Глава 6 Родственные связи моей мамы Серафимы Петро

Глава 6
Родственные связи  моей мамы Серафимы Петровны

Родственные связи моей мамы Серафимы Подгорной (Чесноковой) такие же обширные, как  связи моего отца Семена Подгорного.  Больше того, переплетение этих связей образовало такую прочную сеть родов и фамилий, что начать о них рассказ надо с самого начала, насколько это мне известно.
Начну  с  семьи ее родной бабушки Марии Варламовны Чесноковой (Даниловой), рассказывая, как постепенно одна семья  дополняется другой семьей, один род встречается и переплетается с другими родами, укрепляя дружбу, обеспечивая взаимоподдержку и  взаимовыручку между семьями. 
Схематично ниже приведены основные сведения о последовательности ветвей родословного дерева.

ДАНИЛОВЫ
Варлаам Михайлович – сын Василий Варламович – внук Варлам Васильевич 1848-1910гг.,  его жена Полина Степановна.
Дети:
1. Мария,1868г.р.в 1886г.вышла замуж за Чеснокова Ивана.
2.Николай,1871г.р. в 1889г. женился на Арине.
3.Гавриил, 1873 г.р, женился на Чемезовой Прасковье Петровне.
4.Кристина,1876г.р., вышла замуж за Аникина Ивана Мамонтовича в 1895г.
5.Надежда, 1878г.р.
6.Афанасий,1880г.р.
7.Аксинья.

ЧЕСНОКОВЫ.
Чесноков Иван. Жена Данилова Мария Варламовна с 1886г.
Их дети:
1. Василий,
2. Афанасий,
3. Ефим,
4. Пётр,
5. Николай. 
Чесноков Пётр Иванович. Жены:1) Анастасия Журавлёва. Дети: Харетина, Агрофёна, Мария, Афимья, Серафима.2) Аксинья. Дочь Евдокия.
Харетина вышла замуж за Никишкова и уехала жить в город Свободный.
Агрофёна вышла замуж за Куролесова Дмитрия Филипповича (родного брата Фёклы Филипповны - жены Михаила Григорьевича Подгорного). Жила в Нижней –Тамбовке.
Афимья вышла замуж за Данилова Никона Николаевича и жила в селе Лосевка.
Серафима вышла замуж за Подгорного Семёна Григорьевича. До 1956 года жила в с. Лосевке. До1958года жила в с. Синеглазово. С 1958 до 1961года жила в городе Кургане у сына Николая. С 1961 по1995г. жила в г. Ахтубинск Астраханской области
Евдокия до  середины 60-х жила в селе Лосевка, далее, до начала 70-х – в Курганской области, а затем переехала в село Голубицкое Краснодарского края. 

ДАНИЛОВЫ (следующие поколения) 
Данилов Николай Варламович .  Жена АРИНА. Дети: Артемий, Никон, Иван, Полина, Николай, Алексей, Наталья. Татьяна.
Младшая дочь Артемия Вера вышла замуж за Митусова Александра Григорьевича (старшего сына тёти Вари, т.е. моего двоюродного брата).
Никон женился на Чесноковой  Афимье Петровне, т.е. родной сестре моей мамы Серафимы. Их дети: Василий (приёмный сын), Надежда, Мария, Раиса, Лидия, Валентина. 
С дочерью Ивана Надеждой мы вместе учились в 9-м и 10-м классах Викторовской средней школы, а его сын Алексей дружил с моим братом Николаем.
Наталья была замужем сперва за Куролесовым Василием Григорьевичем, а затем за Суровицким.
Татьяна была замужем за Белогуровым и жила селе Нижнетамбовское Хабаровского края.

