобычность которого особенно привлекательна», он изучил древнееврейский язык. Изучение Библии привело мальчика к желанию обработать отдельные истории и превратить их в «новое произведение». Позже он отметил: »по младости лет мне было невдомек, что углубить и расширить содержание можно только набравшись наблюдений».
Гете всегда любил и ценил Библию, считая, что »едва ли не ей одной он был обязан своим нравственным воспитанием». Всю жизнь он старался примирить достоинства Библии и основы религии с человеческим разумом. Но в итоге пришел к выводу, что Библия все равно не уясняется «ему до конца».
Он считал нелепым задаваться вопросом: »подлинно или не подлинно то или иное в библейских книгах». Все четыре Евангелие считал подлинными «ибо в них нас поражает отблеск той высокой духовности, которая исходит от личности Христа, и была такой Божественной…»
Не разделяя ортодоксальности лютеранства, он высказывал свою точку зрения на совершение церковных обрядов. Считал, что лютеранскому богослужению не достает впечатляющей полноты и благолепия, что на долю протестантизма приходится слишком мало таинств (крещение и причащение), и это при том, что »таинства-наивысшее в религии, чувствительный символ великой Господней милости и благости».
По мнению Гете, «земным делам ребенок должен научится сам. Для небесных дел он нуждается в наставнике». Отсюда и высокие требования к духовным лицам.
Много в своих размышлениях он уделяет внимания и основателю протестантизма Мартину Лютеру. Иоганн был убежден, что за Лютером, как и за Христом, был Бог, помогший очистить «исковерканное священниками учение». А это было возможно только при наличии не дюжинного ума.
12 марта 1882 года за десять дней до смерти Гете сказал: »Нам даже не до конца понять, сколь многим мы обязаны Лютеру и Реформации. Мы сбросили оковы духовной ограниченности и постигли христианство во всей его чистоте. Мы обрели мужество стоять на Божьей земле и чувствовать себя людьми, взысканными Господом. И чем мы, протестанты, решительнее будем продвигаться по пути благородного развития, тем быстрее последуют за нами другие».
Более пятидесяти лет Гете усердно занимался историей религий, уделяя много внимания критике ее догматов и определяя ее политическую роль в жизни общества. Параллельно с этим шла коренная перестройка религиозного сознания и, естественно, отношение к ней.
Весь мир, который он воспринимал как Божественное творение, привлекал его внимание. Христос, Магомет, Эгмонт, Прометей, Вечный Жид, Фауст-это герои истории или символы, которые пленяют Гете. Будучи уже известным писателем, мыслителем и путеводителем Европы, Гёте увлекается исламом, считает Священный Коран- Откровением Бога, а Магомета- его Пророком.
На протяжении жизни противники Гете часто обвиняли его в отсутствии Веры. На вопрос: »Соответствует ли его натуре преклонение перед Христом?», он ,подобно Фаусту, ответил: «Конечно, я склоняюсь перед ним, как перед божественным откровением, высшим принципом нравственности. Но если меня спросят, соответствует ли моей натуре преклонение перед солнцем, я также скажу- Конечно! Ибо это тоже откровение высшего начала, и притом самое мощное из всего, что дано воспринимать нам, детям земли».
Его друг И.Эккерман, проведший рядом с поэтом последние годы жизни, так писал по этому поводу: »Но он их Веры не имел. Слишком она была мала для него. Если бы он открыл им свою, они были бы поражены, однако уразуметь ее все равно не сумели бы ».
Как лютеранин, Гете знал, что между Богом и человеком нет посредников и только музыка, на его взгляд, могла бы выполнять эту роль. Он очень любил Баха, «от музыки которого появляется чувство, как будто вечная гармония беседует сама с собой и возникает такое состояние Души, какое могло быть у Господа при сотворении мира«.
И действительно- зал замер, когда Сабина Абдуллаева исполняла на органе произведение Баха »Von Gott will ich nicht lassen- Я не хочу быть оставлен Богом».
Творчество Великого поэта всегда является одновременно и летописью его жизни. Главным его созданием является, безусловно, драматическая поэма «Фауст», над образом которого он работал всю свою жизнь. В основе поэмы лежит легенда о маге -чернокнижнике докторе Фаусте (реально жившем в 16 веке), якобы заключившем договор с дьяволом.
