Кино и немцы

   Важнейшим из искусств ДЛЯ МЕНЯ, видимо, все ж таки, тяжко признать, плебей есмь, является кино. И плевать я хотел на то, что цитата неполная...

   Все очень просто. Сентиментален (как и положено - хотя и наполовину, но - немчуре). Эмпатик - до неприличия. Практически непрерывно - до изнеможения - работающее воображение. Итог - в "Празднике Святого Йоргена" - плыву на воздусях от физиономий и пластики Кторова/ Ильинского, дымлюсь от всего, что вытворял - особенно в старости - Жан Габен, дрожу от безошибочного/ минималистского/ дьявольского метода этой сволочи - Сэра Филипа Энтони Хопкинса. И - от многого, многого другого.

   Само собой, киношное детство и юность были - для разнообразия - полны работами студий стран, извините за выражение, народной демократии. Югославские индейцы, чешские ковбои, польские грузинские танкисты с собаками, варшавские фараоны и шляхтичи с саблями (у поляков, надо отдать должное, было поинтереснее, чем у других). Румынам было легче, они в глубине души были древними римлянами, и часто изображали практически себя.

   Все чудесно, а где немцы? ГДР???? Ну, ясное дело, в качестве белых расистов - с 60-х по 80-е - были массово убиваемы Гойко Митичем/ Чингачгуком, плясали менуэт в сказках, бывали рекрутируемы нашими в фильмы про войну. Но где зверье, звезды, исполины?

   Почтеннейший публикум, энтшульдигунг, полагаю, немного, но есть.

   Двое. У меня не получается присобачить хоть какие-нибудь картинки с ними, поэтому - словами.

   Арно Вицневски.

   Невероятная голова - весь из острых углов, в юности - изящен, быстр, колючие, глубоко посаженные глаза, что-то в лице - пережитое? предчувствие? Мелькнул в "Короле-Дроздобороде", играл Мануэля Кинтану в "Гойе", хорош, бесспорно хорош, а потом случилось то, что - думаю - определяет Провидение. Не менее.

   Вечный Зов. Всем сагам сага. Все этапы Союза, и, разумеется, война. И - лагерь. Каменоломня, полосатые робы, наши - еле живые, одни глаза на лицах.

   И - рядом с ними, между ними, над ними - ходячая смерть по имени унтершарфюрер Айзель, которого играет Вицневски.

   Форма- обычная - фельдграу. Ефрейторская выправка. Худ - почти бесплотен. Череп, обтянутый сухой кожей. Улыбается - в углах рта пучки сухих морщин. Покрикивает. Зондирует ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Спокоен. ДЕЛОМ ЗАНЯТ.

   НЕчеловек.

   Я видел массу отзывов-откликов о фильме, и был потрясен, как на фоне Вельяминова, Лапикова, Семиной, Спиридонова, и многих, и многих, это жуткое насекомое - за несколько минут на экране - запомнилось, и вызвало огромную искреннюю ненависть, и отвращение.

   А потом я прочитал - актер был тяжко болен (наследственный рак). Ему осталось совсем немного жить. И он свой колоссальный талант буквально сжигал в последних ролях. Браво - без преувеличения...

   Второй - Рольф Хоппе.

   Мелькал на экране много и часто. Враг апачей, могикан, семинолов, и всех приличных белых. Мы в детстве к нему привыкли.

   Немец, одно слово.

   Щекастый, брыластый, заплывшие глазки. Гнусен. Подлец, с трудом выносимый даже друзьями-бандитами. Разумеется, идеальный манекен для камзолов, кюлотов, пудреных париков - король Карлос IV Испанский - при этом обожает бороться с Гойей-Банионисом, тузит его вполне натурально.

   А потом Иштван Сабо натворил дел - снял "Мефисто" - по Клаусу Манну.
И - при всем глубоком уважении - в этом фильме - запах серы и биение в висках появляется только тогда, когда в кадр, распахнув шинель, вбегает некто Маршал - само собой, списанный с Геринга, но все же - с некоторой жутковатой разницей.

   Маршал - Рольф Хоппе.

   Дьявол. Жлоб. Фарфоровую кружку пива залпом, пятерней вытереть рожу, потом - шампанское из бокала-флейты. Все знает. Учит Хефгена-Брандауэра ТЕКУЩЕМУ МОМЕНТУ - подходу к роли Мефистофеля. Яростный и быстрый, несмотря на брюхо.

   Страшен. Голое лицо. Вот где подлинная маска Мефисто, а не набеленная физиономия с пунцовыми губами и намазанными сажей бровями.

   Забавно. Рольф Хоппе стащил у Брандауэра - нет, не роль, а смысл происходящего, превратил его в реального паяца.

Н-да-с. Любопытно. И здорово.

В общем, немцы в кино - случаются.

Возможно, еще кого вспомню.






 




 


Рецензии
Это мощно, Александр!
И описание всех - внешне и поведенчески.
И ваша невероятная реакция на каждое движение,
ваши восторг и ненависть.
Не буду я пересматривать эти фильмы.
Боюсь, что бедное мое восприятие не ощутит так остро, как ваше,
всех нюансов и мельчайших тонкостей.
Верю вам на слово - и какое - СЛОВО!
Читать такие тексты ни с чем не сравнимое удовольствие.
В них ваш пульс, биение сердца и точнейшая... нет, тончайшая стилистика.
Брависсимо!

Рина Приживойт   24.11.2024 19:05     Заявить о нарушении
Лестно до безумия.
Вы, разумеется, несправедливы, писал наспех и криво, но, черт побери, искренне.
Одно жаль - не хотите смотреть эти фильмы - или хотя бы куски из них...
Это из "Вечный зов":
http://www.youtube.com/watch?v=ysZaKPlKPjk
А это из " Мефисто":
http://yandex.ru/video/preview/11855552246583796509
- с момента 01 час 15 минут +
Я не зря написал, что попахивает серой - в обоих случаях...
Там вдобавок попахивает уровнем Хопкинса или Смоктуновского - причем без малейшего привкуса дидактичности или ОТНОШЕНИЯ АКТЕРА К ПЕРСОНАЖУ...

Есть одна презабавная фраза - Чехов: Стасов опьянялся от помоев...
Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, никак в Стасовы не попадаю, а вот опасность того самого опьянения - очевидна...
Ну да черт с ней.
Как и планировал, постепенно набираю яд, импульс, сушу сухари, смолю баркас - на предмет написать о НЕМЕЦКОСТИ - от первого лица. Посмотрим, однако...
С поклоном,

Александр Эдигер   25.11.2024 14:57   Заявить о нарушении