АНИКИНЫ
Первое поколение: Аникин Мамонт Григорьевич.
Его дети:
1.Иван, 1878 г.р. 2.Василий, 1880г.р.3.Семён. 4. Николай.
Второе поколение: Иван Мамонтович.
В 1895г. женился на Даниловой Кристине Варламовне, родной сестре Чесноковой Марии (Даниловой) и родной сестре Данилова Николая.
Их дети:
1. Михаил, 1896г.р. 2.Александр, 1898г.р. 3.Андрей, 1901г.р. 4.Василиса. 1905г.р. 5.Аксинья, 1908г.р. 6.Мария, 1911г.р. 7.Агрофёна, 1915г.р. 8.Василий, 1915,г.р.
Мария  Ивановна Аникина вышла замуж за Подгорного Спиридона Григорьевича. Так начался род Подгорного Валерия.
Василиса вышла замуж за Куролесова Александра Григорьевича, а затем за Степанова.
Агрофёна вышла замуж первоначально за Михалёва Их дочь Екатерина, а затем за Куролесова Дмитрия Филипповича (родного брата Фёклы Филипповны Подгорной). Их дети: Валентина, Лидия, Надежда, Нина, Вера, Виктор. Вместе с указанными детьми в этой семье рос ещё сын Дмитрия Филипповича от его первой жены Чесноковой Агрофёны Петровны (родной сестры моей мамы Серафимы Петровны). Его звали Николай. У него был сын Дмитрий. Жили они в Кокчетаве. Мы с Николаем встречались один раз при моей поездке в Кокчетав. Все восемь детей Агрофёны Ивановны  получили  профессиональное образование  и  разъехались по всей России.
При таком переплетении родственных взаимосвязей, зачастую непросто определить кто кому кем приходится, то ли дядей, то ли братом, а может и племянником.
Нелишним будет напомнить о семейном устройстве рода по отцовской линии – о роде Подгорных.

ПОДГОРНЫЕ
Первое поколение
Григорий Николаевич,1879г.р., Анастасия Николаевна,1882,г.р., Яков Николаевич,1885г.р.
Второе поколение:
1.Дети Григория Николаевича и Ховроньи Яковлевны:
 1)Татьяна. Мужья:1) Немков Ефим. Сын Николай.2) Уфимцев Феофан-Сын Виктор.
 2)Михаил. Жена Куролесова Фёкла Филипповна. Дети: Наталья, Екатерина, Матрёна, Виктор и Полина.
 3) Спиридон. Жена Аникина Мария Ивановна. Дети: Василий, Аксинья, Степан, Екатерина, Надежда, Вера, Николай, Леонид, Александр и Сергей.
 4)Пётр (старший). Жена Мария Васильевна. Дети: Дарья, Юрий и Полина.
 5)Семён. Жена Чеснокова Серафима Петровна. Дети: Николай и Владимир.
 6)Варвара. Муж Митусов Григорий Антонович. Дети: Александр, Николай, Алексей и Владимир.
 7)Алексей. Жена Волобуева Агрофёна Ивановна. Дети: Раиса, Владимир и Валентина.
 8) Мария. Муж Антонов Михаил Иванович. Дети: Александр и Нина.
 9) Пётр (младший). Пропал «без вести» в годы ВОВ.
10)Илья. Жена Осипова Валентина Алексеевна. Дети: Вера, Люба, Владимир, Григорий, Светлана, Юрий, Елена и Алексей.
11)Иван. Жена Порвина Надежда Кузминична. Дети: Василий, Нина, Надежда, Анна и Галина.
2.  Анастасия Григорьевна. Муж Соломкин Феодосий. Дети: Фёдор, Иван, Прокопий, Степан и Анна (Чемезова).
3.Яков Григорьевич. Жена Ольга Васильевна. Дети: Татьяна и Василий.

