Главное, чтобы было модно и престижно...
На открытие выставки собралась вся местная и даже приезжая богема. Художники, критики и галеристы – все с умным видом рассматривали экспонаты и бурно обсуждали их глубокий смысл.
- Это же гениально! - восклицала молодая художница со стрижкой «Медуза» на длинных оранжево-голубых волосах, разглядывая кучу мусора. - Автор хотел показать нам, что ценность вещей относительна.
- А я вижу здесь отсылку к проблеме потребления, - задумчиво произнес солидный критик, поправляя очки.
- Безусловно, это отражение нашего тревожного времени, - поддержала его галеристка с малиновым бобом на голове в сочетании с бритыми висками.
Между тем, простые люди, заглянувшие на выставку из любопытства, чувствовали себя совершенно растерянными.
- И это называют искусством? - недоумевал пожилой мужчина, разглядывая холст, на котором был изображен большой красный квадрат, усеянный черными стрелками, разлетевшимися, словно от взрыва, в разные стороны.
- Да уж, искусство стало доступно каждому, - с сарказмом заметила стоящая с ним рядом женщина, указывая на инсталляцию из старых телевизоров разных марок и размеров, на вершине которой допотопный маленький телевизор показывал статичные помехи.
К ним подошел с умным видом молодой человек с длинными волосами, покрашенными в желтый и зеленый цвета, и задумчиво произнес:
- Художник, по всей вероятности, хотел, чтобы люди задумались о цикличности технологического прогресса.
- Или просто решил, что электронный мусор — это новый тренд в искусстве, - хмыкнул пожилой мужчина и отошел в сторону, с недоумением разглядывая фиолетовую кляксу на полотне цвета фуксии. Надпись гласила: «Экзистенциальная эссенция №7».
- Художник просто пролил краску и решил, что это выглядит достаточно, чтобы назвать это искусством, - пробурчал он себе под нос. - В конце концов, кто мы такие, чтобы судить о великом творческом гении? И, махнув, рукой вышел из выставочного зала.
В разных местах галереи красовались инсталляции, которые собирали возле себя ценителей этого вида искусства. В одном из них под табличкой «Парад старых ботинок» были выставлены ровные ряды изношенных ботинок, от грубых армейских сапог до детских башмачков, смотревших в одну сторону.
— Вы только взгляните на эту обувь! – восхищалась дама лет пятидесяти. – Очевидно же, что они символизируют сложность человеческого пути и неизбежность старения...
—Вот это аллегория! – удовлетворенно покивал головой мужчина с легкой сединой на висках. - Старые ботинки — как наши мечты: поношенные, потрёпанные, но упорно шагающие вперёд!
— Смотрите, вот эти красные сапожки явно олицетворяют революционный дух! – одобрительно сказала дама, похожая на божий одуванчик, которая, по всей видимости, пережила не одну смену власти.
Не меньшее внимание привлекла к себе и инсталляция «Электронное кладбище», представлявшая собой груду выброшенной электроники, притрушенной пылью.
- Вот это мощно! Сколько гаджетов в моей жизни тоже покоится на полках. Прямо-таки обличение нашего потребления, - смеясь сказал один из посетителей.
— О, сколько здесь запечатлено воспоминаний! – тяжело вздохнул другой. - Вот же мой старый монитор! Страшно подумать, сколько ночей за ним убито...
— Это всё про нас! – ворчливо произнес мужчина с недовольным лицом. - Оторвались от природы, превратились в электро-скот. А потом в мусор.
— Так, а это точно искусство? – спросила молодая девушка у своего спутника. - По-моему, это просто свалка, которой разрешили быть гламурной.
Оживление среди посетителей вызвала и инсталляция «Портрет ржавчины», сделанная из ржавых труб, которые соединили между собой не менее ржавыми зажимами в виде силуэта человека. Из дырок одной из них, проеденной ржавчиной, которая, по-видимому, представляла собой поднятую руку, капала вода.
- Как гениально! – прозвучал в тишине восторженный женский голос. - Это ведь про временное, про разложение, а может, и… про бюрократию.
- Да, вы правы, это, наверное, про тлен бытия, - согласился с высказанным мнением мужчина в строгом черном костюме.
— Это не портрет человека, это портрет общества! – вступил в обсуждение подошедший критик.
Но наиболее обсуждаемой стала инсталляция из пластика, названная автором «Пластиковый океан», которая заполнила один из углов выставочного зала пластиковыми бутылками, пакетами и другими пластиковыми отходами. В центре находилась статуя русалки, сделанная из пластиковых ложек и вилок.
Глядя на нее, между посетителями завязался оживленный диалог:
— С первого взгляда очевидно, что эта русалка символизирует женскую сущность, утопающую в современном мире потребления, - с ухмылкой прокомментировал один из них.
- Или это призыв готовить больше блюд из морепродуктов, раз уж ложки и вилки тут, - предположил другой.
— Вы все не правы, - возразила женщина строгой учительской внешности. - Пакеты здесь — это наше стремление к свободе, ведь их всегда уносит ветер. Бутылки — символ замкнутости, поскольку мы заперты в своих привычках. А русалка… ну, она, конечно же, наблюдает за всем этим с глубокой грустью.
