Славяне в Аварском каганате-2

Чем объяснить досадный диссонанс между данными генетики, обнаруживающей весьма умеренные следы нахождения славян в Аварском каганате, и археологической информацией вкупе с письменными источниками, анализ которых свидетельствует об аваро-славянском альянсе, переходящем в этническое слияние?

Допустим, представленная выборка не отражает надлежащим образом этнический состав населения Каганата в силу того, что в рассматриваемых статьях анализировался материал, происходящий по преимуществу из Альфёльда в современной Восточной Венгрии, в то время как славянские племена располагались в других регионах: в Задунавье, в Моравии, в Нитранском крае. Тем самым, геномы из нужных могильников не подвергались расшифровке. Также следует учитывать, что раннесредневековые славяне в качестве погребального обряда всё ещё практиковали кремацию, и в полном объёме славянская ДНК была недоступна для генетиков.
 
Но данные ответы снимают проблему лишь частично, поскольку касаются только членов славянских общин, но не тех, кто покидал эти общины, не славянских женщин, выходивших замуж за аваров, и не потомков от межрасовых браков – их должны были хоронить за пределами этнической славянской территории и по аварским обычаям. А подобные случаи едва ли носили единичный характер - историки пишут об Аварском каганате как о «плавильном котле», отмечая далеко зашедшие здесь процессы этнической фузии. Даже если славяне компактно группировались лишь в определённых областях аварской политии, в условиях демографического доминирования и панмиксии славянские гены должны были диффузно распространиться на всё аварское население. Этого, однако, не наблюдается.

Тогда, возможно, теория «плавильного котла» является преувеличением, и различные этнические группы Аварского каганата поддерживали брачную изоляцию? Это неверно, поскольку десятки людей, погребённых в степном Альфёльде, были идентифицированы генетиками в качестве аваро-римских метисов. Даже в ядровом владении верхушки авар, в аварском домене в междуречье Дуная и Тисы, в могильниках, принадлежащих представителям одного рода или клана, среди индивидов монголоидной расы встречаются южноевропейские женщины и люди смешанного аваро-романского происхождения. Наиболее яркий пример – образец, обозначенный A1817, исследованный в статье «Ancient genomes reveal origin and rapid trans-Eurasian migration of 7th century Avar» и взятый из раннеаварского элитного могильника в местечке Кунпешер (Kunpesz;r) в вармедье Бач-Кишкун. Данная персона является, по всей видимости, аваро-романским миксом первого поколения, то есть, скорей всего один из родителей A1817 был аваром или аваркой, а другой – римлянином или римлянкой, и при этом остальные сэмплы из Кунпешер демонстрируют бесспорный восточноазиатский генетический профиль. Аналогичных кейсов для славян нет, кажется, ни одного.

Таким образом, на занятых кочевниками равнинах к востоку от Дуная чересполосно с мигрантами из глубин Азии проживало внушительное  южноевропейское население, и эти две неродственные популяции активно смешивались между собой. Как уже отмечалось ранее, большинство исследованных образцов аварского периода в принципе принадлежит либо лицам, генетически сходным с южноевропейцами, либо лицам, имеющим ощутимую южноевропейскую примесь, будь их оставшийся компонент азиатским, германским или славянским. 

Не исключая в настоящий момент никаких вариантов, в том числе и такого, согласно которому по стечению обстоятельств учёные не располагали достаточным количеством образцов ДНК славянских обитателей Среднедунайской низменности, примем во внимание  и альтернативу - славянский контингент Каганата не мог существенно повлиять на аварский генофонд ввиду своей относительной малочисленности, а основную массу подданных авар составляли индивиды с южноевропейской генетикой. В связи с этим есть соблазн предположить, что наименование склавины применялось византийскими авторами по отношению не к славянам, а к пёстрой, но провинциальноримской в своей основе массе аварских вассалов, а на собственно славян это название перешло поздней по неясным сейчас причинам, либо же имена "склавины" и "славяне" имеют разную этимологию и лишь случайно созвучны.

Итак, картина взаимоотношений между аварами и славянами, передаваемая источниками, удивительно точно соответствует результатам генетических исследований, показывающих сожительство и смешение авар с жителями окраин Римской империи - потерявшими свою племенную идентичность италиками, кельтами, иллирийцами, фракийцами, и скорей всего не может подразумевать этнических славян. Конечно, едва ли эти римские уроженцы использовали для общения в качестве lingua franca славянский язык, как то предполагает Флорин Курта - нет видимых мотивов, по которым они должны были прибегнуть к новому, неизвестному им языку вместо широко распространённых и привычных латыни или греческого.


Рецензии