Как уже раньше было сказано, в 1933 году мой отец женился на Чесноковой Серафиме Петровне.
Её бабушка Данилова Мария Варламовна в 1886 вышла замуж за Чеснокова Ивана, в их семье родилось пять сынов: Пётр(отец моей мамы), Василий, Николай, Афанасий и Ефим (в количестве есть сомнения).
У Чеснокова Петра Ивановича от первой жены родились: Харетина, Аграфена, Мария, Афимья и младшая -  Серафима (моя мама). Спустя несколько лет после рождения младшей дочери Серафимы, Петр Иванович остался без жены, а дети без матери.  Через пару лет Пётр Иванович женился на Аксинье Ивановне, которая будучи душевной и доброй женщиной, заменила девочкам  мать. Мы, внуки, долгое время  не догадывались об этом.
В 1927 году у них с Петром Ивановичем родилась дочь Евдокия, всеми нами любимая тетя Дуся. 
Как я уже писал,  когда  моего отца избрали председателем колхоза Боевое, то он сразу же перевёз в Боевое своих родителей. А вместе с нами также перебрались в село Боевое  дядя Ваня (Иван Григорьевич) и тётя Дуся (Евдокия Петровна Чеснокова, мамина сестра). Старики и дядя Ваня жили на частной квартире, а тётя Дуся  жила с нами. Все  взрослые работали в колхозе.
В 1941 году она окончила курсы трактористов. Им с подружкой дали чудо-технику: газогенераторный трактор ХТЗНАТИ, который работал на газе «СО». Газогенератор был установлен за кабиной тракториста и работал на дровах. Работала тётя Дуся трактористом только один сезон.
После окончания войны тётя Дуся вернулась в Лосевку, где работала в колхозе на различных должностях. Затем она  встретила Сумина Александра Павловича, за которого вышла замуж. У них было трое детей: Александр,.Николай и Раиса. Николай ещё в детском возрасте трагически погиб, качаясь на провисших элактрических проводах, которые были
Александр, проучившись один год в морском училище, ушёл из училища служить срочную службу. Затем окончил институт и  стал работать как инженер- механик. В настоящее время живёт в станице Юбилейная Краснодарского края, работает фермером.
Тётя Дуся, вместе с дядей Сашей, в 60 –е годы первоначально переехали в Курганскую область, где жил и работал мой брат Николай, а затем переехали в село Голубицское Темрюкского района Краснодарского края. Тёте Дусе уже за 90 лет и живёт она с дочерью Раисой, которая также  живёт с семьей в селе Голубицкая Краснодарского края.
В 1961-м году я, обосновавшийся на новом месте службы в Ахтубинске, приехал в Курган забирать мать, и мы решили вместе с семьей брата Николая, перед отъездом навестить бабушку. Она  жила с младшей маминой сестрой тетей Дусей в селе Введенское Курганской области (примерно двадцать км от Кургана). Бабуля, находясь в преклонном возрасте,  больше лежала, грелась на печи, жаловалась на болезни и немощь. Мы с Николаем и тетей Дусей завели разговор о совместной поездке на родину в Лосевку. Услышав о наших  планах, бабуля необычайно воодушевилась,  подошла к столу,  с удовольствием выпила пол-рюмочки домашней настойки   и сказала одну из свои прибауток : «Выпьем, закусим, все горе забудем! Я еду с вами!» Отговаривать ее мы не стали, да и не получилось бы ничего. Так мы и отправились в дальний путь большой семьей, человек десять, сначала поездом из Кургана до Кокчетава, далее автобусом до Лосевки. В Кокчетаве на привокзальной площади  нам, к счастью,  встретился   троюродный  брат Соломкин Гена, работавший водителем местного рейсового автобуса,  случайно услышавший  мой вопрошающий голос в очереди и доставивший нашу большую компанию без приключений  до самых дверей дома тети Афимьи (старшей маминой сестры) в Лосевке. Сейчас, вспоминая этот путь, понимаю, как самоотверженна  и неприхотлива была бабуля,  решившись  на такое непростое путешествие, которое она перенесла безропотно и терпеливо.  Бабуля, воспитавшая шесть дочерей, своих и приемных, множество внуков,  прожила более  90 лет, оставив после себя  добрую вечную память.
Харетина вышла замуж за Никишкова,  Аграфена – за Куролесова Дмитрия Филипповича,  и они все уехали на Дальний Восток. Харетина - в город Свободный, а Аграфена - в поселок Нижнетамбовское, который находится на правом берегу Амура напротив Комсомольска-на-Амуре. Афимья вышла замуж за Данилова Никона Николаевича. Мария замуж не выходила.  Она  была инвалидом детства. Но природа наградила ее уникальным голосом, пела она так, что ее голос был слышен  на весь Орловский край.