- А тогда причем здесь вилки и ложки? – поинтересовался тщедушный мужичок в свитере толстой вязки, чтобы выглядеть более внушительно. Однако ответа он не получил, так как женщина быстро переместилась к другой инсталляции и стала с повышенным интересом рассматривать ее.
— Если копнуть глубже, то всё очевидно: автор хотел показать, что русалки тоже любят фастфуд, но переработка отходов их не волнует, - высказался вездесущий критик. - Глобальное послание, конечно».
— Пакеты, бутылки, ложки... – не согласился с ним один из посетителей с ироничной усмешкой на лице. - По-моему, автор просто выложил сюда всё, что накопилось у него за годы пользования, чтобы освободить кладовку или гараж, и назвал это искусством.
Словом, обсуждения велись возле каждого экспоната, вызывая у одних то ли деланный, то ли искренний восторг, у других – недоумение, у третьих – всецелое или частичное непонимание увиденного.
Как-то само собой город N стал центром современного искусства, и в него потянулись художники со всей страны, чтобы и себя показать, и на других посмотреть. Они привозили с собой самые необычные экспонаты, на которые была способна их фантазия. Правда, трудно было понять – здоровая она или больная.
Однако, среди всего этого разнообразия, особое внимание привлекла работа молодого художника из местной художественной школы. Он представил на выставку инсталляцию, которая состояла из обычной скамейки, стоящей посреди пустого зала. На скамейке лежала книга, а рядом стояла чашка кофе.
- Это же гениально! - воскликнули критики. - Автор показывает нам, что искусство – это не только форма, но и содержание. Он заставляет нас задуматься о смысле жизни и о нашем месте в мире.
Работа молодого художника произвела фурор. И тогда сантехник Федя, в котором вдруг «проснулся» художественный талант, решил пошутить над арт-рынком. Он собрал кучу старых вещей, которые валялись у него на чердаке: ржавые гвозди, поломанный велосипед, на котором ездил еще его дед, а также старую бабушкину шаль, потерявшую краски от времени, - и подошел к созданию инсталляции «Три свидетеля забвения» осмысленно и творчески.
Ржавые гвозди он аккуратно сложил горкой, создав «пик Времени». Поломанный велосипед поставил на заднее колесо и с помощью подпорок из других ржавых деталей гордо устремил переднее колесо в потолок, а бабушкину шаль небрежно набросил на велосипедный руль…
Гости были поражены. Они обсуждали ржавые гвозди как метафору человеческого существования, старую шаль как символ бренности бытия, а велосипед как аллегорию стремления к своим мечтам.
Мир искусства, охваченный новой волной абсурда, благодаря творчеству Феди, наполнился самыми неожиданными "шедеврами". Посетители выставок, вдохновленные критиками и собственным воображением, находили в этих произведениях глубочайшие смыслы.
Пустая консервная банка, прикрепленная к потолку, стала символом ничтожности бытия и бесконечности космоса. Посетители проводили часы, глядя в ее дно и пытаясь разглядеть в нем отражение своей души.
Обычная швабра, прислоненная к стене под углом, превратилась в аллегорию человеческой жизни, полной взлетов и падений. Некоторые видели в ней образ танцовщицы, другие – символ борьбы добра и зла, а третьи усмотрели в швабре свою жизнь, полную неожиданных поворотов и препятствий.
Одним из самых обсуждаемых экспонатов на выставке стал "Ржавый гвоздь на подставке". Критики утверждали, что он символизирует одиночество человека в современном мире, его отчужденность от природы… И посетители, вдохновленные этими интерпретациями, начинали чувствовать себя глубоко несчастными. Один из них даже прослезился, сказав:
- Я никогда не думал, что обычный гвоздь может вызвать столько эмоций.
"Кусок бетона с трещиной", представлявший собой фрагмент стены, извлеченный из какого-то заброшенного здания, стал метафорой хрупкости человеческого существования. Некоторые видели в трещине символ времени, которое неумолимо разрушает все живое.
"Старая шина, подвешенная на тросах" стала вдруг олицетворением колеса фортуны, которое постоянно вращается, то поднимая человека на вершину успеха, то бросая в бездну отчаяния.
А "Скомканный лист бумаги", этот, казалось бы, самый простой экспонат, вызвал наибольшее количество интерпретаций. Одни видели в нем символ хаоса, царящего в мире, другие – символ творческого начала.
Федя тоже не остался в стороне и выставил под стеклом ржавую кастрюлю, возле которой собиралось много посетителей.
- Я чувствую, что эта ржавая кастрюля смотрит прямо в мою душу и видит все мои тайны, - ахала одна из женщин.
— Мне нравится идея, что она «смотрит в душу». Но в мою она, кажется, поглядывает с упрёком за то, что я не мою посуду сразу, - откликнулась другая.
— А вы заметили, как эта кастрюля идеально соотносится с олицетворением рутины? Она как символ нашей усталости — сверху покрылась ржавчиной, а внутри – пустая, - глубокомысленно подметил мужчина профессорского вида, обходя экспонат вокруг.
