Схороненное под барханами
Объяснение через идею типового литературного приёма – показать героя-антигероя с разных точек и под разными углами, и собственными глазами, и глазами независимого очевидца, анонима, чья личность неважна – не получит положительного отзыва у самого Глебова: Вадька Батон конечно ещё тот головаластик – запамятовал даже имя Шулепы, – но как бы не отбрасывал он от себя своё прошлое словно лестницу, ставшую ненужной для того, кто взобрался по ней наверх, сомнительно, чтобы даже он сумел полностью и напрочь забыть сколь угодно лишённого актуальности одноклассника и приятеля по ТОИВ, или, во всяком случае, сумел забыть без крупных причин – конфликт, страх, унижение, – о которых параллельный повествователь ничего не сообщает. Почему же тогда доминирующий рассказчик при описании драки в дерюгинском переулке опустил важную деталь – участие в ней третьего мальчика, пришедшего вместе с Антоном и Лёвкой? Трифонов оставляет дразнящее, производящее своей внезапностью сильный художественный эффект противоречие: сначала сообщается о двух мальчиках, а затем наперекор этому о трёх – тайный поклонник Сони добавляет себя. Читателю этот человек должен быть представлен. Так кто же он, свидетель, способный оставаться незаметным у всех на виду подобно шерлоковским таксистам, охранникам, официантам и фотографам, подобно грузчикам и сторожам, подобно пропавшему письму в рассказе Эдгара По?
Свидетельство о публикации №224111700971