Родные братья дедушки Петра были хорошими плотниками и помогали местным зажиточным крестъянам Усачёвым строить мельницу, которая находилась у южной окраины села Лосевка. А затем решили для себя построить мельницу у северной части села. В это время началась коллективизация. Не введённую в строй мельницу братьям пришлось  бросить,  и трое из братьев: Василий, Афонасий и Ефим,  по уговорам агентов по найму,  уехали на Дальний Восток. Брат Николай первоначально перебрался в Красиловку, а затем до конца своих дней жил в Викторовке,  и был отличным кузнецом. Дедушка Пётр со своей большой семьей остался жить в Лосевке.
Родной брат Марии Варламовны Николай Варламович Данилов в 1889 году женился на девушке Арине, фамилию которой нам не удалось  узнать. У них в семье родилось традиционно много детей: Артемий, Никон, Иван, Полина, Николай, Алексей и Наталья.
Сестра Марии и Николая Даниловых Кристина вышла замуж за Аникина Ивана Мамонтовича, у которых родились: Михаил, Александр, Андрей, Василиса, Аксинья, Мария (в будущем жена Подгорного Спиридона Григорьевича), Агрофена и Василий.
Из  рассказа о том, что Чесноков Иван женился на Даниловой Марии Варламовне следует, что род Чесноковых породнился с родами Даниловых,  Аникиных, Куролесовых,  Суровицких и Подгорных (после женитьбы моего отца на моей матери). С этими родами всегда поддерживалось доброжелательное отношение. Так же мы стали относиться и к роду Суминых, когда тётя Дуся вышла замуж за Сумина Александра Павловича. Так же, по- родственному, складывались отношения и с родом  Соломкиных Феодосия и Анастасии Григорьевны (Подгорной).
В прекрасных отношениях вся наша семья была с семьёй маминой сестры тёти Афимьи. Её мужем был Данилов Никон Николаевич. Дядя Никон был уважаем всеми нами, отличался физической силой и исключительным трудолюбием. Он ни минуты не сидел без дела, казалось, что у него в руках постоянно какой-то хозяйственный инструмент. Такой же  трудолюбивой была и тётя Афимья. Пока их приёмный сын Василий служил в армии срочную службу, дядя Никон  на своем участке земли поставил сруб дома для него. После возвращения и женитьбы Василия,  сруб разобрали, перевезли и заново установили  в районном центре, в  селе  Зеренда, где Василий работал водителем грузовой машины. Там у него родилось четыре дочери,  четыре красавицы. Таня, Валя и Лена живут с семьями и работают в Москве, а Ирина с семьёй живёт в селе  Юбилейное Темрюкского района Краснодарского края.
Кроме Василия, в семье тёти Афимьи и дяди Никона росли еще  пять дочерей: Надя, Мария, Рая, Лида и Валя. Надя живёт в селе Зеренда, а Мария и Валя с семьями в селе Юбилейное, Рая и Лида в селе Лосевка.
Дядя Никон был разносторонним мастером и прекрасным рыбаком. У него была своя лодка. Когда мы с моей  молодой женой Таей, а брат Николай с женой Валей или тётя Дуся с дядей Сашей и бабушкой Аксиньей приезжали в гости в с. Лосевку, то все  всегда останавливались у тёти Афимьи. Дядя Никон каждое утро приносил с рыбалки свежую рыбу. Тётя Афимья пекла нам прекрасные пироги с рыбой. Вкуснее я не пробовал.
Во время наших с Таей приездов в Лосевку, на обед приглашались все  родственники, жившие в селе и Подгорные, и Даниловы, и Суровицкие, и Куролесовы. Из города Кокчетав приезжал дядя Ваня с тётей Надей (голосистой певуньей). Музыка, песни и танцы продолжались допоздна.
Обычно семейные праздничные столы накрывались во дворе, так, чтобы все поместились за большим столом.  Мужчины иногда выходили посидеть на скамейки у  полисадника,  где курили и беседовали на самые различные темы. Одна беседа дяди Никона и дяди Свирида мне особенно запомнилась. Необходимо при этом заметить, что дядя Никон является двоюродным братом тёти Марии (жены дяди Свирида). Дядя Свирид говорит, что он любит свою Марию, но в молодые годы ему нравилась и Афимья, за которой он собирался поухаживать, но дядя Никон оказался удачливее.  Дядя Никон отвечает: «Наша с тобой любовь к одной девушке напоминает соревнование по перетягиванию каната. С  твоей стороны ты был один, а с моей стороны нас было двое: я и моя любовь, моя Афимья. Поэтому ты и потерпел поражение.» Мы, присутствующие при этом разговоре, молча слушали умудрённых и поседевших мужчин и удивлялись их откровенному и сердечному разговору.
Особо хочу отметить традицию, сложившуюся  в роду  Подгорных   и принятую не только нашей семьёй. Она состояла в том, что, когда все садились за стол,  никто не приступал к еде,  пока  старший в семье, отец или мать,  не дадут свое «добро». Этот обычай имеет большое значение в воспитании и в сплочении членов семьи в единый, дружный, уважающих старших и друг друга коллектив.


Рецензии