Салат из гаек будете делать
В наших домах на проспекте Ленина было кафе Гренада, задняя дверь которого выходила во двор. Почему партийные органы Треста ресторанов и столовых решили именно так назвать кафе остается для меня загадкой. Командовала там заведующая производствам Зинаида Моисеевна, фамилию не помню. Командирша она была знатная. Работницы ее слушались.
Мы, будучи молодыми пацанами: Илюха и Марик Вайнштейны, Саша Безруков, Игорь Шишкин, Олег Садов,сидя на лавочке частенько наблюдали, как Зинка, так мы ее промежсобой звали, заворачивала делами. Целыми днями к столовой приезжали продуктовые грузовики. Бывало вечером привезут машину с мясом, а утром на другой машине уже вывозили. Или привозили одни продукты питания, а вывозили другие. Зинка так развернулась, что каждый день увозила домой полный багажник продуктов. Не обижала она работников кафе. Каждая повариха тащила домой тяжелые сумки.
В ожидании Зинки муж Вася сидел с нами на лавочке, где мы играли в карты. Вечером на синей "Ладе" шестой модели Вася приезжал за ней каждый день. Кстати имя «Зинка» мы переняли от него. Наколки на руках говорили о его нибезоблачном прошлом. На матерого каторжанина Вася похож не был и мы с ним с удовольствием общались.
Когда из-за дверей показывалась Зинка и командным голосом звала Васю, тот с нами прощался и шел за тяжелыми большими сумками, которые аккуратно укладывал в багажник Жигулей. Куда уходило столько продуктов мы не спрашивали. Наверное продавалось через колхозный рынок или расходилось по соседям.
Раз случился забавный случай. Как обычно к Гренаде подъехал грузовик. Водитель вызвал заведующую. Зинка быстро глянула в открытую дверцу грузовика и позвала работниц кафе на разгрузку. Зинка им приказала разгружать мясо в хранилище. Вдруг работница по старше говорит заведующей производством:
-Зинаида Моисеевна, ми не можем мясо трогать, оно свинья... свинья... Нам харам будет!
Все женщины были местной кабардинской и балкарской национальности, то есть по рождению считались мусульманками, хотя никто из них никогда не делала намаз. Середина 80-х годов еще были махровыми советскими годами и понятия - «харам», «нельзя трогать свинину», не для всякого были понятными. Зинка услышав эти слова нахмурилась, вытянула указательным жестом руку в сторону завода «Гидрометаллург» и как зарычит на весь двор:
-Что?! Какой еще харам? На завод! Салат из гаек будете делать! А я других найду, кому можно и свинью, и барана, а если понадобится, и ешака даже трогать!
Женщины быстро побежали к машине и быстро начали разгрузку свинины! И больше никогда Зинаиде Маисеевне не приходилось повторять дважды, когда нужно было разгружать хрюшку. Собственное благополучие пересилило все моральные и этические нормы местной жизни.
P.S. На фотографии та самая лавочка, которая упомянута в рассказе.
Свидетельство о публикации №224111800486