Глава 11. Мои университеты. Иркутск

Глава 11.
Мои университеты. Иркутск.

Как я уже написал, в 1951 году мы остались без отца. В это время Николай учился на первом курсе Уральского Политехнического Института, а я учился в 6-м классе. Мы с мамой вели домашнее хозяйство, и это давало нам продукты первой необходимости: яйца, молоко, творог,  мясо, огород – также был большим подспорьем, и очень выручал заработок в колхозе «Пламя» в летние каникулы 1954 и 1955 годов.  После смерти отца нам, как семье служащего, начали выплачивать государственное пособие по  потере кормильца в размере 144  рубля в месяц: 100 рублей из них мы  посылали Николаю - студенту, а 44 - оставляли на сахар и соль. Благодаря нашему небольшому домашнему хозяйству, продуктов у нас было достаточно, а вот соль и сахар надо было покупать.  Николаю же было нелегко. Как раз на питание не хватало. Нередко его выручала знакомая тёти Афимьи - Анна Никулина, жена председателя колхоза, бывшего до моего отца председателем колхоза села  Лосевка.   Мы звали ее по-семейному -  тётя Нюра. Он была добрая и отзывчивая женщина.  Она длительное время жила у тёти Афимьи на квартире вместе с мужем, а также и несколько лет  после его смерти. Мама Серафима была с нею в дружеских отношениях, поэтому тётя Нюра  так заботливо относилась к Николаю. Спустя несколько лет после  окончания войны она уехала к себе на Родину, в город Свердловск. При поступлении в институт, Николай останавливался у неё на квартире, и потом, будучи студентом нередко навещал ее.
Так и получилось, что оставшись без отца, видя, каким нелегким трудом удается матери кормить нашу семью, и с детства не чураясь никакого домашнего труда, мы с Николаем рано поняли и поставили себе задачу: получить образование,  получить современную, интересную специальность и в дальнейшем обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. 
Учились мы всегда старательно, ответственно относясь к любым заданиям, так было заведено отцом, и по-другому быть не могло. 6-ой и 7-ой классы я окончил в Лосевке, 8-ой –в Зеренде, а 9-й и 10-й –в Викторовке. Когда учился в 10-м классе, то с большим интересом принимал участие в районной  олимпиаде. Научившись от родных игре на баяне, самостоятельно, хоть и кое-как, освоил игру на пианино,  и, при случае,  на праздничных мероприятиях с большим воодушевлением играл марш «Смело товарищи в ногу» и другие вещи, а  вместе с одноклассником Кочневым Николаем пели песню «Дети разных народов».  На районной спартакиаде среди школьников прыгал в длину и высоту, и бегал 100 метровую дистанцию, где занял 3-е место. Это был 1956 год.
По окончании школы, в том же 1956 году, по совету родственников, я  поступил в Иркутское  военное авиационное техническое училище. Предварительно мы-абитуриенты проходили медицинскую комиссию и сдавали экзамены по двум предметам в областном военкомате в городе Кокчетав. 
Везде я учился так, как об этом напутствовал мне мой отец: «Всё надо учить один раз и так, чтобы осталось прочитанное в голове  на всю оставшуюся жизнь». Этому напутствию отца я следовал всю жизнь. И ещё одно правило я соблюдал в своих действиях: «Делать всё нужно так, как будто на тебя смотрит любимая женщина и твоя мама».
В поезд на Иркутск мы сели в Петропавловске. Вагоны были забиты так, как будто вся страна переезжает на Дальный Восток. До самого Иркутска мы  все шесть парней ехали на третьих полках.
По приезду в Иркутск мы пошли в кафе позавтракать. Неожиданно к нам подошёл в гражданской одежде  мужчина с вопросом - куда мы едем. Это нас смутило и слегка озадачило. У соседа спрашивает: «Ваша фамилия?» Тот отвечает: «Сидоров!» Я не растерялся и  на тот же вопрос бойко отвечаю: «Петров!». А он представил удостоверение милиционера. Тогда уж все прояснилось, и  мы объяснили:  кто мы и куда едем. Он объяснил нам, как доехать до училища.
В  училище нас разместили за городом у небольшой речки в палаточном городке. В столовую и на экзамены водили строем в училище. Со многими ребятами, за время пребывания в палаточном городке, мы подружили на многие годы. А с Сидоровым Геннадием,   мы  были знакомы еще с Кокчетава,  учились в одном классе, дружили и много лет служили в одной  войсковой части. После сформирования батальона в лагере было ещё три абитуриента, не набравшие нужного количества баллов. Один из них красиво играл на баяне. Нам так хотелось, чтобы баянист был принят! Мы  сказали об этом комбату.  Каково же было наше удивление и радость, когда мы узнали в числе курсантов нашего баяниста!
На первом же занятии командир взвода лейтенант Минеев Ю. П. нам разъяснил, что у нас в процессе занятий в училище должна быть не только цель - получить специальность, но и  дополнительная цель: с первого занятия учиться так, чтобы окончить училище с «красным дипломом», чтобы иметь возможность выбора места дальнейшей службы.    Для этого следует с первого же занятия учиться в полную силу. Командир взвода почти ежедневно присутствовал на наших самоподготовках, и мы быстро привыкли  к необходимому распорядку.
Меня избрали комсоргом классного отделения. Я вспомнил, как мы с Соломкиным Геннадием и Гукк Артуром  готовились втроём к  экзаменам в 8-м, 9-м и 10-м классах. После каждого самостоятельно прочитанного раздела, один из нас рассказывал, а другие дополняли рассказчика, при необходимости. Этот метод мы называли «Учебное звено».  Его я предложил использовать при подготовке курсантов  к экзаменам,   и он был принят. Это дало положительный эффект: зимнюю сессию более 15 –ти курсантов окончили с отличными оценками. Государственный экзамен по конструкции самолёта, например, сдали на отлично 22 курсанта из 26-ти. Командование училища так оценило мою роль в этом успехе классного отделения, что предложило мне выступить  на торжественном собрании по случаю выпуска курсантов  из училища.
Выбор места службы после окончания училища- это только стимул для хорошей учёбы, «учебные звенья»- это только способ достижения цели, а успех, в первую очередь,  в основном, зависит от каждого лично. К майским праздникам наше классное отделение заняло одно из первых мест в училище и второго Мая командование училища выделило нашему взводу четыре бортовых машины для поездки на экскурсию на озеро Байкал. Вот это для нас был настоящий подарок!
Также мы учились и дальше. За два месяца пребывания в училище  полностью освоили армейский образ жизни, и внутренние наряды, и караульную службу, и наряды в столовую для чистки картошки. Постепенно стали заниматься увлечениями по интересам: с  Шевчуком Борисом - спортивной гимнастикой и фотографированием, игрой на баяне - с Шенином Владимиром, Сафроновым Николаем,   и чтением книг – все вместе.
Иногда случались культпоходы в кинотеатр училища и в город: в театр музыкальной комедии или в драмтеатр. После нового года нам разрешили самостоятельно  бывать в увольнении в городе. При этом мы ходили или в кино, или на танцплощадку в городской парк, а зимой - на танцы в какой-нибудь институт.  Женатых в нашем классном отделении не было. После получения офицерского звания сразу женились только три выпускника. Это объясняется тем, что никто заранее не знал: где ему придётся служить после окончания  училища.
Работа по техническому обслуживанию самолетов  стала моей жизнью,  моей повседневной работой на следующие десять лет. За это время я много учился: закончил  Московский Авиационный институт (заочно) и перешёл на инженерную работу, где прослужил еще почти двадцать лет.  Но  об этом – позже.


Рецензии