Гете сам был Фаустом. Жизнь, словно Мефистофель, сыпала ему все мыслимые блага. Он никогда ни в чем не ведал нужды. Ему далось все: любовь и почести, власть и осознание, что это не его удел. В своем хождении по душевным мукам Фауст и его творец решают одну задачу -- как должен жить человек? И вот ответ:» Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой…».
Монолог Фауста прочитал на немецком языке студент Заур Рахманов. Как сложилась его дальнейшая жизнь, нам неизвестно.
Главной трагической фигурой в поэме является Маргарита. Ее прообразом послужила 24-летняя Сюзанна Маргарета Брандт, казненная во Франкфурте за убийство своего новорожденного внебрачного сына. Мефистофель уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но голос свыше возвещает: «Спасена!». Господь прощает: она любила…
На вечере солистка Оперного театра Азербайджана, сейчас уже известная всем Заслуженная артистка Фарида Мамедова, с глубокой проникновенностью исполнила молитву Маргариты на городском валу перед скорбящей Божией матерью из оперы Шарля Гуно «Фауст».
В творчестве Гете большую часть занимает любовная лирика. Внешне Иоганн был привлекателен и ничто человеческое ему не было чуждо. Женщины в его жизни играли огромную роль. И каждая из них вдохновляла его по- своему.
В Лейпциге, где Иоганн изучал юридические науки, в этом немецком маленьком Париже, пришла к нему первая любовь. Это была дочь трактирщика-Анна-Катарина-Шенкофт. Любовь была легкой и приятной. »Мы начали любовью и окончили дружбой»-позже написал поэт.
В 1770 году 20-летний Иоганн по воле отца переезжает в Страсбург, который уже 50 лет принадлежал Франции, но все еще сохранял черты старого немецкого города. Здесь произошла его знаменательная встреча с дочерью пастора из Зазенгейма, деревушке неподалеку от Страсбурга- Фридерикой Брион, которой было посвящено много стихов, в том числе и «Дикая роза»,
Это музыкальное произведение Франца Шуберта прозвучало на немецком языке в исполнении певицы Музыкальной комедии, сейчас Заслуженной артистки Азербайджана Наргиз Керимовой.Специально для этого вечера молодая талантливая певица подготовила на немецком языке песни : «Что влечёт меня неудержимо» , которую Иоганн Гёте сочинил в лучшую пору своей любви к Лили Шёнеман, дочке франкфуртского банкира и » Ночная песнь странника» ,известная на русском в переводе М.Лермонтова ( Горные вершины Спят во тьме ночной ..), где в восьми строках уместились весь мир и вся природа.
Гете очень любил Моцарта и был убежден в том, что он вдохновлен Богом и является носителем высшей духовной продуктивности. «Это чудо, не поддающееся дальнейшему объяснению». «Менуэт» Моцарта блестяще исполнили Айна Исабабаева (виолончель) и Гюльчин Асланова(фортепьяно).
Поэт долгое время провел в Веймаре, городе, с которым связана деятельность Мартина Лютера, Иоганна Баха, Франца Листа, Фридриха Шиллера, Лукаса Кранаха и др. Здесь была написана самая знаменитая баллада- «Лесной царь». Это сказка о лесном царе -губители юных душ.
«Гения воспитывает природа» - считал Гете. В природе человек черпает новые силы. Стихотворение «Ганимед»(Спутник)- гимн природе, земле и небу, которые дарят высшую духовную радость человеку. Обращение к природе звучит и в другом его произведении -»Питомец муз». Молодой баритон Сеймур Керимов, который исполнил эти музыкальные произведения, не оставил никого равнодушным в этом зале. Певец так увлекся родиной Гете, что выехал в Германию и стал солистом в одном из театров Баварии.
С большим вниманием была принята лирика Гете »Vier Gnade-Четыре блага» «Lesebuch- Книга любви» и «Die nacht-Ночь», прозвучавшая на немецком и азербайджанских языках в исполнении поэта –переводчика, автора 22 поэтических сборников Алигасана Ширванлы (Наджафова),к сожалению, уже покинувшего нас.
Любовь в поэзии Гете нашла выражение во всех ее этапах: зарождение, расцвет, счастье, ревность, разлука, тоска и пр. Он пишет сборник стихов "Западно-восточный диван", в котором отражена зрелая мудрость всей его жизни. Книга Зулейки из сборника содержит стихи, посвященные Марианне фон Виллемер. Они встретились, когда Гете было 70, ей -35 лет. Их любовь носила платонически и поэтически возвышенный характер. Книга была написана от имени Зулейки: »Ветер влажный, легкокрылый, Я завидую невольно; От тебя услышит милый, Как в разлуке жить мне больно….».
