057 Выступление Макаренко на встрече с читателями

057 Выступление Макаренко на встрече с читателями (1936)

Воспитатель, признанный ЮНЕСКО одним из четырёх педагогов*, определивших способ педагогического мышления в XX в., Антон Семёнович Макаренко (1888 —1939) знаменит как автор «Педагогической поэмы» (1925—1935), переведенной на 18 языков народов СССР и 36 иностранных. В этом произведении писатель описал колонию им. Горького под Полтавой (Украина). которой он руководил в 1920 —1928 гг. 25 октября 1936 г. на встрече с читателями Московского завода «Шарикоподшипник» состоялось публичное выступление А.С. Макаренко.

28 августа 1933 г. спецкор. «Известий» продиктовал в редакцию сообщение: «Сегодня, в 11 час. утра, к парадным комнатам харьковского вокзала подошли специальные вагоны, в которых Эдуар Эррио**… со своими спутниками следует по территории УССР… После приезда французские гости осматривали детскую трудовую коммуну им. Дзержинского***. Французские общественные деятели подробно ознакомились с административной структурой коммуны, с производством, бытом коммунаров — быв. беспризорных и малолетних правонарушителей. Гости были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну, обилием цветов и свежего воздуха. Эррио подробно беседовал с помощником начальника коммуны по учебной части т. Макаренко и интересовался, каким образом руководству коммуны удается воспитывать одновременно в одних стенах и беспризорных, и подростков, имеющих профессионально-уголовные навыки. Тов. Макаренко подробно разъяснил французским гостям, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия на ребят являются дисциплина коллектива и коллективный труд. После осмотра общежития и фабрики духовой оркестр коммуны исполнил импровизированный концерт, который вызвал у гостей глубочайшее внимание и восторженные отклики».
_____________________________________
*  Еще Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и М. Монтессори (о ней см. очерк в этой книге).
**  Неоднократный премьер-министр и председатель палаты депутатов Франции, выступавший за дружбу с СССР. В нашей стране Эррио побывал трижды, в 1922. 1933 и 1945 гг. По окончании поездки в 1933 г. он «заявил, что все сообщения о голоде на Украине являются большой ложью и выдумкой нацистской пропаганды», вылив, таким образом, ушат холодной воды на разгоряченные западные СМИ.
***  Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского открыта 29 декабря 1927 г. Этот маленький детский коллектив был выделен из большой колонии им. М.Горького. Им так же руководил А.С. Макаренко.

В колонии воспитывались воры, хулиганы, малолетние проститутки, «трудные» дети неумелых родителей. А.С. Макаренко, разработав систему воспитания, пользовался ею с большим успехом. Он был единственный воспитатель на 500—600 воспитанников в коммуне им. Дзержинского. Учителя, повара, инженеры, техники и др. — занимались своими делами. Жили ребята самостоятельно, соблюдая гигиену и чистоту — ее проверяли, как на флоте, с помощью белого носового платка.

Коммуна им. Дзержинского была вторым местом работы, где Макаренко внедрил свою систему, позднее получившую его имя. Апробировал ее педагог в 1920 —1928 гг. в колонии им. Горького, где обучал и воспитывал малолетних правонарушителей, привлекая их к «общему делу» — «посильному труду для достижения понятных и обозримых целей, к общей пользе». При этом воспитатель утверждал, что «применяемая им система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений». Основой системы было реальное дело, личный пример педагога, совместное управление воспитанников и сотрудников, общее собрание, ротация командиров отрядов, развитие творческой активности личности, «требовательная любовь» к детям и т.д.

Главным же педагог считал коллектив, в котором воспитанники связаны общими целями. «Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми». Система Макаренко готовила из «отбросов общества» полноценных граждан, которые затем становились частью советского народа, который сломал хребет европейскому нацизму и первым вырвался в Космос. Из 3000 воспитанников ни один не вернулся к прежнему своему антиобщественному ремеслу.

Во многом подвигли Антона Семеновича к этому поприщу произведения Максима Горького, чье имя он и присвоил колонии. Горький встречался с Макаренко, бывал в колонии, отредактировал «Педагогическую поэму» и настоял на ее публикации в 1935 г. В советское время книгу прочитали миллионы людей. Макаренко несколько раз встречался с читателями. Одним из ярких стало выступление педагога на Московском заводе «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича 25 октября 1936 г. Отрывок из речи, часто прерываемой смехом и аплодисментами.

«Я… не думал писать книгу для того, чтобы у меня учились работать с беспризорными. У меня была другая цель — я хотел доказать нашему широкому обществу, а не педагогам, что эти дети, которые назывались беспризорными, — это такие же обыкновенные, хорошие, нормальные дети, как и все дети. Я хотел вызвать у читателей симпатию к этим детям и тем самым в какой-то мере улучшить нашу работу по воспитанию этих детей… Мне хотелось, показать, что только в нашем обществе — обществе трудящихся, в советском обществе, даже из людей третьего сорта, последнего сорта, из тех людей, которых на Западе сваливают на свалку нищеты, огромной смертности и каторжного фабричного детского труда, — могут получиться и получаются образцовые, настоящие советские, …большевистские коллективы. Мне хотелось на всей этой стихии беспризорщины отразить наш советский стиль — стиль нашей жизни. Наконец, мне хотелось высказать… те чисто педагогические мысли, которые возникали у меня в процессе работы…

Явление воспитания — чрезвычайно широкое явление. Трудно понимать его только как явление детское, в особенности в Советском Союзе, где воспитание сделалось одним из широчайших общественных дел…

Если спросить, например, откуда взялась наша новая советская молодежь, то ведь прямо как будто ниоткуда, как будто у нас никаких особенных воспитательных книг не написано, как будто и Наркомпросы наши работали плоховато…, как будто и родители наши плавают еще в вопросах воспитания, настоящего коммунистического воспитания, и любовь у нас не всегда зефиром звучала, иногда сквознячком прохватывало. Семейные формы нашего быта недостаточно утряслись. Семья наша только теперь получает свое оформление.

Но вот смотрите — на наших глазах выросли десятки тысяч новых, совершенно новых, страшно интересных людей, которые фактически сейчас ведут нашу работу, — это молодежь, советская молодежь».

P.S. Сегодня «из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % — преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?» (О. Стрелкова). Ответ прост. Система Макаренко была неотъемлемой частью социальной — социалистической системы, для которой она и воспитывала граждан. Выпускников же сегодняшних детских домов наш квазибуржуазный социум, похоже, не собирается встречать хлебом-солью.

Рисунок из Интернета.  А.С. Макаренко с воспитанниками


Рецензии