— Нет-нет, вы не понимаете, - возразила ему женщина в деловом брючном костюме. - Это про выгорание технологий. Видите эту ржавчину? Это мы, когда слишком много работаем и забываем про себя.
— А мне кажется, этот экспонат вообще про семейные отношения. Она пустая, потому что из нее ушло супружеское тепло и взаимопонимание, - не согласилась с ней женщина с усталым лицом и темными кругами под глазами.
— А я думаю, Федя просто не знал, куда ее деть, а выбросить было жалко, - хихикнул молодой парень. - Вот она и стала звездой выставки.
— Зато теперь мы все стоим здесь и обсуждаем ржавую кастрюлю, - поддержал, не скрывая иронии, его друг, стоящий рядом. - Не это ли высшее искусство?
Городская газета, чтобы оставаться на гребне новостной волны, даже взяла у Феди интервью.
- Как вам пришла в голову идея выставить ржавую кастрюлю как произведение искусства? -спросил его корреспондент.
На что местная знаменитость ответил:
- Ну, знаете, я просто смотрел на неё и думал: "А почему бы и нет?" Мне кажется, в каждом предмете есть своя история, своя душа.
- То есть, вы считаете, что любой мусор может стать искусством? – последовал следующий вопрос.
- Абсолютно! Искусство – это не только красивые картины и скульптуры. Искусство – это все, что нас окружает. Это жизнь, это мы сами.
После таких философских взглядов на жизнь Федя прославился еще больше. Критики тоже не остались в стороне. Они писали восторженные статьи о "новой волне в искусстве", о "деконструктивизме обыденности" и о "философии мусорной корзины".
Один из них, весьма почитаемый в своих кругах, назвал Федю «гением нашего времени, поскольку он разрушил все условности и показал нам, что искусство – это не элитарное занятие, а часть нашей повседневной жизни».
После этого каждая новая выставка Феди становилась событием. Люди приезжали с разных городов, чтобы увидеть своими глазами его "шедевры" и прикоснуться к миру искусства, где все возможно. В руках у их были каталоги с репродукциями ржавых гвоздей, старых швабр и прочего хлама, который Федя выдавал за искусство. На лицах – смесь благоговения и восторга.
Посетители выставок, вдохновленные речами критиков, начинали видеть в каждом экспонате глубокий философский смысл. Они писали в своих блогах восторженные отзывы о том, как произведения Феди заставили их задуматься о смысле жизни и роли человека во Вселенной.
"Раньше я никогда не предполагала о том, что обычная вешалка может нести в себе такую глубокую символику," – делилась своими впечатлениями одна из посетительниц выставки.
"Я чувствую, что Фёдор открыл для меня новый мир, полный тайн и загадок," – признавалась другая.
Многие даже пытались сами расшифровать "послания", которые, по их мнению, скрывались в произведениях этого великого художника инсталляций. Они писали целые трактаты о его творчестве, анализировали каждый штрих, каждую царапину. Так, благодаря таланту критиков и легковерности публики, обычный хлам превратился в произведения искусства, а Федя – в гения современности.
Конечно, были и скептики, которые открыто высмеивали все это безумие. Но их голоса тонули в общем хоре восторженных отзывов. Ведь в мире, где все относительно, где нет никаких абсолютных истин, можно верить во что угодно. Главное – чтобы это было модно и престижно.
Книги автора – историческим романом «Анна-королева франков», детективами «Бандероль с секретом» и «Судьба на острие ножа», мистическими триллерами «Проклятие древних Теней» и «Таинственные сны», фантастическими романами «Битва за кристаллы Любви», «Хроно-Хранители Вечности» и «Последний дракон», любовно-детективным триллером «Танцующие под дождем» и «Ложь в красках правды», любовно-психологическими романами «Под маской любви» и «Не могу без тебя», художественно-изотерическим романом «Тайны воплощения души» и научно-популярным изданием «За вратами загадочной Вселенной» - вы можете приобрести на интернет площадках ЛитРес, Ридеро, Амазон, Озон и других. Аннотации к ним можно прочитать на авторской странице Ларисы Печенежской литературного портала «Проза.ру».
Свидетельство о публикации №224111800183
Как известно, реклама - двигатель торговли; так вот в мире искусства это играет особую,а вернее главную роль. Авторитетный, признанный искусствовед с хорошо подвешенным языком может любой мусор провозгласить Шедевром, и "тонко чувствующие"знатоки старательно этому верят. Так что ключ к успеху - дорогостоящая проститутка по имени Искусствовед. Если щедро заплатишь - станешь признанным гением, и любой твой плевок, размазанный левой пяткой на холсте, будет Шедевром, и стоить будет чудовищно дорого.
У меня есть повесть "Пропавший Рафаэль", так вот в 3 главе я подробно описал такие процессы, весьма рекомендую. Повесть автобиографична.
С уважением Александр Макаров 6
Александр Макаров 6 19.11.2024 06:49 Заявить о нарушении
Лариса Печенежская 19.11.2024 14:37 Заявить о нарушении