Романс Мендельсона любил слушать сам поэт. Пение талантливой певицы Фариды Мамедовой доставило несколько приятных минут и было восторженно принято публикой. Певица в этот вечер исполнила также романс »Первая утрата» композитора Н.Метнера (Кто вернет златую пору,Сладость тех прошедших дней!).
В Книге любви Гете выразил свое мнение об истинной любви. Это была любовь шести любовных пар:» Рустам и Рубада, Юсуф и Зулейка, Фархад и Ширин, Меджнун и Лейла, Джамиль и Ботейна, Соломон и Темноликая- тот, кто усвоил урок, знает любовь на зубок».
В 1899 году учащие немецкой школы при лютеранской церкви в Баку поставили «живые картинки» из знаменитой веселой и злой сказки Гете »Рейнике-лис».Через 100 лет сцены из этого произведения были увлекательно разыграны школьниками 160-й школы, которые изучали немецкий язык в классе учительницы Натальи Юрьевны Петруниной. Участие учеников поддержала директор школы Фаина Эммануиловна Алекперова .
Ведущим был ученик Ровшан Асланов. Участие приняли::Риат(Рейникелис),
Ульви(барсук Гримблат),Джамиль(медведь Браун),Анар(волк Изергим),Рома(кот Гинце ),Чингиз(леопард),Ровшан(король Нобель), Джавид(песик Пустолайчик),Джавид(петух Геннинг) и др. Сегодня это повзрослевшие молодые люди, многие из них папы…
В жизни Гете была еще одна женщина, которая стала его плотью, природой, женщиной-матерью, заботливой хозяйкой дома. Это жена -Кристиана Вильпиус, которая родила ему сына- Августа. Иоганн встретил ее в 40 лет. Она была простой работницей фабрики искусственных цветов. Вместе они прожили 28 лет, из них только 10 последних лет в официально браке. 29 октября 1806 года в тишине Веймарской городской церкви состоялось их венчание. Иоганн любил ее, возможно иначе чем других… Она скончалась 14 октября в 1816 году.
В память о Кристиане прозвучала величественная «Аве Мария» Баха- Гуно, которую так чувственно исполнила под звуки органа певица Наргиз Керимова. Этим божественным духовным произведением мы попрощались с музыкой.
Главным выводом Гете в жизни можно считать его утверждение о том, что »сколько бы человек не бросался то в одну, то в другую сторону, чтобы не предпринимал, все равно он вернется на путь, предназначенный ему Богом!»
Председатель Евангелическо-лютеранская общины г.Баку Тамара Гумбатова поблагодарила всех участников за этот прекрасный праздник и выразила надежду, что это не последний праздник в жизни общины. Но надежда не оправдалась...Бывший министр от культуры Бюльбюль-оглы просто закрыл ворота для общины. Но об этом будет в истории возрождения лютеранской церкви в Азербайджане в отдельном сборнике: Как это было...
P.S. По дореволюционным законам, финансовый отчет благотворительного
вечера должен быть напечатан в газете. Сейчас другие законы. Через два дня я
встретилась на метро Академия с одним из участников концерта, чтобы получить
подпись о полученных деньгах. Неожиданно по телефону меня пригласили в
Республиканскую налоговую инспекцию, которая тогда тоже располагалась возле
этого метро. Там у меня потребовали отчет о вечере. В моей тетради был
практически полностью оформленный финансовый отчет ,согласно которому расходы
составили 167$ и включали: оформление афиши, изготовление и распространение
пригласительных билетов, оплату участникам концерта, аренду микрофона и его
обслуживание, цветы, уборку после концерта и пр. Доход(пожертвования)-75$.
Итого,община не смогла покрыть даже свои расходы(92$ ).
Ознакомившись с мизерной оплатой участникам концерта(тогда национальная валюта-ширван), сотрудникам налоговой инспекции стало как-то неловко и они меня ознакомили с заявлением, присланным им по факсу из одного азербайджано-американского консалтинга б. членами общины Н.Гайдаровой и Алиевой. Меня это не удивило…Так поступают те,кто умеют только разрушать...
Свидетельство о публикации №224111700910